Сандро Ахметели

редактировать
Сандро Ахметели

Сандро Ахметели (грузинский : სანდრო ახმეტელი; настоящее имя: Александр Ахметелашвили, ალექსანდრე ახმეტელაშვილი) (апрель 13, 1886 - 27 июня 1937) был грузинским театральным режиссером, чьи новаторские концепции и мастерство в массовых сценах оказали глубокое влияние на эволюцию советского и постсоветский Грузинская театральная традиция. Обычно считающийся величайшим из всех грузинских театральных режиссеров, он руководил с 1926 по 1935 год Театром Руставели в Тбилиси, Грузия, и превратил его в одну из самых успешных трупп в Советский Союз. Во время Иосифа Сталина Большая чистка он был арестован по сфабрикованным обвинениям в шпионаже и казнен.

Начало карьеры

Сандро Ахметели родился в семье священника в горной деревне в провинции Кахети (восточная Грузия, тогда часть Имперской Россия ), чьи пейзажи и культура сильно повлияли на эстетические ценности будущего режиссера. Обучаясь в гимназии писателем Василом Барновым, Ахметели приобрел глубокие познания в грузинской и мировой литературе. В то же время он был прекрасным боксером. Несчастный брак вынудил его уехать в Св. Петербург, где он поступил в СПб. Петербургский университет на юридическое образование (до 1916 г.). Однако большую часть времени Ахметели посвящал написанию театральной критики. В 1915 году он выпустил свой первый манифест, осуждающий грузинский театр как театр, который необходимо «разрушить, сделать более мягким, темпераментным, более пламенным, эмоциональным, резким, смелым, героическим».

В 1918 году, Грузия стала независимой от России, и новое правительство запустило программу, направленную на возрождение национального театра. Ахеметели вернулся в Грузию, чтобы вовлечь молодых актеров в переворот против истеблишмента. В 1922 году известный грузинский театральный режиссер из России Котэ Марджанишвили также вернулся в Грузию, и двое мужчин начали реформирование тбилисского театра имени Шота Руставели. Их сотрудничество было продуктивным, но непростым. Сдержанный и в некоторой степени конформист Марджанишвили счел автократическое правление и бурный характер Ахметели слишком жестоким и покинул Театр Руставели в 1926 году, оставив Ахеметели единоличным контролем над компанией. Ахметели создал свою собственную артистическую корпорацию Дуруджи (после реки в его родной Кахетии) и потребовал от всех ее членов подписать особое обязательство «пожертвовать своей жизнью и будущим ради воли корпорации и театра».

Триумф и падение
Логотип Театра Руставели под руководством Ахметели

Отношения Ахеметли с недавно созданным советским правительством в Грузии были сложными. Хотя он был революционным и левым, его экспериментализм и экспрессионизм не особенно соответствовали большевистским доктринам. Во время антисоветского восстания в 1924 он был ненадолго арестован и допрошен о его корпорации, которую тайная полиция сочла заговором. Ему пришлось распустить Дуруджи под давлением Лаврентия Берии в 1927 году, но громкие успехи Ахеметли обеспечили ему защиту в Москве. Его навыки в захватывающих массовых постановках и хореографии получили международное признание. После того как его шедевр «Ламара», пьеса Григола Робакидзе, получил приз на Московской драматической олимпиаде 1930 года, Ахеметли и его труппа были приглашены в тур по Соединенным Штатам, что вызвало тревогу у советских властей.. После скандального бегства Робакидзе в Германию позже в том же году Берия начал новое наступление на Ахметели. Парадоксально, но Ламара продолжала ставить доказательства достижений советского театрального искусства, правда, без имени драматурга на афишах. Ахеметели написал свою последнюю крупную работу по Die Räuber Шиллера в 1933 году, после чего последовало триумфальное турне в Москву.

Ахеметели так и не смог избежать надзора Берии. Обвиненный в «антисоветской деятельности» и запретивший выезжать за границу, Ахеметели был окончательно удален со сцены в 1935 году. Он укрылся среди своих поклонников в Москве, но в 1937 году он был экстрадирован в Тбилиси для заключения в тюрьму с рядом заключенных. его коллегам по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в пользу британцев и заговорах с целью убийства Берии и Иосифа Сталина. В присутствии Берии Ахеметели подвергали жестоким истязаниям, пока его не лишили звука и не парализовали. Его заставили признаться, но он отказался назвать других и был казнен 27 июня 1937 года. Иностранным посетителям его театра сообщили, что он ушел на пенсию. Впервые Ахметели был реабилитирован грузинским театральным историком Нателой Урушадзе.

Список литературы
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:58:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте