Вывод советских войск из Афганистана

редактировать
Вывод советских войск из Афганистана
Часть советско-афганской войны
Архив РИАН 58833 Вывод советских войск из Афганистана.jpg . Колонна советских БТР-80 пересекают мост Хайратан, последним выведенным из Афганистана.
Дата15 мая 1988 г. - 15 февраля 1989 г.. (9 месяцев)
МестоположениеАфганистан
РезультатУспешный вывод советских войск из Афганистана
Воюющие стороны
Советский Союз Афганские моджахеды
Командиры и лидеры
Борис Громов. Валентин Варенников Разные
Жертвы и потери
523 убитыхнеизвестно

Окончательный и полный вывод советских боевых частей из Афганистана началось 15 мая 1988 г. и закончилось 15 февраля 1989 г. под руководством генерал-полковника Бориса Громова.

Планирование вывода Советского Союза (СССР) из войны в Афганистане началась вскоре после того, как Михаил Горбачев стал Ге Секретарь ЦК ЦК Коммунистической партии Советского Союза. Под руководством Горбачева Советский Союз попытался укрепить власть НДПА в стране, сначала в искренних усилиях по стабилизации страны, а затем в качестве меры по сохранению лица при выводе войск.. В этот период военные и разведывательные организации СССР работали с правительством Мохаммада Наджибуллы над улучшением отношений между правительством в Кабуле и лидерами повстанческих группировок.

дипломатические отношения между СССР и Соединенными Штатами улучшились одновременно с тем, что Советскому Союзу стало ясно, что эта политика консолидации власти вокруг правительства Наджибуллы в Кабуле не приведет к достаточные результаты для поддержания мощи PDPA в долгосрочной перспективе. Женевские соглашения, подписанные представителями СССР, США, Исламской Республики Пакистан и Республики Афганистан (переименованной в 1987 г.) 14 апреля 1988 г., заложили основу о выводе советских войск и установил многостороннее понимание между подписавшими сторонами относительно будущего международного участия в Афганистане. Вскоре после этого начался вывод войск: все советские войска покинули Афганистан к 15 февраля 1989 года.

Содержание
  • 1 События, приведшие к выводу войск
    • 1.1 Политика национального примирения
    • 1.2 Политическая реформа и разочарование Советского Союза
    • 1.3 Переговоры о невмешательстве иностранных игроков
  • 2 Процесс вывода войск
  • 3 Последствия
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
События, приведшие к выводу войск

Понимая, что тяжелое экономическое и международное положение Советского Союза осложнялось его участием в афганской войне, Горбачев «решил добиваться вывода войск из Афганистана и заручился поддержкой Политбюро для этого [к октябрю 1985] ". Позже он еще больше укрепил свою базу поддержки на высшем уровне советского правительства, расширив Политбюро своими союзниками. Чтобы оправдать внутренние и внешние ожидания, Горбачев стремился уйти, достигнув некоторой степени успеха. Дома Горбачев был вынужден удовлетворить воинственно-промышленный комплекс, военное руководство и спецслужбы (позже Горбачев скажет посланнику ООН Диего Кордовес, что влияние военного лобби не следует переоценивать; Кордовес напоминает, что советники Горбачева не были единодушны в этом заявлении, но все согласились с тем, что разногласия с США, Пакистаном и реалиями в Кабуле сыграли большую роль в задержке вывода войск). За границей Горбачев стремился сохранить престиж в глазах союзников из третьего мира. Он, как и советские лидеры до него, считал приемлемым только достойный уход. Это потребовало создания стабильности в Афганистане, чего Советский Союз пытался добиться до его окончательного ухода в 1988-9 годах. Три цели рассматривались Горбачевым как условия, необходимые для вывода войск: внутренняя стабильность, ограниченное иностранное вмешательство и международное признание коммунистического правительства Демократической Республики Афганистан.

Политика национального примирения

Советские солдаты, возвращающиеся из Афганистана. 18 октября 1986 года, Кушка, Туркмения.

После смерти Леонида Брежнева политическая воля к советскому вмешательству в Афганистане ослабла. Уровень советских войск в стране был недостаточен для достижения исчерпывающей военной победы и мог только предотвратить потерю позиций союзной ДРА. Советский Союз начал постепенный процесс вывода войск из Афганистана, назначив Мухаммеда Наджибуллу Ахмадзая Генеральным секретарем Коммунистической партии Афганистана, видя в нем способность управлять без серьезного вмешательства со стороны Советского Союза. Бабрак Кармаль, предшественник Наджибуллы, советское руководство считало препятствием как для вывода войск, так и для дипломатического процесса. Хотя советские военные, дипломатические и разведывательные органы не были единодушны в его назначении, Наджибулла рассматривался как лидер, который мог работать с Советским Союзом для поиска урегулирования путем переговоров. Отражая сдвиги в самом СССР, советские усилия в Афганистане делали «гораздо больший упор на умиротворение через завоевание повстанческих командиров», а не на преобразование «Афганистана по марксистской линии [,] завоевание населения с помощью экономических стимулов и установление партийного и государственного влияния в городах и сельской местности ". В целом политика Советского Союза и его союзных держав в Афганистане после перехода власти от Бабрака к Наджибулле называлась Политикой национального примирения

Для достижения примирения Советский Союз посвятил серьезную попытка помочь правительству Наджибуллы установить отношения с повстанческими группировками, направила рекордные пакеты помощи и пообещала, что «абсолютно вся военная инфраструктура будет передана вооруженным силам ДРА» после вывода советских войск. Наджибулла добился значительных успехов в оживлении аппарата государственной безопасности и укреплении своей власти в государстве. Это, однако, могло подтолкнуть Советы к чрезмерному доверию Наджибулле и не достигло главной цели: значимого включения оппозиции в базу поддержки Наджибуллы. Калиновский пишет:

Вадим Кирпиченко, заместитель начальника Первого управления КГБ, позже писал, что успех Наджибуллы в установлении большего контроля над Кабулом и некоторыми секторами правительства заставил их поверить в то, что они нашли решение, которое могло быть Тиражируется повсюду в Афганистане: «Вера в Наджибуллу и в надежность его органов безопасности создавала иллюзии со стороны руководства КГБ... Эти опасные иллюзии, нежелание смотреть правде в глаза задерживали вывод советских войск. несколько лет." (99)

Советские попытки поощрить примирение также осложнялись военными командирами среднего звена, как советскими, так и афганскими. В то время как военное и политическое руководство СССР работало с правительством Наджибуллы над повышением уровня сотрудничества с повстанцами и вождями племен, советские «офицеры среднего звена иногда не осознавали политического значения своих операций», и афганской армии приходилось убедили "перестать называть оппозицию" бандой убийц "," наемниками империализма "," убийцами черепов ". Тем не менее, советские спецслужбы, военные и дипломаты добились определенного прогресса в улучшении отношений с повстанческими группировками. каноническим примером является установление предварительного сотрудничества с известным командиром повстанцев и национальным героем Афганистана (посмертно) Ахмадом Шахом Масудом. Однако и здесь отношения осложнялись военными реалиями среднего звена и даже самим Наджибуллой. Хотя советское военное руководство и дипломаты поддерживали контакты с Масудом с начала 80-х годов, ведя военные операции против его войск, ДРА настаивал на том, чтобы он разоружение и утечка информации о его отношениях с Советским Союзом помешали продвижению к достижению с ним официального прекращения огня. Напротив, Наджибулла якобы поддерживал регулярные контакты с неназванными лидерами повстанцев «по определенным каналам», как выяснил Кордовес во время своей первой встречи с афганским лидером.

Политическая реформа и разочарование Советского Союза

Политические реформы были приняты правительством ДРА и их советскими союзниками как часть Политики национального примирения. В целом, эти реформы можно охарактеризовать как стремление позволить группировкам повстанцев присоединиться к правительству и государственному порядку в Афганистане, лишив его марксистско-революционной программы. На протяжении 1987 года Демократическая Республика Афганистан была переименована в Республику Афганистан, участие всех политических партий в правительстве было разрешено при условии их ненасилия по отношению друг к другу, и исламская идентичность Афганистана была восстановлена. Эти политические реформы были встречены скептицизмом как лидеров повстанцев, так и членов НДПА, и в целом были безрезультатными. Кордовес и Харрисон пишут:

Политика «национального примирения» Наджибуллы зашла достаточно далеко, чтобы вызвать неприязнь к сторонникам жесткой линии в НДПА, но не настолько, чтобы убедить влиятельных местных племенных и этнических лидеров поддержать свое правительство.

Внутри страны. Правящая партия, Политика национального примирения подверглась критике со стороны тех, кто считал, что это приведет к потере власти НДПА над страной, в то время как противники НДПА и Советского Союза отвергли эти усилия как пропаганду. Столкнувшись с медленными темпами реализации политических решений на высшем уровне на местах, и понимая, что Политика национального примирения сама по себе не приведет к благоприятным результатам, советское руководство начало искать альтернативные пути для создания необходимой степени стабильность в Афганистане, чтобы вывод войск был допустим.

С начала 1987 года вера Советского Союза в Политику национального примирения в том формате, в котором она была изначально задумана, пошатнулась. Если раньше превосходство НДПА в руководстве и желаемая идентичность Наджибуллы как лидера партии были бесспорными для советского руководства, то теперь «наметившийся консенсус в Политбюро заключался в том, что НДПА будет лишь одной из политических сил, находящихся у власти после Советские войска ушли. Даже Крючков и Громыко согласились, что примирение будет означать признание того, что НДПА утратит лидирующие позиции ». На личной встрече 20 июля 1987 года Горбачев снова попытался убедить Наджибуллу в необходимости включения лидеров оппозиции в афганское правительство, но это усилие, как и ранее, было ослаблено двусторонними разговорами Наджибуллы с Шеварднадзе и Крючков. Наджубулла сохранил сильную власть над Кабулом и правительственным аппаратом - за исключением внутренних разногласий внутри НДПА - но не смог каким-либо значимым образом включить оппозицию в правительство, вместо этого раздав «относительно беспомощные посты выдающимся личностям, не относящимся к НДПА, которые имели до тех пор не поддерживал и не выступал против правительства ».

Переговоры о невмешательстве иностранных игроков

Столкнувшись с неспособностью Политики национального примирения стабилизировать положение в стране, и надеясь на извлекая выгоду из постепенно таяющих отношений с Соединенными Штатами, Советский Союз продвигал свои усилия по достижению дипломатического решения, которое ограничило бы пакистанское и американское вмешательство в Афганистан. В течение 1987 года советские дипломаты пытались убедить Соединенные Штаты прекратить снабжать моджахедов вооружением, как только советские войска выведены, и достичь соглашения по предложению о разделении власти, которое позволило бы НДПА остаться ключевой игрок афганской политики. Наджибулла был восприимчив к приору, но Советскому Союзу так и не удалось прийти к этому соглашению с США. Из заявлений, сделанных Государственным секретарем Шульцем, у советского руководства сложилось впечатление, что США прекратят военные поставки моджахедам сразу после вывода советских войск при условии, что СССР " заблаговременный »вывод (т.е. вывел большую часть своих войск в начале процесса, что затруднило передислокацию). Об этом сообщили правительству Наджибуллы, сумевшему убедить его, что советско-американские дипломатические усилия пойдут на пользу правительству Кабула.

Это впечатление, произведенное Шульцем, было ложным - хотя различные официальные лица США посылали смешанные сигналы во время саммита и незадолго до него, Рейган не мог согласиться немедленно прекратить поставки оружия. В конце 1987 года, когда это обязательство США было передано Советскому Союзу, переговоры были приостановлены, но в предварительном порядке продолжались, поскольку Белый дом и Государственный департамент продолжали делать противоречивые заявления по поводу проблема. Проблема рассосалась, когда Госдепартамент предположил, что немедленное прекращение военной помощи США может произойти, если Советы сделают то же самое (ранее США согласились на асимметричное прекращение помощи, в результате чего СССР будет разрешено продолжать поддерживать Кабул).. 8 февраля 1988 г. советское руководство объявило условную дату начала вывода войск (на чем США настаивали в течение многих лет) в попытке побудить США пойти на компромисс в вопросе прекращения военных поставок. Это заявление не изменило американской позиции по поставкам и одновременно уменьшило советскую переговорную позицию на переговорах. Тем не менее Горбачев решил, что

желательно выйти в рамках международного соглашения, пусть даже и несовершенного, чем действовать самостоятельно. «Мы думали не только об Афганистане», - вспоминал Вадим Загладин. «В то время происходило много процессов. Соглашение INF по ракетам в Европе было особенно важным, и все это было взаимосвязано».

Этот фактор усложнял убеждение Наджибуллы согласиться на Женевское соглашение. Согласие, но в конечном итоге он был умиротворен советскими обещаниями резко расширить помощь и меры по оказанию помощи после вывода войск. Хотя в соответствии с Женевскими соглашениями США не были обязаны прекращать свою военную помощь, Пакистан (через который шла эта помощь) был обязан предотвращать трансграничные потоки вооружений в Афганистан (Калиновский 149). 14 апреля 1988 г. между Пакистаном и Афганистаном были подписаны Женевские соглашения, в которых СССР и США выступили в качестве гарантов, в которых содержались положения о выводе советских войск и взаимном невмешательстве между Пакистаном и Афганистаном.

Процесс вывода войск

Вывод советских вооруженных сил начался 15 мая 1988 г. под руководством генерала армии Валентина Варенникова (при непосредственном командовании 40-й армией генерала Громова). Согласно договоренности, отход был «срочным», половина советских войск уехала к августу. Однако вывод осложнялся быстрым ухудшением ситуации в Афганистане. Хотя США не были обязаны прекращать поставки оружия и продолжали снабжать моджахедов в Пакистане, Пакистан не выполнил свое обязательство по предотвращению поступления оружия и войск в Афганистан. Моджахеды также продолжали атаки на отходящие советские войска. Советский Союз неоднократно сообщал об этих нарушениях Женевских соглашений наблюдательным органам ООН и даже умолял США повлиять на фракции, которых они снабжали. Однако желание Советского Союза уйти в сочетании с неспособностью США контролировать поведение моджахедов означало, что возражения Советского Союза не принесли никаких результатов. Калиновский цитирует следующий разговор советского дипломата с начальником ЦРУ Исламабад начальником участка (рассказанный последним в книге, в соавторстве которой он сам):

Ботшан- Харченко: Вы должны понять, господин Буурдон, что эти атаки на наши войска при их выводе должны быть прекращены.

Бирден: А если нет?

Ботшан-Харченко: Тогда, возможно, мы остановим наш отход. Тогда что ты будешь делать?

Бирден: Я не буду этого делать, советник; это то, что сделают афганцы. И я думаю, они будут продолжать сражаться и убивать ваших солдат, пока вы, наконец, не вернетесь домой.

Ботшан-Харченко: Но вы в некоторой степени контролируете такие вопросы.

Бирден: Никто не может контролировать такие вопросы, советник, кроме Советского Союза.

Ботшан-Харченко: Господин Буурдон, вы все же должны понимать, что если эти атаки продолжатся, будут последствия.

Бирден: Я уверен, что будет, советник.

По мере продолжения вывода советских войск и нападений повстанцев, ухудшение безопасности правительства Наджибуллы вызвало политические разногласия между различными службами Советского Союза. Например: в то время как советским военным удалось установить фактическое прекращение огня с войсками Ахмад Шаха Масуда, когда советские войска уходили через территории, находящиеся под его контролем, КГБ и Шеварднадзе пытались убедить Горбачева в том, что нападение на Масуда необходимо, чтобы гарантировать Наджибулле выживание. По словам советских военачальников, сам Наджибулла также стремился удержать советских военных в Афганистане - генералов Варенникова (ответственный за операцию вывода), Громова (командующего 40-й армией) и Сотскова (главного советского военного советника в Афганистане). все умоляли высшее советское военное и политическое руководство контролировать попытки Наджибуллы использовать советские войска для обеспечения собственной безопасности и сообщить ему, что советские военные не останутся в Афганистане. После ухода Яковлева из Политбюро осенью 1988 года Горбачев принял политику Шеварднадзе и КГБ в отношении поддержки Наджибуллы за счет противодействия повстанческим группировкам, и 5 ноября 1988 года был отдан приказ о прекращении вывода войск. Горбачев решил возобновить вывод войск, а также провести операцию против Масуда, игнорируя аргументы своих советников и военачальников на местах. В январе 1989 года вывод советских войск продолжился, а 23 января [ru ] начался бой против сил Ахмад Шаха Масуда. Вплоть до завершения вывода войск Шеварднадзе и глава КГБ безуспешно пытались убедить Горбачева сохранить контингент советских военных добровольцев в Афганистане для защиты наземных путей в Кабул. 15 февраля 40-я армия завершила вывод из Афганистана. Генерал Громов прошел по «Мосту дружбы» между Афганистаном и СССР последним. Когда Громова встретили советские тележурналисты, переходя мост, он яростно ругался, когда они пытались взять у него интервью. Вспоминая события в интервью российской газете в 2014 году, Громов сказал, что его слова были адресованы «руководству страны, тем, кто развязывает войны, а другие должны наводить порядок».

Последствия

Советская поддержка правительства Наджибуллы не закончилась с выводом регулярных войск. Советский Союз направил Афганистану помощь на несколько миллиардов долларов, включая военные самолеты (МиГ-27 ) и ракеты «Скад». В первую очередь благодаря этой помощи правительство Наджибуллы оставалось у власти намного дольше, чем ожидали ЦРУ и Госдепартамент. Моджахеды добились значительных успехов после вывода советского контингента и даже смогли захватить и контролировать несколько городов; тем не менее, им не удалось свергнуть Наджибуллу до весны 1992 года. После переворота августа 1991 Советский Союз (а позже и Российская Федерация при Борисе Ельцине ) прекратили помощь своим афганцам. союзники. Это оказало серьезное влияние на Хизб-и Ватан (ранее известную как НДПА) и на вооруженные силы, уже ослабленные их борьбой против моджахедов и внутренней борьбой - после неудачной попытки государственного переворота в марте 1990 года. Армия (уже столкнувшаяся с критической нехваткой ресурсов и критическими показателями дезертирства) была очищена. В конечном итоге прекращение советской помощи и вызванная ею нестабильность позволили моджахедам штурмовать Кабул. Наджибулла был отстранен от власти своей собственной партией, после чего моджахеды безуспешно пытались сформировать стабильное коалиционное правительство. Разногласия и борьба между такими, как Масуд и Хекматияр, подготовили почву для возможного подъема Талибана.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 01:04:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте