Телеологический бихевиоризм - это разновидность бихевиоризма. Как и все другие формы бихевиоризма, он в значительной степени полагается на внимание к внешне наблюдаемому поведению человека. Подобно другим ветвям бихевиоризма, телеологический бихевиоризм учитывает когнитивные процессы, такие как эмоции и мысли, но не рассматривает их как эмпирические причины поведения. Вместо этого телеологический бихевиоризм рассматривает эти эмоции и мысли как само поведение. Телеологический бихевиоризм отличается от других ветвей бихевиоризма своим акцентом на способности человека к самоконтролю, а также подчеркивает концепцию свободы воли.
Основателем телеологического бихевиоризма является Ховард Рахлин, заслуженный профессор психологии Государственного университета Нью-Йорка, Стоуни-Брук. Первоначально сосредоточив свою работу на оперантном поведении, он в конце концов заинтересовался концепциями свободы воли в их применении к поведенческой экономике, и отсюда его интерес был направлен на родственную область телеологического бихевиоризма. Большое влияние на работу Рахлин оказали ранние философские взгляды Аристотеля на сознание, в частности то, как «классификация Артистотелем движений с точки зрения конечных, а не действенных причин соответствует Б.Ф. Концепция Скиннера операнта как класса движений с общей целью ». Эта концепция, которую имеет в виду Рахлин, является концепцией Артистотеля Телоса, «конечной причины», которая ведет всех нас вперед к общей цели. Рахлин также черпала вдохновение в трудах Толмена и Бандуры после их работы в области бихевиоризма. Пример концепции Артистотеля Телоса может быть взят из концепции питьевой воды. В то время как большинство бихевиористов рассматривают питье воды как прямую реакцию на жажду, Рахлин также учитывает долгосрочные последствия и считает, что человек пьет воду, чтобы в конечном итоге не умереть от жажды. Этот дальновидный взгляд предлагает другую точку зрения на поведение людей, которое нельзя так четко объяснить оперантным обусловливанием, концепцией поведенческой психологии, которая в основном фокусируется на краткосрочных реакциях, которым кто-то научился.
Что касается самоконтроля, Рахлин заявляет, что это не столько вопрос знания, что нельзя что-то делать, а скорее вопрос терпения. Он считает людей с сильным самоконтролем просто более «долгосрочными, ориентированными на поведение» или «дальновидными». Эта концепция рассмотрения дальнейших последствий в будущем связана со многими другими областями, особенно со вторым интересом Рахлин - поведенческой экономикой. Он сравнивает способность взвешивать варианты будущего с отказом от краткосрочных неудачных инвестиций в обмен на более прибыльные, более выгодные в более поздний момент времени.
Многие люди критикуют Рахлина за его точку зрения, поскольку его концепция простого рассмотрения потенциальных реакций на определенные ситуации в течение более длительного периода времени была провозглашена как более близкая к практике самопомощи, заключающейся в совершении хороших инвестиций и жизненный выбор, чем это близко к реальной психологической практике. Его главный противник этому аргументу заключается в том, что с помощью этого подхода ему удалось помочь людям, подготовив их к потенциальным негативным последствиям в будущем и научив их распознавать собственные потенциальные результаты, стоящие за их действиями.
Рахлин также имеет другая точка зрения на предмет Свободной воли, чем у большинства других людей. Он пишет: «Значение свободы воли заключается не в том, что может или не может происходить в головах людей или где-то еще в их телах, а в том, как термин« свободная воля »на самом деле используется сообществом для описания и управления явным поведением. »(Рахлин 2007). Другими словами, определения и ожидания общества - это то, что направляет нас с точки зрения того, что они считают правильным и неправильным, как и любые другие внешние факторы. Наши определения свободы воли зависят от того, насколько мы позволяем им влиять на наши действия.