Компьютер Tandy 1000 RL с дисплеем Tandy Video II | |
Дата выпуска | 1984; 36 лет назад (1984) |
---|---|
Карты | |
начального уровня | Tandy Video I |
High-end | Tandy Video II |
История | |
Predecessor | Адаптер цветной графики |
Преемник | Адаптер расширенной графики |
Графический адаптер Tandy (TGA, также Tandy graphics ) - это стандарт компьютерного дисплея для серии Tandy 1000 совместимых компьютеров IBM PC, который совместим с видеоподсистемой IBM PCjr но сам по себе стал стандартом.
Серия Tandy 1000 началась в 1984 году как клон из IBM PCjr, предлагающих поддержку существующего программного обеспечения PCjr. В результате его графическая подсистема в значительной степени совместима.
PCjr, выпущенный в 1983 году, имеет графическую подсистему, построенную на основе IBM Video Gate Array (не путать с более поздним Video Graphics Array ) и MC6845 CRTC и расширяет возможности адаптера цветной графики (CGA), увеличивая количество цветов в каждом режиме экрана. Двухцветный режим CGA может отображаться с четырьмя цветами, а его четырехцветный режим может отображаться со всеми 16 цветами.
Поскольку PCjr в значительной степени отказал, а Tandy 1000 пользовался значительным успехом, их общее оборудование возможности рассматривались как функции Tandy, а не как функции IBM.
Хотя не существует конкретного названия для графической подсистемы Tandy (в документации Tandy это называется «Логика видеосистемы»), на обычном языке она называется TGA. Если не указано иное, информация в этой статье, которая описывает TGA, также применима к видеоподсистеме PCjr.
Хотя EGA в конечном итоге предоставит расширенный набор графики TGA на совместимых с IBM устройствах, программное обеспечение, написанное для TGA, несовместимо с картами EGA.
Графика TGA встроена в материнские платы компьютеров Tandy. PCjr использует специальный монитор с уникальным 18-контактным штекером, но адаптер позволяет использовать тот же разъем монитора DE-9 и распиновку, что и IBM CGA / EGA, для подключения к IBM Color Display. Tandy 1000 имеет разъем DE-9 напрямую.
Более поздние модели Tandy 1000 SL и TL предлагают улучшенную версию TGA, по-прежнему способную отображать 16 цветов, но с улучшенным разрешением 640 × 200.
Системы Tandy 1000 до Tandy 1000 SL и PCjr имеют этот тип видео. Он предлагает несколько CGA-совместимых режимов и расширенных режимов.
CGA-совместимые режимы:
Оба текстовых режима сами могут быть настроены для отображения в монохромном или 16 цветном режиме.
В дополнение к режимам CGA, он предлагает:
Некоторые игры обнаруживают оборудование Tandy и отображают улучшенную графику в режиме Tandy, даже если для них выбран режим отображения CGA, в то время как другие предлагают возможность выбрать графику «Tandy».
Модели Tandy 1000 SL, TL и RL имеют этот тип видео. Он предлагает те же режимы, что и Tandy Video I, плюс еще один режим без CGA:
16-цветная палитра Full CGA | |||
---|---|---|---|
черный. # 000000 | 0 | серый. # 555555 | 8 |
синий. # 0000AA | 1 | голубой. # 5555FF | 9 |
зеленый. # 00AA00 | 2 | светло-зеленый. # 55FF55 | 10 |
голубой. # 00AAAA | 3 | светло-голубой. # 55FFFF | 11 |
красный. # AA0000 | 4 | светло-красный. # FF5555 | 12 |
пурпурный. # AA00AA | 5 | светло-пурпурный. # FF55FF | 13 |
коричневый. # AA5500 | 6 | желтый. # FFFF55 | 14 |
светло-серый. #AAAAAA | 7 | белый (высокая интенсивность). #FFFFFF | 15 |
Со встроенными портами джойстика, 16 цветов графика и многоканальный звук, Tandy 1000 считалась лучшей платформой для IBM PC-совместимых игр до эры VGA, а сочетание графики и звука стало фактическим стандартом », Tandy совместимый . " 28 из 66 игр, которые Computer Gaming World протестировали в 1989 году, поддерживали графику Tandy.
Подсистемы видео PCjr и Tandy 1000 не идентичны. Одно отличие заключается в размере апертуры видеопамяти по адресу 0xB8000. Хотя видеооборудование PCjr может использовать до 32 КБ ОЗУ для видеобуфера, оно точно имитирует CGA, делая только 16 КБ доступными по адресу 0xB8000. Как и настоящий CGA, 16 КБ ОЗУ по адресу 0xB8000 имеют псевдоним по адресу 0xBC000.
Аппаратное обеспечение Tandy, напротив, делает все 32 КБ выбранной видеопамяти доступными по адресу 0xB8000. Это различие приводит к тому, что некоторые программы, написанные для графики Tandy, некорректно работают на PCjr, отображая изображения в формате 320x200 16 цветов или 640x200 с периодическими черными горизонтальными линиями: эффект «жалюзи».
Возможно, что программное обеспечение для PCjr, которое полагается на циклическое переключение памяти по адресу 0xBC000, не будет правильно работать на Tandy 1000.
В отличие от всех других видеостандартов для ПК, разработанных IBM, TGA использует часть оперативной памяти системы в качестве видеопамяти. PCjr имел 64 КБ встроенной оперативной памяти на материнской плате, и дополнительные 64 КБ могут быть установлены через специальную карту, которая вставляется в специальный слот на материнской плате PCjr. Эти 64 КБ или 128 КБ основной ОЗУ являются особенными, поскольку используются совместно с видеоподсистемой PCjr.
Видеорежимы TGA используют 16 или 32 КБ ОЗУ каждый. В текстовых режимах используется 16 КБ, разделенных на 4 или 8 страниц, для текстовых форматов 80x25 или 40x25 соответственно.
В графических режимах основные 128 КБ ОЗУ разделены на восемь банков по 16 КБ. PCjr может использовать любой банк для создания видео в режиме видео, который использует 16 КБ. В режиме, который использует 32 КБ, он может использовать любой четный банк, объединенный со следующим более высоким нечетным банком. PCjr также может независимо сопоставить любой банк базового ОЗУ размером 16 КБ с адресом 0xB8000 для доступа к ЦП, для совместимости с CGA.
Помимо адреса 0xB8000, ЦП может получить доступ к любому банку в любое время через свой собственный адрес в первые 128 КБ адресного пространства. Первый банк перекрывает таблицу векторов прерываний процессора x86 и область данных, используемую BIOS, поэтому обычно он не используется для графики.
Использование системной памяти имеет преимущества: это экономит затраты на выделенную видеопамять, а динамическое ОЗУ обновляется контроллером 6845 CRT, пока видео работает, поэтому нет необходимости в отдельной схеме обновления DRAM.. В IBM PC XT, на котором основан PCjr, обновление DRAM выполняется одним каналом контроллера DMA 8237, запускаемым одним каналом 8253 программируемый таймер, в то время как в PCjr 8237 исключен, а канал таймера перепрофилирован (чтобы обойти другие проблемы, связанные с сокращением затрат в интерфейсе клавиатуры).
Можно использовать почти до 128 КБ ОЗУ для видео (если программное обеспечение в основном находится в ПЗУ - например, на картриджах PCjr - или в ОЗУ более первых 128 КБ), а отображаемые видеобанки можно переключать мгновенно для реализации двойной буферизации (или тройной буферизации, или до 7- кратная буферизация в режимах видео 16 КБ) для плавной полноэкранной анимации, чего CGA не может.
В компьютерах Tandy 1000 не предусмотрены меры по сокращению затрат PCjr (большинство из них имеют контроллер DMA 8237), но для совместимости с видео PCjr они используют ту же схему совместного использования RAM.
При работе в режимах видео CGA, которые используют 1 или 2 бита на пиксель, TGA позволяет переназначить 2 или 4 записи палитры на любой из 16 цветов в гамме CGA. через программируемые регистры управления палитрой. Это позволяет программному обеспечению использовать режимы CGA, не ограничиваясь тремя аппаратными палитрами фактического CGA.
В графических режимах CGA доступны следующие улучшения в выборе цвета:
Палитра логика сопоставления всегда активна, даже в текстовых режимах, поэтому можно вызвать изменение внешнего вида определенного текста (появление, исчезновение, смену цветов и т. д.), просто изменив палитру, не внося никаких изменений в байты атрибутов символа в ОЗУ.
Программируемая палитра PCjr / TGA была перенесена в IBM EGA, где она была расширена до 6-битных записей для 64 цветов, и так далее для расширенной палитры VGA.