Теория технологического разрыва - модель, разработанная MV Познер в 1961 году, в котором описывается преимущество, которым обладает страна, выводящая на рынок новые товары. Страна будет пользоваться сравнительным преимуществом, а также временным состоянием монополии, пока другие страны не достигнут способности имитировать новый товар. В отличие от прошлых теорий, которые предполагали, что рынок фиксирован и задан, таких как теория Хекшера-Олина, модель технологического разрыва обращается к технологическим изменениям. Он предполагает состояние экономики под влиянием науки, политики, рынков, культуры и, что наиболее важно, неопределенности, что угрожает основным неоклассическим экономистам, поскольку они объясняют экономические результаты, главным образом, на основе нехватки природных ресурсов. Теория поддерживается идеями Йозефа Шумпетера. В результате теория технологического разрыва часто отвергается экономистами-неоклассиками.
Теория предполагает, что две страны имеют схожие ресурсы факторов производства, условия спроса и соотношение цен на факторы производства до начала торговли. Единственное отличие - техника. Технологический разрыв существует между моментом, когда новые продукты импортируются с внешних рынков, и когда их заменяют отечественные производители. Между тем, по словам Понсера, разрыв состоит из трех лагов, а именно:
Общее отставание рассчитывается путем вычитания запаздывания спроса из запаздывания имитации. Если запаздывание спроса больше, чем запаздывание имитации, то внутренний рынок начнет требовать иностранные товары. Спрос на импортные товары, превышающий спрос на отечественные товары, в свою очередь, приведет к размыванию местного рынка и дефициту торгового баланса.
Разработка модели явного технологического разрыва началась с Ponser. Ключ к теории - скорость распространения технологии. В 1966 году Вернон расширил модель технологического разрыва до теории жизненного цикла продукта. Степень зрелости технологии стала новым ключом к динамичной экономической торговле. Теория Вернона перекликается с теорией технологического разрыва. Как показано на рис. показывает, что на этапе создания нового продукта продукт производится и потребляется только в странах-новаторах, обычно в развитых странах. Но по мере созревания продукта страны-подражатели, обычно развивающиеся страны, вмешиваются в рынок, продавая продукты по заниженным ценам. Производство продукта постепенно стандартизируется, и страны-инноваторы больше не могут монополизировать рынок.
В 1981 году Пазинетти предложил рикардианскую модель сравнительных преимуществ, в которой упор делается на скорость инноваций. Позже Дози и его коллеги подтвердили, что технологический разрыв является основой абсолютного преимущества в 1990 году. Более того, Dosi et al. усложняет определение диффузии, из-за чего плавный процесс диффузии больше не существует. Новое определение теперь записывается так: «процесс обучения, модификации существующей организации производства и, часто, даже модификации продуктов».
Технологические изменения являются кумулятивными, зависит от пути и не зависит от страны. Таким образом, его трудно разделить между народами. В настоящее время он может в значительной степени определять компетенцию нации и влиять на условия спроса и технологическую политику. В результате теория технологического разрыва сильно подчеркивает роль правительства в стимулировании инноваций.
Соединенные Штаты, как одна из самых технологически развитых стран в мире, экспортируют множество новых технологий, чтобы завоевать мировой рынок.. В большинстве случаев другие страны рано или поздно приобретают ту же технологию. При более низких затратах на рабочую силу США больше не имеют сравнительного преимущества в производстве одинаковых продуктов. Однако производители из США могут продолжать выводить новые технологии на зарубежные рынки, и в ходе этого процесса будет образовываться разрыв в новых технологиях.
Пока новые технологии распространяются в развивающихся странах, глобализация будет иметь положительное влияние. от них, иначе только пострадает внутренний рынок. Африканские страны, например Кения, в настоящее время страдают от технологического разрыва не только на глобальном уровне, но и внутри страны. Такие организации, как Организация Объединенных Наций, сейчас усиленно работают над устранением таких пробелов внутри стран.
В отличие от стран, технологические изменения между компаниями специфичны. Его можно измерить способностью фирмы производить и вводить новшества. Такие компании, как pwc, предлагают опросы и решения, помогающие сократить разрыв между бизнесом и технологиями, что также приведет к расширению коммуникаций и творческого потенциала всего бизнеса и сделает предприятие более конкурентоспособным на рынке.
5G - это пример, демонстрирующий влияние технологического разрыва на бизнес и между ними. В соответствии с теорией вице-президент и глобальный директор по инновациям Cisco сказал: «Нет ни одной страны, одной компании или одного континента, которые будут владеть 5G... Я просто не хочу, чтобы все внимание было сосредоточено на 5G, и кто доберется до финиша, спринт первым, потому что после этого гонка будет намного дольше ».