Relegatio по римскому праву был самой мягкой формой ссылки, предполагавшей изгнание из Рима, но не потерю о гражданстве или конфискации имущества.
Заметной жертвой relegatio стал Овидий.
В период ранней Республики граждане могли быть отрезаны от общества - огня и воды - «interdictio aquae et ignis»; и, чтобы предотвратить это, иногда уходили в добровольное изгнание (exilium), где гражданство могло сохраняться или теряться, но собственность обычно сохранялась. В отличие от этого, relegatio в основном использовалось для изгнания иностранцев из Рима: только в период поздней республики его начали применять к политическим деятелям в Риме.
императоры сделали relegatio одним из их главное оружие изгнания, рядом. Relegatio может быть на определенный период или на всю жизнь; это могло быть определенное место или просто за пределами Рима / Италии: таким образом, Тацит описывает, как один сенатор «выбрал для своего изгнания знаменитый и приятный остров Лесбос». В любом случае это оставалось более мягким наказанием, чем альтернатива депортации, которая обычно влекла за собой потерю гражданства и собственности, а также изгнание в определенное место.
Овидий в изгнании играл на том факте, что он оставался гражданин, отвечающий за свою собственность в Риме, хотя он не мог ни отменить его relegatio, ни его ссылку переместили в более приятное место. Напротив, Ювенал (по крайней мере, в реконструкции Гилберта Хигета ) был подвергнут депортации; и хотя его приговор в конечном итоге был отменен, он вернулся в Рим разоренным человеком.
В более поздней империи юристы установили иерархию изгнаний: временное перемещение / постоянное перемещение / высылка на остров или фиксированное место / депортация.
Эпиктет хвалил сенатора-стоика, который слышал, что его осудили в его отсутствие: «« В ссылку », говорит он,« или на смерть? »-« В ссылку »- «А как насчет моей собственности?» - «Она не конфискована» - «Что ж, пойдем в Арику [первая остановка за пределами Рима] и пообедаем там».