Капитан - это название пьесы эпохи Якоба, комедии, написанной Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер. Первоначально он был опубликован в первом фолио Бомонта и Флетчера из 1647.
Пьеса разыгрывалась при дворе людьми короля во время рождественского сезона 1612–1613 гг. (В период пышного празднования свадьбы короля Дочь Якова I принцесса Елизавета с Фридрихом V, курфюрстом Палатином ); труппа снова представила пьесу в суде в мае 1613 года. В частичном списке актеров, опубликованном вместе с пьесой во втором фолио Бомонта и Флетчера 1679 года, упоминается Ричард Бербедж, Генри Конделл, Уильям Остлер и Александр Кук. Поскольку Остлер почти наверняка присоединился к «Слугам короля» в 1609 году, считается, что пьеса возникла в период 1609–1212 годов.
Пьеса была возрождена в эпоху Реставрации, но не кажется были особенно популярны или часто ставились.
Ученые сходятся во мнении об авторстве пьесы. В отличие от некоторых других пьес Бомонта и Флетчера, таких как Король и никакой король, Трагедия горничной и Женщина-ненавистник, в которых Бомонт - доминирующий партнер, Капитан показывает, что рука Флетчера преобладает. Сайрус Хой, в своем обзоре проблем авторства в каноне Флетчера и его соратников, произвел такую разбивку между соответствующими долями двух драматургов:
- схема, которая согласуется с выводами более ранних критиков.
Комментаторы, которые возражают против этического и морального тона произведений канона Бомонта / Флетчера, сочли Капитана главным преступником. Критик Роберт Орнштейн раскритиковал сцену инцеста в «Капитане» за ее «отвратительную похоть».
Капитан рассказывает историю, имеющую явное общее сходство с более ранней «Ненавистницей»; более раннюю пьесу можно считать версией той же драматической концепции Бомонта, а более поздней - Флетчера. Джакомо, главный герой «Капитана», - еще один женоненавистник, и героиня Фрэнк любит его и находит способ исправить его и завоевать его. (В каждой пьесе женоненавистнический главный герой привязывается к стулу группой женских персонажей.) В параллельном сюжете Хулио и Анджело оба влюблены в «хитрую распутную вдову» Лелию.
Спектакль отличается открытым вызовом ожиданиям публики и чувством правдоподобия. В конце Хулио неожиданно вступает в брак с остроумной подругой Фрэнка Хлорой; и его приятель Анджело иронично комментирует: