Водный гоблин (Чешский : Водник; первоначально опубликовано Н. Симроком с английским названием The Water-Fay ) - это симфоническая поэма, Op. 107 (B. 195), написанная Антонином Дворжак в 1896 году.
Источником вдохновения для «Водного гоблина» послужило стихотворение, найденное в сборнике Карела Яромира Эрбена под названием Китице. Четыре из шести симфонических стихотворений, написанных Дворжаком, были вдохновлены поэтическими произведениями из этого сборника.
Водник рассказывает история в четырех частях о озорном водяном гоблине, который ловит тонущие души в перевернутых чашках.
Симфоническая пьеса Дворжака, написанная в форма рондо замечательно повторяет написанные стихами Эрбена; во многих местах текст литературно соответствует музыке Дворжака. Это вполне может быть результатом того факта, что Дворжак заимствовал свои темы из написания слов Эрбена в музыке. Таким образом, Дворжак создал для симфонической поэмы 7 тем, в основном четыре такта.
Сначала водный гоблин представляет четырехтактовую тему, начинающуюся с трех повторяющихся нот. Эти три повтора оказываются жизненно важными для всей композиции: большинство других тем начинаются с трех повторов, литавры придают трехчастный ритм той части, где девушка хочет пойти к озеру, церковные колокола звонят по три раза в восемь часов. Часы, водяной гоблин трижды стучит в дверь.
Во-вторых, дочь знакомится с милой невинной темой, где треугольник заставляет ее искриться в глазах. Как бы красиво эта тема ни звучала, в основе лежит те же три повтора, которые легли в основу темы гоблинов. Большая разница в том, как они играются: гоблин представлен в форме стаккато, где все три ноты короткие и характерные по звуку, а у девушки есть игра легато, где три ноты играются долго и почти скользят друг в друге.
Третья тема знакомит мать с темой саспенса си минор, что делает настроение еще более грустным. И снова ее тема начинается с трех нот, хотя ритм нот меняется. Ожидание формируется хроматизмом второстепенной темы. Позже Дворжак использует эти две темы наоборот, как будто вторичная тема становится первичной, а первичная - вторичной.
В следующем разделе Дворжак меняет с минорной на си-мажор, чтобы указать на стойкое состояние души. дочери, когда она направляется к озеру. В этом разделе важная роль отведена литаврам, которые играют соло, хотя оно должно быть менее громким, чем остальной оркестр. Они снова играют три повторения нот, но Дворжак также делает вариацию на них. Он переходит с трех восьмых нот на пять шестнадцатых, вперед и назад и так далее. Он, возможно, хотел показать заклинание, в котором находится дочь, но наверняка это сделает надвигающийся апокалипсис более ярким, чем если бы он использовал только оригинальные 3 удара. Этот раздел заканчивается ритардандо (замедление), поэтому слушатель готов к внезапному быстрому и короткому завихрению скрипки, когда мост треснет.
Следующий раздел начинается с внезапного аккорда E – C – G, когда девушка падает в воду. Дворжак снова меняет тональность на си-минор для темы водяных гоблинов и ускоряет темп до живого allegro vivo, изображающего кружащиеся воды, охватывающие девушку, для чего Дворжак также использует русский прием нисходящей целой шкалы тонов и дьявольское наслаждение водяного гоблина.
Водяной гоблин оценивается для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, английского рожка, 2 кларнетов, бас-кларнета, 2 фаготов, 4 рожков, 2 трубы, 3 тромбонов, тубы, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, там-там, колокольчики и струнные.
Полноценная публичная премьера произведения состоялась в Лондоне 14 ноября 1896 г. Полноценная публичная премьера произведения состоялась 1 июня 1896 г. в Пражской консерватории под Антонин Бенневиц.
Для австрийской премьеры в Вене Венской филармонии под управлением Ханса Рихтера 22 ноября 1896 года доктора Роберта Хиршфельда попросили написать примечания к программе. По этому случаю Дворжак написал письмо, в котором излагает свои намерения и музыкальные решения для перевода стихотворения Эрбенса в музыку.