Обложка седьмого издания (1919 г.)) | |
Автор | Луиджи Пиранделло |
---|---|
Оригинальное название | Il fu Mattia Pascal |
Страна | Италия |
Язык | Итальянский |
Жанр | |
Дата публикации | 1904 |
Поздний Маттиа Паскаль (итал. : Il fu Mattia Pascal ) роман 1904 года Луиджи Пиранделло. Это одна из его самых известных работ и первая серьезная трактовка темы маски.
Главный герой, Маттиа Паскаль, обнаруживает, что его многообещающая юность из-за несчастья или проступка растворилась в унылой тупиковой работе и жалком брак. Его наследство и женщина, которую он любил, украдены у него одним и тем же мужчиной, его будущая жена и свекровь постоянно преследуют его, а его дочери-близнецы, которых мать пренебрегает, могут доставлять ему радость только до тех пор, пока безвременная смерть не потребует их. Смерть отнимает у него даже любимую мать.
Чтобы сбежать, он решает однажды ускользнуть в Монте-Карло, где он встречает удивительную череду удач и сколачивает небольшое состояние. Читая газету по возвращении домой, он обнаруживает, к своему огромному шоку и восторгу, что его жена и свекровь признали неизвестный труп его собственным. Столкнувшись с этой внезапной возможностью начать все сначала, он сначала бродит по Европе и, наконец, оседает в Риме под вымышленным именем. Его характер развивается неожиданным, даже замечательным образом. И все же одно замечательное действие приводит главного героя к кризису, за которым следуют дополнительные кризисы, которые приводят его к выводу, что продолжение его планов повлечет за собой только страдания для тех, кого он любит, именно потому, что вся его жизнь, включая драгоценную свободу, которую, как он думал, он получил от своего прошлое, теперь ложь. В конце концов он решает инсценировать собственную смерть и вернуться к своей первоначальной жизни. Но даже это оказывается трудным; его семья и город уже давно приспособились к его «смерти», и его собственное изменение характера побуждает его смилостивиться над своей женой, которая вступила в повторный брак. Таким образом, дважды мертвый покойный Маттиа Паскаль низводит себя до фигуры вне основного потока общества, до второстепенной части его собственной жизни.
Было сделано несколько экранизаций романа: