Отчет Реттига, официально именуемый Национальной комиссией по установлению истины и примирению, представляет собой отчет 1991 года комиссии, назначенный тогдашним президентом Патрисио Эйлвином (из Концертасьона ), в котором подробно описаны нарушения прав человека, приведшие к смерти или исчезновениям людей, которые произошли в Чили в годы военная диктатура при Аугусто Пиночете, которая началась 11 сентября 1973 года и закончилась 11 марта 1990 года. В отчете говорится, что более 2000 человек были убиты по политическим мотивам, а десятки военнослужащих были осуждены за нарушения прав человека. Кроме того, многие реформы были проведены на основе рекомендаций отчета, включая официальный отдел возмещения ущерба.
Национальная комиссия по установлению истины и примирению, комитет из восьми членов, который позже написал отчет Реттига, был создан вскоре после того, как Патрисио Эйлвин, первый демократически избранный президент Чили после Сальвадора Альенде, вступил в должность после выборов 1989 года. В дополнение к восьми членам комитет возглавлял Рауль Реттиг, бывший чилийский сенатор и посол в Бразилии при Альенде. Чтобы продемонстрировать беспристрастность, в комиссию вошли по четыре члена из лагерей сторонников режима Пиночета и его противников.
В состав комиссии вошли восемь человек: Хайме Кастильо Веласко, Хосе Луис Сеа Эганья, Моника Хименес, Лаура Новоа Васкес, Хосе Салакетт Дахер, Рикардо Мартин Диас и Гонсало Виал Корреа (министр образования 1978-79).
Комиссии было предоставлено большое количество ресурсов и доступ к официальным документам для обеспечения тщательности, и отчет был завершен в феврале 1991 года. Одним из критических замечаний по поводу отчета является то, что он сосредоточен только на политически мотивированных убийствах и исчезновениях, произошедших во время правления Пиночета, и не включены другие нарушения прав человека. Этот вопрос был рассмотрен во втором отчете, подготовленном в 2003 году, известном как « Отчет Valech».
25 апреля 1990 года президент Эйлвин издал Верховный указ № 355, официально учредив Национальную комиссию по установлению истины и примирению со следующими целями:
В отчете установлено, что в период с 11 сентября 1973 года до конца режима Пиночета 11 марта 1990 года было 2115 жертв нарушений прав человека и 164 жертвы политического насилия. людей, пропавших без вести после ареста, и еще 90 убитых политически мотивированными частными лицами. В отчете также не удалось вынести решения по 614 делам, и было еще 508 дел, в которых характер нарушения не соответствовал мандату комиссии. Комиссия установила, что большинство нарушений прав человека совершались изощренно и систематически в годы непосредственно после прихода Пиночета к власти. Большинство нарушений было совершено Национальным разведывательным управлением (DINA), силами тайной полиции Чили с 1973 по 1977 год.
По состоянию на май 2012 года 76 агентов были осуждены за нарушения прав человека и 67 были осуждены: 36 военнослужащих, 27 карабинеров, 2 военно- воздушных сил, один военно- морской флот и один из ДПИ. Трое осужденных агентов погибли, шесть агентов получили условные приговоры. 350 дел, касающихся исчезнувших лиц, незаконных задержанных и пыток, остаются открытыми. В этих делах участвуют 700 военных и гражданских лиц. Хотя некоторые преступники были осуждены, судебное преследование было затруднено из-за закона об амнистии, принятого военным режимом в 1978 году, обеспечивающего полную правовую защиту любому лицу, причастному к нарушениям прав человека в период с 1973 по 1978 год.
В отчет включены следующие рекомендации по предотвращению нарушений прав человека в Чили в будущем:
Со временем многие из этих рекомендаций были реализованы в Чили, хотя прогресс был медленным из-за отсутствия законодательного большинства со стороны партии Эйлвина и продолжающегося влияния военных в политике. Одна из областей, в которой Эйлвин не смог внести изменений, - это неспособность отменить закон об амнистии 1978 года.
В речи, в которой объявлялись выводы отчета, президент Эйлвин извинился от имени правительства Чили за убийства и исчезновения, подробно описанные в отчете, и попросил военных сделать то же самое. Чилийские военные, которые в то время все еще возглавлял Пиночет, отказались извиняться, и большая часть вооруженных сил открыто поставила под сомнение достоверность отчета.
Список в отчете Rettig пропавшего без вести лица как умершего и жертвы нарушения прав человека позволил судить о положении жертвы. Это дало бы выжившим членам семьи определенные льготы, такие как возможность урегулировать имущественные и наследственные претензии, подать заявление на социальное обеспечение и любые компенсационные пособия, а также повлияло бы на семейное положение супругов. Это стало возможным благодаря созданию «Национальной корпорации возмещения ущерба и примирения».
Другие действия, основанные на рекомендациях из отчета, которые в конечном итоге были приняты более поздними правительствами Чили:
Пиночет также был лишен депутатской неприкосновенности в 2000 году, и Верховный суд Чили вместе с другими офицерами обвинил его в убийствах, совершенных после первого переворота в 1973 году. В 2004 году он был помещен под домашний арест по новым обвинениям и скончался под домашним арестом. арест в декабре 2006 года.
Остался один вопрос: конституция режима Пиночета, введенная в действие в 1980 году, оставалась относительно неизменной. Однако это может измениться в результате протестов в Чили в конце 2019 года, в результате чего будет проведен референдум о его замене, который в настоящее время намечен на октябрь 2020 года.
Нарушения прав человека в Чили также были снова рассмотрены в отчете Valech, подготовленном в период с 2004 по 2005 годы.