Tandy Graphics Adapter

редактировать
Графический адаптер Tandy
Tandy 1000 rl 1.jpg Компьютер Tandy 1000 RL с дисплеем Tandy Video II
Дата выпуска1984; 36 лет назад (1984)
Карты
начального уровняTandy Video I
High-endTandy Video II
История
PredecessorАдаптер цветной графики
ПреемникАдаптер расширенной графики
Пример изображения смоделированного 16-цветного экрана Tandy при 160x — 200

Графический адаптер Tandy (TGA, также Tandy graphics ) - это стандарт компьютерного дисплея для серии Tandy 1000 совместимых компьютеров IBM PC, который совместим с видеоподсистемой IBM PCjr но сам по себе стал стандартом.

Содержание
  • 1 Графика PCjr
  • 2 Конструкция оборудования
  • 3 Возможности вывода
    • 3.1 Tandy Video I / PCjr
    • 3.2 Tandy Video II или ETGA
  • 4 Популярность
  • 5 Несовместимость
  • 6 Технические детали
    • 6.1 Общая RAM
    • 6.2 Программируемая палитра
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
Графика PCjr

Серия Tandy 1000 началась в 1984 году как клон из IBM PCjr, предлагающих поддержку существующего программного обеспечения PCjr. В результате его графическая подсистема в значительной степени совместима.

PCjr, выпущенный в 1983 году, имеет графическую подсистему, построенную на основе IBM Video Gate Array (не путать с более поздним Video Graphics Array ) и MC6845 CRTC и расширяет возможности адаптера цветной графики (CGA), увеличивая количество цветов в каждом режиме экрана. Двухцветный режим CGA может отображаться с четырьмя цветами, а его четырехцветный режим может отображаться со всеми 16 цветами.

Поскольку PCjr в значительной степени отказал, а Tandy 1000 пользовался значительным успехом, их общее оборудование возможности рассматривались как функции Tandy, а не как функции IBM.

Хотя не существует конкретного названия для графической подсистемы Tandy (в документации Tandy это называется «Логика видеосистемы»), на обычном языке она называется TGA. Если не указано иное, информация в этой статье, которая описывает TGA, также применима к видеоподсистеме PCjr.

Хотя EGA в конечном итоге предоставит расширенный набор графики TGA на совместимых с IBM устройствах, программное обеспечение, написанное для TGA, несовместимо с картами EGA.

Аппаратное обеспечение

Графика TGA встроена в материнские платы компьютеров Tandy. PCjr использует специальный монитор с уникальным 18-контактным штекером, но адаптер позволяет использовать тот же разъем монитора DE-9 и распиновку, что и IBM CGA / EGA, для подключения к IBM Color Display. Tandy 1000 имеет разъем DE-9 напрямую.

Более поздние модели Tandy 1000 SL и TL предлагают улучшенную версию TGA, по-прежнему способную отображать 16 цветов, но с улучшенным разрешением 640 × 200.

Возможности вывода

Tandy Video I / PCjr

Системы Tandy 1000 до Tandy 1000 SL и PCjr имеют этот тип видео. Он предлагает несколько CGA-совместимых режимов и расширенных режимов.

CGA-совместимые режимы:

  • 320 × 200 в 4 цветах из 16-цветной (RGBI ) аппаратной палитры. Соотношение сторон пикселей 1: 1,2.
  • 640 × 200 для 2 цветов из 16. Соотношение сторон пикселей 1: 2,4
  • 40 × 25 с текстовым режимом шрифта 8 × 8 пикселей (эффективное разрешение 320 × 200)
  • 80 × 25 с текстовым режимом шрифта 8 × 8 пикселей (эффективное разрешение 640 × 200)

Оба текстовых режима сами могут быть настроены для отображения в монохромном или 16 цветном режиме.

В дополнение к режимам CGA, он предлагает:

  • 160 × 200 с 16 цветами (эквивалентно графическому качеству многих современных 8-битных домашних компьютеров и игровых консолей, с использованием того же объема памяти 16 КБ и пропускная способность машины в качестве исходных режимов CGA и аналогична / в некоторой степени способна совместно использовать графические ресурсы с режимом «композитного цвета» CGA, оставаясь при этом отображаемой на мониторах RGB)
  • 320 × 200 с 16 цветами
  • 640 × 200 с 4 цветами (из 16)

Некоторые игры обнаруживают оборудование Tandy и отображают улучшенную графику в режиме Tandy, даже если для них выбран режим отображения CGA, в то время как другие предлагают возможность выбрать графику «Tandy».

Tandy Video II или ETGA

Модели Tandy 1000 SL, TL и RL имеют этот тип видео. Он предлагает те же режимы, что и Tandy Video I, плюс еще один режим без CGA:

  • 640x200 с 16 цветами
16-цветная палитра Full CGA
черный. # 0000000серый. # 5555558
синий. # 0000AA1голубой. # 5555FF9
зеленый. # 00AA002светло-зеленый. # 55FF5510
голубой. # 00AAAA3светло-голубой. # 55FFFF11
красный. # AA00004светло-красный. # FF555512
пурпурный. # AA00AA5светло-пурпурный. # FF55FF13
коричневый. # AA55006желтый. # FFFF5514
светло-серый. #AAAAAA7белый (высокая интенсивность). #FFFFFF15
Популярность

Со встроенными портами джойстика, 16 цветов графика и многоканальный звук, Tandy 1000 считалась лучшей платформой для IBM PC-совместимых игр до эры VGA, а сочетание графики и звука стало фактическим стандартом », Tandy совместимый . " 28 из 66 игр, которые Computer Gaming World протестировали в 1989 году, поддерживали графику Tandy.

Несовместимость

Подсистемы видео PCjr и Tandy 1000 не идентичны. Одно отличие заключается в размере апертуры видеопамяти по адресу 0xB8000. Хотя видеооборудование PCjr может использовать до 32 КБ ОЗУ для видеобуфера, оно точно имитирует CGA, делая только 16 КБ доступными по адресу 0xB8000. Как и настоящий CGA, 16 КБ ОЗУ по адресу 0xB8000 имеют псевдоним по адресу 0xBC000.

Аппаратное обеспечение Tandy, напротив, делает все 32 КБ выбранной видеопамяти доступными по адресу 0xB8000. Это различие приводит к тому, что некоторые программы, написанные для графики Tandy, некорректно работают на PCjr, отображая изображения в формате 320x200 16 цветов или 640x200 с периодическими черными горизонтальными линиями: эффект «жалюзи».

Возможно, что программное обеспечение для PCjr, которое полагается на циклическое переключение памяти по адресу 0xBC000, не будет правильно работать на Tandy 1000.

Технические детали

Совместно используемая RAM

В отличие от всех других видеостандартов для ПК, разработанных IBM, TGA использует часть оперативной памяти системы в качестве видеопамяти. PCjr имел 64 КБ встроенной оперативной памяти на материнской плате, и дополнительные 64 КБ могут быть установлены через специальную карту, которая вставляется в специальный слот на материнской плате PCjr. Эти 64 КБ или 128 КБ основной ОЗУ являются особенными, поскольку используются совместно с видеоподсистемой PCjr.

Видеорежимы TGA используют 16 или 32 КБ ОЗУ каждый. В текстовых режимах используется 16 КБ, разделенных на 4 или 8 страниц, для текстовых форматов 80x25 или 40x25 соответственно.

В графических режимах основные 128 КБ ОЗУ разделены на восемь банков по 16 КБ. PCjr может использовать любой банк для создания видео в режиме видео, который использует 16 КБ. В режиме, который использует 32 КБ, он может использовать любой четный банк, объединенный со следующим более высоким нечетным банком. PCjr также может независимо сопоставить любой банк базового ОЗУ размером 16 КБ с адресом 0xB8000 для доступа к ЦП, для совместимости с CGA.

Помимо адреса 0xB8000, ЦП может получить доступ к любому банку в любое время через свой собственный адрес в первые 128 КБ адресного пространства. Первый банк перекрывает таблицу векторов прерываний процессора x86 и область данных, используемую BIOS, поэтому обычно он не используется для графики.

Использование системной памяти имеет преимущества: это экономит затраты на выделенную видеопамять, а динамическое ОЗУ обновляется контроллером 6845 CRT, пока видео работает, поэтому нет необходимости в отдельной схеме обновления DRAM.. В IBM PC XT, на котором основан PCjr, обновление DRAM выполняется одним каналом контроллера DMA 8237, запускаемым одним каналом 8253 программируемый таймер, в то время как в PCjr 8237 исключен, а канал таймера перепрофилирован (чтобы обойти другие проблемы, связанные с сокращением затрат в интерфейсе клавиатуры).

Можно использовать почти до 128 КБ ОЗУ для видео (если программное обеспечение в основном находится в ПЗУ - например, на картриджах PCjr - или в ОЗУ более первых 128 КБ), а отображаемые видеобанки можно переключать мгновенно для реализации двойной буферизации (или тройной буферизации, или до 7- кратная буферизация в режимах видео 16 КБ) для плавной полноэкранной анимации, чего CGA не может.

В компьютерах Tandy 1000 не предусмотрены меры по сокращению затрат PCjr (большинство из них имеют контроллер DMA 8237), но для совместимости с видео PCjr они используют ту же схему совместного использования RAM.

Программируемая палитра

При работе в режимах видео CGA, которые используют 1 или 2 бита на пиксель, TGA позволяет переназначить 2 или 4 записи палитры на любой из 16 цветов в гамме CGA. через программируемые регистры управления палитрой. Это позволяет программному обеспечению использовать режимы CGA, не ограничиваясь тремя аппаратными палитрами фактического CGA.

В графических режимах CGA доступны следующие улучшения в выборе цвета:

  • 320 × 200 в 4 цветах: три цвета переднего плана можно свободно выбирать в дополнение к цвету фона, который уже мог быть установлен на CGA
  • 640 × 200 в 2-х цветах: цвет фона можно свободно выбирать, вместо того, чтобы всегда быть черным, в дополнение к цвету переднего плана, который уже мог быть установлен на CGA.

Палитра логика сопоставления всегда активна, даже в текстовых режимах, поэтому можно вызвать изменение внешнего вида определенного текста (появление, исчезновение, смену цветов и т. д.), просто изменив палитру, не внося никаких изменений в байты атрибутов символа в ОЗУ.

Программируемая палитра PCjr / TGA была перенесена в IBM EGA, где она была расширена до 6-битных записей для 64 цветов, и так далее для расширенной палитры VGA.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:22:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте