Роберт Арбриссельский

редактировать
Роберт Арбриссельский на фреске XIX века в Ренне.

Роберт Арбриссельский (c.1045–1116) был странствующим проповедником и основателем из аббатства Фонтевро. Он родился в Арбрисселе (около Retiers, Brittany ) и умер в Орсане.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Биография
  • 3 Почитание
  • 4 Примечания
  • 5 Дополнительная литература
Источники

Первое Житие было написано Бодри из Дола, епископом Доль-ан-Бретани ( бывший аббат монастыря Сен-Пьер де Бургей), вскоре после смерти Роберта в 1116 году. Через несколько лет Петронилла, аббатиса Фонтевро, заказала вторую жизнь, вероятно, для поддержки ее авторитета как аббатисы.

Биография

Роберт родился около 1045 года в Арбрисселе в Бретани, в семье Домалиоха и Оргенде. Его отец был приходским священником. Женатые священники не были редкостью до григорианской реформы. Вероятно, он стал преемником своего отца в приходе священника. Стремясь улучшить свое образование, он отправился в Париж, где провел несколько лет в учебе, возможно, у Ансельма Лаонского, а позже проявил значительные богословские знания. Дата и место рукоположения неизвестны. Когда-то до 1076 года Роберт вернулся в свой приход. В 1078 году епископ Сильвестр де ла Герш был свергнут легатом Григория VII, и, поскольку Роберт поддержал избрание Сильвестра, Роберт был вынужден покинуть епархию.

Роберт возобновил учебу в Париже, пока его не отозвал восстановленный епископ Сильвестр. Затем он служил протоиереем Сильвестра, эффективно управляя епархией Ренна. Епископ Сильвестр попытался с помощью Роберта провести реформы, что вызвало антагонизм со стороны бретонского духовенства. После смерти Сильвестра около 1093 года Роберт бежал в Анже и там начал аскетические практики, которые продолжал всю свою жизнь.

В 1095 году он стал отшельником в лесу Краона (юг- к западу от Лаваля ), живя жизнью сурового покаяния в компании Бернарда Тиронского, впоследствии основателя Конгрегации Тирона, Виталиса, основатель аббатства Савиньи и другие, примечательные. Его благочестие, красноречие и аскетизм привлекли многих последователей, для которых в 1096 году он основал монастырь La Roé of Canons Regular, став первым аббатом. В том же году Урбан II вызвал его в Анже и назначил апостольским миссионером, уполномоченным проповедовать где угодно.

Его красноречие, усиленное его поразительно аскетической внешностью, собирало толпы повсюду. Тех, кто желал принять монашеское государство под его руководством, он отправлял в Ла Роэ, но каноники возражали против количества и разнообразия постулатов. Роберт оставил аббатство и в 1099 году основал двойной монастырь Фонтевро. Он назначил Херсенде из Шампани родственницей герцога Бретань в качестве аббатисы, а Петронилла, баронесса Хемильского, в качестве коадъютантки. Фонтрево следовал Правилу Св. Бенедикта.

Легенда Роберта уже давно упоминала о присутствии обращенных в веру проституток, и это действительно убедительное свидетельство современности. Балдрик из Дола пишет о присутствии среди учеников Роберта меретрис - латинское слово, обычно используемое в то время для обозначения проституток или, по крайней мере, морально распутных женщин. Почти уверенность в том, что проститутки принадлежат к числу последователей Роберта, подтверждается текстом, обнаруженным в монастыре Во-де-Серне. В тексте Роберт посещает публичный дом в Руане и говорит о грехе тамошним проституткам; восхищенные, они уходят с ним в пустыню. Роберт стремился «привлечь прелюбодеев и проституток к лекарству покаяния», говорится в тексте. Рассказ, который он рассказывает, может быть не совсем правдивым в том, что касается его фактов, но он передает основную правду о том, что у Роберта были последователи-проститутки - благодаря тому, что в то время такая история была широко распространена. Роберт также посвятил один из домов в своем аббатстве Фонтевро Марии Магдалине.

Роберт продолжал свои миссионерские путешествия по всей Западной Франции до конца своей жизни, но об этом периоде мало что известно. Однако аббат Джеффри Вандомский и епископ Марбод Реннский обвинили его в том, что он спал с некоторыми из его последователей женского пола. Более вероятно, что Роберт имитировал практику синейсактизма, практики ранней церкви, в которой религиозные мужчины и женщины жили вместе в форме целомудренного брака. В ноябре 1100 года он поддержал папских легатов в отлучении от церкви Филиппа I Французского из-за его беззаконного союза с Бертрад де Монфор ; в 1110 году он посетил. Знание о приближающейся смерти побудило его принять меры, чтобы обеспечить постоянство своего фонда в Фонтевро. Он наложил на своих монахов обет стабильности и созвал капитул (сентябрь 1116 г.), чтобы установить форму правления. Из Отебрюйера, монастыря, основанного кающейся Бертрейд, он отправился в Орсан, другой монастырь Фонтевро, где и умер. В «Вите Андрея» подробно рассказывается о последнем году его жизни.

Поклонение

Роберт никогда не был канонизирован, но был беатифицирован : так отмечается праздник блаженного Роберта в Западной церкви 24 февраля. Против него со стороны Джеффри Вандомского крайняя неосмотрительность в выборе исключительных аскетических практик (см. PL, CLVII, 182) была источником множества споров в семнадцатом и восемнадцатом веках. Другие свидетельства эксцентричных действий со стороны Роберта и скандалов между его смешанными последователями могли способствовать появлению этих слухов. Фонтевристы сделали все, что в их силах, чтобы дискредитировать нападения на своего основателя.

Обвинительные письма епископа Марбодиуса Реннского и Джеффри Вандомского без достаточных оснований были объявлены подделками и рукописью. Письмо было уничтожено, вероятно, по наущению Жанны Батист де Бурбон, аббатисы Фонтевро. Эта естественная дочь Генриха IV Франции обратилась к Папе Иннокентию X с просьбой беатификации Роберта, ее просьбу поддержал Людовик XIV и Генриетта Английская. И эта попытка, и попытка середины XIX века потерпели неудачу, но Роберту обычно дают титул «Благословенный».

Первоначальная редакция Правил Фонтевро больше не существует; единственное сохранившееся сочинение Роберта - его увещевание к Эрменгарду из Бретани.

Примечания
Дополнительная литература
  • Венард, Брюс Л., изд. и перевод (2003) Роберт Арбриссельский: средневековая религиозная жизнь. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки
  • Даларун, Жак. (2006) Роберт Арбриссельский: Секс, грех и спасение в средние века. Перевод Б. Л. Венарде. Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки Press
Последняя правка сделана 2021-06-04 07:02:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте