В Египте находятся десятки тысяч суданских беженцев, большинство из которых ищут убежища от продолжающихся военных конфликтов в их родной стране Судане. Их официальный статус беженцев вызывает большие споры, и они подвергаются расовой дискриминации и насилию со стороны полиции.
Они живут среди гораздо более многочисленного населения суданских мигрантов в Египте, более двух миллионов человек суданской национальности (по большинству оценок; полный диапазон составляет от 750 000 до 4 миллионов (FMRS 2006: 5), которые живут в Египте. Комитет США по делам беженцев иммигранты считают, что гораздо больше этих мигрантов на самом деле являются беженцами, но не видят пользы в поисках признания.
Египет применяет политику «стреляй, чтобы остановить» против беженцев, пытающихся продолжить путь в Израиль. По данным Human Rights Watch, с 2007 года египетские пограничники застрелили более 50 беженцев, в том числе женщин и детей.
Насильственная дестабилизация и экономический коллапс, вызванные огромным количеством смертей и разрушений в Судане, вынудили миллионы мирных жителей покинуть свои дома и города. Многие беженцы, в настоящее время проживающие в Египте, бежали от Второй суданской гражданской войны, в ходе которой война «столкнула черных африканских сепаратистов» и « христиан » против «арабского правительства, возглавляемого мусульманами, северянами, которые пытались навязать стране исламские законы ». Каждый пятый суданец был убит в ходе войны, а более 4 миллионов мирных жителей Юга получили статус внутренне перемещенных лиц. Большинство этих ВПЛ пытаются переселиться за пределы страны, но эти усилия дали минимальные результаты.
Почти четверть беженцев сообщают, что их опыт взаимодействия с УВКБ ООН был для них самым большим стрессом после вооруженных конфликтов в Судане.
Хотя Египет является одним из первых государств, подписавших Конвенцию о беженцах 1951 года и Конвенцию ОАЕ о беженцах, ее невыполнение и многочисленные условия, введенные в Конвенцию 1951 года, существенно ограничивают права беженцев в Египте.
На протяжении всей истории большое количество суданцев жили в Египте в течение длительных периодов времени, часто перемещаясь между Египтом и Суданом. После войны 1983 года в Южном Судане, за которой последовал переворот 1989 года, Египет стал предпочтительным местом убежища для суданцев. До 1995 года соглашение Вади Эль Нил между Суданом и Египтом давало суданцам неограниченный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, владению недвижимостью и занятости. Однако после покушения на президента Мубарака в Аддис-Аббе в июне 1995 года, якобы совершенного суданскими исламистами, соглашение о Вади-эль-Ниль было аннулировано, в результате чего суданцы оказались на одном уровне с правами любого другого иностранца.
Из-за нежелания египетского правительства применять соответствующие процедуры для определения статуса беженца по институциональным и финансовым, а также политическим причинам, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) начало рассмотрение суданских заявлений о предоставлении статуса беженца в 1995 году. уровень безработицы и общее слабое экономическое положение, общественное мнение в стране в целом против предоставления прав суданским беженцам (образование, работа, собственность и т. д.) из-за потенциальной нагрузки на ресурсы и инфраструктуру страны. Что касается перспективы с точки зрения национальных интересов Египта, то предложение официального статуса беженца суданцам означало бы косвенное осуждение суданского правительства. Кроме того, в отличие от суданских беженцев, с палестинскими беженцами не обращаются как с типичными просителями убежища, которые требуют процесса определения статуса из-за чувства арабской солидарности с палестинским делом.
С 1997 года рост числа суданских беженцев и неудовлетворительные условия жизни в Египте заставляют уделять больше внимания переселению в третьи страны, обычно в Австралию, Канаду, США или Финляндию. Из 67 000 суданцев, которые обратились за статусом беженца в УВКБ ООН в период с 1997 по март 2004 г., только около 20 700 были признаны. Из числа признанных УВКБ переселило более 14 300 человек. Частное спонсорство в дополнение к программам воссоединения семей, проводимым посольствами Австралии и Канады, позволило переселить еще несколько тысяч человек.
Офис УВКБ ООН в Каире в прошлом использовал очень ограниченное толкование определения беженца, изложенного в Конвенции 1951 года о беженцах. Хотя большинство суданцев в Египте бежали из-за войны и насилия, многим было отказано в статусе беженцев, потому что они не смогли доказать «вполне обоснованные опасения преследований». Таким образом, в период с 1999 по 2003 год только 33% суданцев, подавших заявление о предоставлении статуса беженца в Египте, были признаны. С 2003 года процент суданцев, получивших статус беженца, существенно вырос до примерно 60-63% в результате расширенного толкования УВКБ ООН определения беженца в соответствии с Конвенцией ОАЕ.
Отсутствие статуса беженца и незаконность приводят к отсутствию доступа к занятости, образованию для детей, медицинскому обслуживанию, свободе передвижения и невозможности добиться справедливости. Как признанный беженец, лицо получает международную защиту, гарантированную правительством принимающей страны и УВКБ ООН, в основном в форме защиты от высылки и ареста:
Возможность получить вид на жительство и иммунитет от риска депортации и ареста рассматриваются суданскими беженцами в Египте как основные преимущества синей карты (документа беженца, выданного УВКБ ООН). Однако статус беженца в Египте гарантирует только ограниченный доступ к правам из-за оговорок, сделанных египетским правительством к Конвенции 1951 года.
- Грабска, Катаржина в маргинализации в городских пространствах глобального Юга: городские беженцы в КаиреВ январе 2004 года египетские политики написали закон для «Соглашения о четырех свободах», который предоставил суданцам и египтянам свободу передвижения, проживания, владения и работы в любой стране. Это позволит гражданам Судана въезжать в Египет без визы, чтобы жить в Египте на неопределенный срок без каких-либо специальных разрешений и им больше не нужно искать статуса беженца, чтобы оставаться в стране. Соглашение не позволит суданским беженцам пользоваться образовательными, медицинскими или социальными льготами, имеющимися у коренных жителей. Однако по состоянию на 2009 год соглашение еще не ратифицировано египетским правительством.
В свете референдума в январе 2011 года, на котором Южный Судан подавляющим большинством проголосовал за независимость, УВКБ ООН уже приступило к разработке планов действий на случай возможного притока суданских беженцев в Египет. Официальные лица Египта ожидают увеличения числа суданских беженцев в Египте, поскольку на севере Судана проживает более миллиона южносуданцев, и раскол страны может привести к массовому отъезду из Хартума. Тем не менее, плохой послужной список Египта в обращении с суданскими беженцами не позволяет представить себе надлежащее приспособление к массовому наплыву беженцев после возможного насилия в Судане после референдума.
Что касается египетского гражданства, беженцам запрещено приобретать гражданство, поскольку египетское гражданство предоставляется только на основании происхождения или ius sanguinis. Это исключает полную интеграцию беженцев в Египте даже для детей беженцев, родившихся в Египте.
Беженцы в Египте подвергаются дискриминации как со стороны правительства, так и со стороны гражданских служб. Ряд законов, принятых парламентом, фактически остановил юридическую и финансовую выгоду для беженцев всех национальностей, а реакция международного сообщества была ограничена.
Легальное трудоустройство в Египте для суданских беженцев «практически» невозможно. Право беженцев на работу определяется внутренним законодательством Египта, регулирующим трудоустройство иностранцев, закон No. 137 от 1981 года, в котором говорится, что беженцы должны подавать заявление о разрешении на работу наравне с любым другим иностранцем. Статья 53 Конституции Египта предоставляет право убежища политическим беженцам, однако лишь немногие наиболее известные люди смогли воспользоваться этим правом, например шах Ирана, Джаафар Нимейри из Судана и жена последнего короля страны. Ливия.
В соответствии с Законом о труде 2003 года и его имплементирующим постановлением министерства и постановлением министерства трудовых ресурсов и эмиграции 2004 года все иностранцы, включая беженцев, должны иметь разрешение на работу по «оплачиваемой» работе. Сообщается, что требования очень «жесткие» и включают оценку правового статуса, спонсорство работодателя и отсутствие конкуренции с гражданами. В 2006 году работодатели были обязаны предоставлять справку, подтверждающую, что граждане Судана не заражены СПИДом. В результате выполнения этих требований лишь небольшая часть суданцев получила разрешения на работу.
Для суданцев разрешение на работу составляет около 40 долларов; однако они должны доказать, что обладают уникальной квалификацией, чтобы получить разрешение на работу.
Большой приток суданских беженцев в Египет, начавшийся в конце 1990-х годов, привел к росту арендной платы и более высокой стоимости жизни беженцев, а также к социальной напряженности между коренными жителями и суданцами, которой не было во время прошлых притоков в 1980-х. Повышение арендной платы стало тяжелым бременем для суданских беженцев, особенно потому, что они должны платить за более дорогие меблированные квартиры, в отличие от коренных жителей, которые имеют право владеть собственностью.
Многие беженцы, которые не могут позволить себе арендную плату в Каире, живут в мрачных условиях бедных кварталов Каира или в бедных районах на окраинах города. Семьи беженцев также, как правило, делят квартиры, чтобы покрыть арендную плату, но переполненность и частые посещения членов семьи, что является обычным явлением в суданской культуре, иногда приводили к трениям между суданскими арендаторами и их египетскими домовладельцами. Более того, одинокие женщины и матери, как правило, сталкиваются с дискриминацией при поиске жилья, поскольку многие египетские домовладельцы предпочитают сдавать в аренду домохозяйствам с двумя родителями из-за социальной стигмы.
Основное агентство - Каритас Египет, которое отвечает за оценку потребностей беженцев и предоставление денежной помощи, которая составляет примерно 700 египетских фунтов каждые два месяца в течение максимум шести месяцев. Помощь беженцам в Африке и на Ближнем Востоке предоставляет юридическую помощь и психосоциальные услуги.
Получая доступ к образованию, суданские беженцы сталкиваются с рядом социальных, экономических и политических проблем. Наиболее остро страдают те, кто не признан беженцами. Однако даже для тех, кто зарегистрирован в Управлении Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), осуществление своего права на образование часто невозможно. В тематическом исследовании УВКБ ООН 2001 года были выявлены опасения, что финансирование УВКБ ООН, выделенное на образование, было слишком низким. Вместо того, чтобы быть «направленным на субсидирование статус-кво», автор посоветовал, чтобы он был «направлен на развитие способности беженцев управлять своей собственной жизнью».
В отчете также содержится призыв ко всем детям иметь доступ к государственным начальным школам, а также к оказанию поддержки и помощи в получении среднего и послесреднего образования в виде стипендий для учащихся и грантов церквям с учебными центрами. Особое внимание следовало уделить интеграции тех детей, которые не получали образования в течение нескольких лет. Но это, похоже, дало мало результатов, потому что не было предусмотрено никаких условий для продолжения проекта. Фактически, 75% суданских детей не имеют доступа к базовому образованию, и это объясняет недавний рост бандитизма суданской молодежи в столице Египта Каире.
Почти десять лет спустя, в 2010 году, УВКБ ООН предоставило 7000 стипендий на образование зарегистрированным беженцам в Египте - относительно небольшое число, учитывая растущее число беженцев в Египте, большинство из которых составляют суданцы.
Египет является участником ряда международных конвенций, включая Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, Касабланкский протокол 1967 года (подписан в 1981 году) и Конвенцию ООН 1989 года о правах ребенка. Египет присоединился к Конвенции 1951 года в 1981 году с рядом оговорок. Между правительствами Египта и Судана заключены двусторонние соглашения, в том числе Соглашение о долине Нила 1974 года, Соглашение о четырех свободах 2004 года и Соглашение о долине Нила 1974 года, разрешающие свободное перемещение товаров и людей через границу.
Эти обязательства на бумаге не привели к предоставлению беженцам достаточной защиты или доступа к правам, включая образование. До недавнего времени одна из оговорок к Конвенции 1951 г. относилась к статье (22), которая предусматривала, что беженцы должны пользоваться таким же обращением, что и граждане страны, при получении доступа к начальному образованию. В декабре 2000 года правительство приняло постановление, разрешающее признанным детям-беженцам поступать в государственные начальные школы. В настоящее время реальность такова, что бюрократические и социальные препятствия, невежество и путаница по поводу министерских указов лишают суданских беженцев и детей, не являющихся беженцами, в праве на доступ к образованию.
Роль и процедуры, используемые УВКБ ООН при определении статуса беженцев в Египте, время от времени подвергались критике со стороны юристов и борцов за права беженцев, особенно Барбары Харрелл-Бонд и Майкла Кагана.
Уровень грамотности населения Египта составляет 66%, что свидетельствует о перегруженности и неадекватности системы образования. В прошлом он подвергался критике за упор на запоминание и неадекватную национальную учебную программу. Школы страдают от переполненности, что затрудняет поиск места в соответствующем классе государственных школ как для египетских, так и для суданских детей. Некоторые школы используют сменную систему, чтобы разместить избыток учеников, но во многих школах соотношение учеников и учителей составляет 45: 1, а в некоторых школах в центре города это соотношение еще выше.
Хотя суданские дети получили право на бесплатное начальное образование в 2000 году, обременительный процесс поступления суданских детей затрудняет доступ к государственным школам. Министерство образования Египта требует, чтобы суданцы предоставили документы из предыдущих школ, свидетельство о рождении и вид на жительство или икаму. Вид на жительство часто бывает слишком дорогим для суданских семей, и, проведя свою жизнь в качестве ВПЛ в Судане, многие дети не имеют необходимых документов. Те дети, которые могут посещать государственные начальные школы, подвергаются издевательствам и притеснениям из-за цвета кожи.
У многих также есть проблемы, связанные с их социально-экономическим положением. Учителя отмечают, что некоторые дети не могут делать домашнее задание из-за стесненных жилищных условий и / или отсутствия электричества в доме. Более того, многие суданские семьи живут в небольших однокомнатных квартирах, по семь-восемь человек в одной квартире. Недавно посольство Дании начало финансировать программу обедов, поскольку возникла обеспокоенность по поводу того, что дети приходят в школу голодными, без того, чтобы их накормили дома.
Среднее образование для суданских беженцев платное. Как и иностранцы, они должны платить пошлины.
Первая школа для беженцев была открыта в 1990 году суданскими родителями и учителями, и с тех пор церкви стали основными поставщиками услуг для суданских беженцев, особенно в области образования. Признав трудности, с которыми суданские дети сталкиваются при получении доступа к бесплатному образованию, многие церкви открыли школы для беженцев. В Каире есть три крупных учебных центра для суданских беженцев, обеспечивающих начальное образование от детского сада до десятого класса; а именно Муванга, Нусирия и Афендия, а также несколько других небольших школ по всему городу.
Школы Муванга и Нусирия придерживаются египетской национальной учебной программы, тогда как Афендия следует американской программе и преподает уроки на английском языке. Эти школы для беженцев сталкиваются с теми же проблемами, что и государственные школы, с точки зрения переполненности. В последние годы количество учеников школы Муванга увеличилось с 400 до 5000 человек. И снова социально-экономические условия не позволяют многим ученикам поступать в школы для беженцев. По словам Джеймса Натале Финджи, директора одной из школ, многие из его учеников живут в семьях, возглавляемых женщинами, а большинство матерей-одиночек работают домашней прислугой, иногда в отдаленных городах, или живут в домах своих работодателей в Каир. Их дочери иногда бросают школу, чтобы заботиться о своих братьях и сестрах.
Несмотря на свою популярность, суданские дети, посещающие эти школы, не могут получить сертификаты, признанные правительствами Египта или Судана. Вместо этого дети должны сдавать выпускные экзамены в государственных школах Египта, установленные Министерством образования. Процесс регистрации для этих экзаменов в конце семестра является проблематичным для суданских беженцев, поскольку он требует представления документов и удостоверений личности, а также расходов на вид на жительство или икаму. В результате многие суданские дети не могут продвинуться дальше начального уровня образования. По словам суданского социолога Джейн Кани Эдвард, это требование «... представляет собой спланированную и продуманную стратегию, чтобы лишить южносуданских беженцев доступа к образованию и успеху».
Суданские женщины в Каире, особенно матери-одиночки, вынуждены работать сверхурочно в неформальном секторе в качестве домашней прислуги. В некоторых ситуациях дети вынуждены ехать в школу без сопровождения взрослых. Отсутствие ухода за детьми также вынуждает одиноких матерей оставлять своих маленьких детей дома одних на несколько часов. Другие прибегли к зачислению своих детей в школы для беженцев, несмотря на то, что они были несовершеннолетними. Это также создает проблемы для школьных учителей, которые сталкиваются с большими классами детей разного возраста и способностей.
Суданцы в Египте имеют относительно долгую историю высшего образования, начиная с 1972 года. После подписания Аддис-Абебского мирного соглашения между египетским правительством и Освободительным движением Южного Судана (SSLM) суданским студентам было предоставлено бесплатное образование в египетских университетах в рамках Программа «Египетская стипендия для суданских студентов». С 1972 по 1982 год 100 суданских студентов ежегодно получали стипендии. После передела административных округов на юге в 1982 году количество студентов, принимаемых на стипендию, выросло до 300 ежегодно. Эта программа была прекращена в 1992 году. В последние годы высшее образование стало еще менее доступным для суданских студентов, поскольку египетские университеты начали взимать с беженцев и иностранных студентов высокие сборы в твердой валюте. Более того, из-за сокращения финансирования и сдвига в политике возможности УВКБ ООН в Каире по оказанию помощи студентам были ограничены.
Когда Хосни Мубарак стал президентом в 1981 году, были установлены правила, позволяющие полиции арестовывать и задерживать подозреваемых на неопределенный период времени. Случаи жестокого обращения со стороны полиции во время рейдов и протестов привели к произвольным задержаниям суданских беженцев и, в некоторых случаях, к их смерти.
В районе Маади в 2003 году с 27 по 29 января египетская полиция провела рейд по резиденциям беженцев из Судана, Либерии и других африканских стран. О жестоком обращении, таком как дискриминация и нападения, сообщали задержанные, у некоторых из которых были карточки беженцев. Задержанный из Либерии сообщил:
Меня посадили в полицейский фургон на улице. Они ездили собирать других чернокожих. Они спрашивали египтян на улице: «Где дома, где живут чернокожие?» Поездка в таком виде заняла около часа. К концу в машине было десять или двенадцать африканцев.
- Аноним, Хьюман Райтс ВотчСогласно сообщениям других задержанных беженцев, египетская полиция назвала рейд «Черным днем», обозначив свои приемные листы «Операцией по отслеживанию черных».
В августе 2004 года суданские беженцы при поддержке египетской неправительственной организации «ЮГ» устроили акцию протеста против выдачи желтых карточек возле офиса УВКБ ООН. Сотрудники полиции и службы безопасности арестовывали и разгоняли беженцев с помощью слезоточивого газа.
С октября по декабрь 2005 г. около 2000 человек ежедневно участвовали в протестном лагере в парке на оживленном перекрестке перед мечетью Мустафы Махмуда. Лагерь был расположен в пригороде, принадлежащем к верхушке среднего класса, где находится офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которое протестует против условий в Египте и стремится к переселению в другую страну. Лагерь был сформирован 29 сентября 2005 года несколькими десятками человек, которые объединились с группой беженцев из Судана Refugee Voices. Каирское отделение УВКБ ООН закрылось на неопределенный срок в середине ноября, заявив, что оно было вынуждено приостановить операции в октябре в результате сидячей забастовки.
Рано утром в пятницу, 30 декабря 2005 г., полиция провела рейд по лагерю, в результате чего начались столкновения в присутствии телекамер и прессы. Они перетаскивали беженцев через улицу, выдергивали женщин из волос и толкали пожилых людей с новорожденными детьми. Беженцев сажали в автобусы общественного транспорта для перевозки в центральные лагеря сил безопасности в различных местах Египта, а также доставили некоторых из них в службы государственной безопасности. Многие из попавших в лагеря получили переломы и травмы, им не оказали никакой медицинской помощи.
По меньшей мере 28 и целых 100 суданских мигрантов, ищущих статуса беженцев, были убиты. По крайней мере, один покончил жизнь самоубийством после рейда (FMRS 2006: 37-38). Лагерь был разобран с применением силы, и 2174 протестующих были задержаны. Инцидент, названный позже « резней в парке Мустафа Махмуда », побудил многих беженцев искать убежища в Израиле.
Вскоре после арестов министерство иностранных дел Египта объявило, что депортирует 645 арестованных как «нелегальных иммигрантов». В конце января правительство согласилось позволить УВКБ ООН определить статус тех, кого оно желает депортировать. 165 держателей карт беженца были освобождены из-под стражи. 485 человек по-прежнему находятся под стражей в тюрьмах Аль-Канатер, Абу -Заабаль, Шебин Аль-Ком и других центрах содержания под стражей.