Первое издание в Великобритании | |
Автор | Джон Диксон Карр |
---|---|
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Серия | Гидеон Фелл |
Жанр | Мистика, Детектив |
Издатель | Хэмиш Гамильтон (Великобритания) и Харпер (США) |
Дата публикации | 1935 год |
Тип носителя | Печать |
Страницы | 303 |
Перед началом | Дозора смерти (1935) |
За ним последовало | Убийство в арабских ночах (1936) |
Пустой (Три гроба в США) - это роман 1935 запертой комнаты, действие которого разворачивается в Лондоне американским писателем Джоном Диксоном Карром, и с его постоянным следователем Гидеоном Феллом. В главе 17 содержится часто переиздаваемая «лекция в запертой комнате», в которой доктор Фелл обращается непосредственно к читателю, излагая различные способы совершения убийства в явно запертой комнате или в другой невозможной ситуации.
Книга получила высокую оценку многих критиков, а в 1981 году была признана лучшей загадкой запертой комнаты за все время жюри из 17 авторов и рецензентов.
Встреча профессора Шарля Гримо с друзьями в лондонской таверне прерывается иллюзионистом Пьером Фли, который угрожает Гримо и предупреждает о еще более опасном брате, который ищет жизнь Гримо. Гримо велит ему прислать брата и быть проклятым.
Несколько ночей спустя посетитель, скрывающий свою личность фальшивым лицом, приходит в дом Гримо, и его проводит в его кабинет экономка, мадам Дюмон. Секретарша Гримо, расположенная напротив двери кабинета, видит, что Гримо приветствует посетителя и впускает его; он продолжает смотреть, пока не раздастся выстрел. В комнате обнаруживают, что Гримо умирает; но нет ни посетителя, ни оружия, а за единственным окном сплошной снег. На смертном одре Гримо делает сбивающее с толку заявление, подтверждающее, что виноват его брат.
Гидеон Фелл обнаруживает, что до того, как Гримо поселился в Лондоне, он был известен как Короли Гримо Хорват, и что у него было два брата, один из которых теперь называет себя Флей. Годами ранее эти трое пытались сбежать из трудового лагеря Трансильвании, инсценировав собственную смерть, и были заживо похоронены в своих гробах.
Газета сообщает, что через несколько минут после стрельбы Гримо свидетели увидели Флея, идущего в одиночестве по заснеженной тупике, и услышали голосовой крик: «Вторая пуля для тебя!» за которым последовал выстрел. Флей находят мертвым в снегу, а рядом лежит револьвер, убивший его (и Гримо). На снегу нет следов, кроме его.
Из Трансильвании поступает сообщение о том, что трое братьев были заключены в тюрьму за ограбление банка, и что после побега из гроба Гримо намеренно оставил двух других умирать. Флей был спасен и возвращен в тюрьму, но третий брат погиб.
Фелл сообщает, что Флей шантажировал Гримо и угрожал раскрыть свою причастность к смерти третьего брата. На самом деле именно Гримо в отместку планировал убить Флея, а не наоборот. Сложный план Гримо состоял в том, чтобы создать иллюзию, что Флей вошел в кабинет, выстрелил в него, затем выскользнул из окна и вернулся в свою квартиру, чтобы покончить жизнь самоубийством.
На самом деле Гримо пошел в квартиру Флея, выстрелил в него, представил его самоубийцей с пистолетом в руке, затем надел картонное пальто и маску, готовые выдать себя за своего посетителя. Но его план сорвался, так как Флей не был убит сразу, и ему удалось выбраться на улицу, чтобы найти врача. Когда Гримаулд случайно показал себя, Флей закричал: «Вторая пуля для тебя!» и выстрелил, умирая от усилия. Несмотря на ранение, Гримо сумел вернуться в свой дом и приступил к осуществлению своего плана. Ранее он поместил большое зеркало прямо внутри двери кабинета, и, когда дверь открылась, он снял шляпу (и маску), чтобы наблюдательному секретарю показалось, что он уже находится в комнате и идет вперед, чтобы поприветствовать своего посетителя. Оказавшись внутри, он сжег картонные предметы и спрятал тяжелое зеркало в дымоходе, что привело к последнему кровотечению. У него было как раз достаточно времени, чтобы запустить петарду, чтобы имитировать выстрел.
Кажущаяся невозможность преступлений возникла совершенно случайно. Оказалось, что стрельба Флея произошла через несколько минут после стрельбы Гримо из-за неправильно установленных часов в витрине магазина; и Гримо не ожидал снега, что сделало предполагаемый побег Флея из окна невозможным.
Мадам Дюмон (теперь выяснилось, что она сообщница и любовница Гримо) подтверждает правильность решения Фелла и убивает себя.
Роман стал примечательным из-за «лекции в запертой комнате» в главе 17, объяснение доктора Фелла читателю рассказывается о различных способах совершения человеком почти- идеального убийства в явно запертой комнате или в другой невозможной ситуации. В своем «Каталоге преступлений» (2-е изд. 1982 г.) Барзун и Тейлор отмечают, что эта лекция действительно очень хороша: «двадцать страниц здравых рассуждений и прекрасного воображения в живых словах». Они считают, что книга заслуживает постоянного места на полке только для этой лекции.
В «Истории классического преступления в 100 книгах» (2017) Мартин Эдвардс назвал эту главу, в которой доктор Фелл откровенно признает, что он персонаж романа, «необычайно смелый ход». Эдвардс отмечает, что глава много раз переиздавалась как отдельное эссе, и что ее анализ различных сценариев запертых комнат никогда не был превзойден.
Барзуну и Тейлору понравились сам рассказ скорее меньше, чем лекция. Признавая гениальность сюжета, они считали персонажей «даже не заслуживающими доверия марионетками», а доктора Фелла «тупой собакой». Они также критиковали чрезмерную проблему невозможности и необходимость для читателя принимать «одну коррекцию линии роста волос за другой».
Многие другие критики придерживались совершенно иной точки зрения, и в 1981 году книга была выбрана как лучшая. загадка запертой комнаты всех времен, составленная группой из 17 авторов и рецензентов загадок. Мартин Эдвардс в 2017 году назвал книгу «удивительно уверенной» с великолепным первым абзацем. Он особенно высоко оценил мастерство и оригинальность автора, его чутье на жуткую атмосферу и ловкость его ярких описаний.
Книга также заняла 40-е место в Ассоциации криминальных писателей список 100 лучших детективных романов всех времен и № 96 в списке Mystery Writers of America «100 лучших мистических романов всех времен».