Поляки в Молдове

редактировать
Поляки в Молдове
Biserica catolică din vîrful ruinelor sinagogii.jpg Польские Церковь Святого Каетана в Рацкове
Общая численность населения
4,174 (2004)
Районы со значительной численностью населения
Бельцы, Кишинев, Рыбницкий район, Каменка, Тирасполь
Родственные этнические группы
Польская диаспора

История поляков в Молдове должна быть рассмотрена через давнюю границу по реке Днестр, которая разделяет Бессарабия из Приднестровья в Молдова. В то время как регионы по обе стороны реки были связаны между собой в социальном и культурном плане, различные политические судьбы обеих территорий привели к различным моделям расселения. Большая часть Молдовы находится в Бессарабии, которая лежит к востоку от Днестра и была частью Молдавии. Сегодняшнее Приднестровье, регион к западу от этой реки, было частью Подолья в Речи Посполитой, а позже Российской Империи.

Содержание
  • 1 Бессарабия
    • 1.1 Начало
    • 1.2 Католическая миссионерская деятельность из Польши
    • 1.3 Польское владение
    • 1.4 Присоединение к Российской Империи
  • 2 Приднестровье
    • 2.1 Польская колонизация
    • 2.2 Присоединение к Российской Империи
    • 2.3 При советской власти
  • 3 Объединение Бессарабской и Приднестровской Молдовы
    • 3.1 После Второй мировой войны до распада СССР
  • 4 Настоящее время
  • 5 Польские организации в Молдове
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Бессарабия

Начало

Карта Королевства Польского и Великого княжества Литовского между 1386 и 1434 годами, показывая Молдавское княжество как польское феодальное владение.

. Начало польского влияния в Бессарабии можно проследить до XIV века с момента основания Молдавское княжество. Торговля между Балтикой и Черным морем между двумя соседними странами облегчила их растущие связи. В эту эпоху Молдавия была вассальным государством сначала Королевства Польского, а затем Речи Посполитой несколько раз. Хотя граница по реке Днестр была социально В то время в Бессарабии не существовало значительных польских поселений в Бессарабии, где происходили значительные браки и культурный обмен между молдавской знатью с польской шляхтой и украинской элитой.

Католическая миссионерская деятельность из Польши

Эта связь с Польшей усугублялась попытками присоединить Молдавию к Римско-католической церкви, которые предшествовали основанию княжества. Францисканские и доминиканские миссионеры создали несколько латино-католических общин на территории современной Румынии, начиная с 13 века нашей эры. Святой Престол решил создать епископства к югу и востоку от Карпат в Валахии и Молдавии. Католицизм был привлекательным среди традиционно православного населения из-за политического контекста конца 14 века, когда Османская империя продвигалась в Европу. Поскольку Константинополь был в значительной степени окружен после завоевания Адрианополиса (ныне Эдирне ) в 1360 году, византийские императоры искали политического и, надеюсь, военного союзника на католическом западе., которые раньше выступали против ислама на Ближнем Востоке и на Ближнем Востоке. Богдан I последовал тому же примеру и благодаря ему в 1359 году получил фактическую независимость как основатель воевода (автономный князь) Молдавии. В поисках помощи и защиты Польши Богдан приветствовал латинских миссионеров. Францисканский монастырь был основан в Сирете в 1340, а в 1371 году последовала епархия Сирета.

Епархия возникла после сына Богдана Лакку из Молдавии (1365-1373) пригласил делегацию из Рима, пообещав обращение его и его подданного в католицизм, и попросил Папу Урбана V прислать миссионеров и построить латинскую епархию в его княжестве. столица, Сирет. 24 июля 1370 года Папа поручил архиепископу Праги и епископам Братиславы и Кракова (Краковия) проверить / завершить искренность Ланьку (хотя его жена оставалась православной) и поручил им построить такую ​​епархию, покрывающую молдавское государство. После того, как Папа Григорий XI учредил епархию, первым епископом архиепископом Флорианом Мокрским Краковским был рукоположен польский францисканец Анджей Ястребец. Собор, посвященный Иоанну Крестителю, был построен королевой Маргарет, католической родственницей венгерской королевской семьи, которая в 1377 году пригласила доминиканцев в Сирет.

Однако князь Лакку, сторонник католицизма, встретил серьезное сопротивление со стороны православного духовенства, в то время как эффективные новообращенные латыни были сосредоточены на севере Молдавии, недалеко от соседних католических королевств Польши и Венгрии. С 1372 года, когда Анджей был назначен апостольским администратором Галицкой епархии, вероятно, никогда не вернувшись в Сирет, он и его (все польские) преемники проживали больше в Польше, чем в Молдавии. В 1388 г. князь Петр II «Мушат» (1375–1391) перенес столицу молдавского воеводы из Сирета в Сучаву, что способствовало кризису в Сиретской епархии, ныне заброшен короной и епископатом.

Польская вотчина

Князь Петру сделал поддержание хороших отношений с Польшей своим приоритетом. 27 сентября 1387 г. в Львов он оказал дань уважения польскому королю Владиславу II Ягелло, сделав Молдавию польским феодальным владением, которым она осталась. до 1497 года.

Несмотря на то, что он помешал зарождению Римско-католической церкви в Молдавии, Петру сделал своим приоритетом поддержание хороших отношений с Польшей. 27 сентября 1387 г. в Львов он отдал дань уважения польскому королю Владиславу II Ягелло, сделав Молдавию польским феодальным владением (что было оставалось до 1497 г.). Второй брак Петру в 1388 году был заключен с Ольгой, дочерью Януша I, князя Мазовии, от которой у него родился сын Ивашку.. Даже после того, как влияние Османской империи в Молдавии и на Балканах выросло, поляки продолжали принимать активное участие в делах своего соседа до окончания польских разделов в 1795 году.

Присоединение к Российская империя

Несколько волн политической и экономической миграции привели поляков к заселению Бессарабии, начиная с 18 века. К ним относятся беглые крепостные, побежденные силы свергнутого польского короля Станислава Лещинского в походе на Бендеры, а затем побежденные повстанцы восстания Костюшко все ищут приют через границу из Польши. Хаос вокруг разделов Польши также способствовал этому процессу. Миграция поляков в эту область позже увеличилась после присоединения Бессарабии к Российской империи, в которую входило значительное количество евреев из Польши.

. В 19 веке российские власти поощряли колонизацию Бессарабии румынами, русскими, украинцами, немцами, болгарами, поляками и гагаузы, в основном в северных и южных областях, оставленных турками и ногайцами татарами, причем последние были изгнаны в 1770-1780-х гг. Русско-турецкие войны ; включение провинции в черту оседлости также позволило иммиграцию большего количества евреев. Доля румынского населения уменьшилась с примерно 86% в 1816 году до примерно 52% в 1905 году. В это время произошли антисемитские беспорядки, приведшие к исходу тысяч евреев в Соединенные Штаты.

Приднестровье
Карта, показывающая расположение Брацлавского воеводства в Речи Посполитой.

Нет ясности относительно того, входило ли Приднестровье в Киевскую Русь начиная с 11 века, и если да, то в какой степени. После распада Киевской Руси из-за монгольских нашествий, эта территория перешла под власть Великого княжества Литовского в 15 веке в составе Подолии. Большая часть Приднестровья оставалась частью Брацлавского воеводства в Речи Посполитой до второго раздела Польши в 1793 году.

В 1504 году Крымское ханство захватило самую южную часть Приднестровья к югу от реки Ягорлык вместе с остальной частью Едисанского региона, остававшегося под контролем Османская империя до 1792 года. Таким образом, граница между двумя государствами проходила по реке Ягорлыц, именуемой в молдавских хрониках Ягурлыком, а в польских источниках - Ягорликом или Ягорлыком

Польская колонизация

Карта 1772 г. н.э. с изображением поселений вдоль границы между Брацлавским воеводством в Речи Посполитой, Крымским ханством и княжеством Молдавия.

Из-за массовых набегов и вторжений рабов, организованных Крымским ханством, большая часть южного региона Речи Посполитой был малонаселенным. Чтобы исправить это, польские короли XVI и XVII веков, в частности Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза, спонсировали крупномасштабную польскую колонизацию Подолья, которая включает территории современного Приднестровья. Польские магнаты получили большие участки малозаселенных земель, в то время как польская мелкая шляхта управляла имениями и служила солдатами. Крепостных заманили переселиться на эти территории временным 20-летним освобождением от крепостного права. Хотя большинство крепостных были из западноукраинских земель, значительное количество польских крепостных из центральной Польши также поселились в этих имениях. Последние стремились ассимилироваться в украинское общество, а некоторые из них даже участвовали в казацких восстаниях против помещиков. Польские магнаты из Украины играли значительную политическую и социальную роль в Речи Посполитой, как и коренное дворянство в этих областях, полонизированных с течением времени.

Польское правление в то время включало расширение иезуитских школ и крупномасштабное строительство богато украшенных замков и поместий, которые включали библиотеки, коллекции произведений искусства и архивы, которые во многих случаях были равноценны тем, кто в самой Польше. К концу 18 века примерно 11% населения составляли католики, большинство из них - поляки.

Присоединение к Российской Империи

Во время раздела Польши примерно десять процентов населения всех территорий, аннексированных Россией, были этническими поляками. Среди поляков были богатые магнаты с большими поместьями, более бедные дворяне, которые работали администраторами или солдатами, и крестьяне. Спустя долгое время после того, как этот регион перестал быть частью Польши, поляки продолжали играть важную роль как в провинции, так и в городе Киеве. До неудавшегося польского восстания 1830-1831 гг. Польский язык оставался административным языком в образовании, правительстве и суде.

В годы Российской империи польское общество имело тенденцию к расслоению. Польские магнаты процветали под Российской империей за счет крепостных крестьян и беднейшего польского дворянства, которого они вытесняли с земель. Богатые магнаты были склонны противостоять польским восстаниям, отождествляли себя со своими русскими землевладельцами и часто переезжали в Санкт-Петербург. Таким образом, польское национальное движение на украинских землях, как правило, возглавляли представители среднего и более бедного дворянства, которые создавали тайные общества в местах с большим польским населением. В результате антироссийского восстания 1830 года российское правительство лишило польское среднее и бедное дворянство своего законного дворянского статуса, и была принята политика русификации. Эти польские дворяне, юридически низведенные до статуса крестьян, часто ассимилировались с украинским языком и культурой. Многие из более бедных польских дворян, которые украинизировались по языку, культуре и политической лояльности, составляли важный элемент растущего украинского национального движения. Несмотря на продолжающуюся миграцию поляков из центральной Польши на украинские земли, к концу XIX века только три процента от общей численности населения этих территорий заявили, что польский был их первым языком.

Карта Молдавской АССР

При советской власти

После Первой мировой войны, наступления большевистских армий, польско-советской войны 1919- 1921 г. и присоединение этих земель к СССР, произошел массовый исход поляков, особенно помещиков и интеллигенции, из бывшего русского раздела в Польшу. "

Приднестровье было организовано в Украинскую ССР в 1919 году, в соответствии с которым в 1924 году была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика. При сталинском правлении польская община еще больше упала. краткий начальный период либерализации и свободы по отношению к полякам в Советском Союзе подвергались притеснениям, разгон и массовый террор. Эта тенденция усилилась в конце 1930-х годов в результате польской операции НКВД в 1937-1938 гг. , а также прекращения обучения в Молдавской АССР для всего нерумынского населения на их родных языках. был заменен на украинский и русский.

2 августа 1940 года Советский Союз учредил Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (Молдавская ССР), в которую входили шесть уездов Бессарабия присоединилась к самой западной части бывшей МАССР, фактически распустив ее. С этого момента и вплоть до начала войны в Приднестровье в 1990 году и образования сепаратистского государства Польская община в Молдове находилась под одним государством.

После Второй мировой войны и до распада СССР

Число поляков во всех регионах бывшего Советского Союза неуклонно сокращалось на протяжении последнего столетия.. В значительной степени этот упадок прослеживается благодаря политике советизации, направленной на уничтожение польской культуры в СССР. Знания о польской общине в Молдове полностью отсутствовали в Польше на протяжении всего послевоенного периода до распада СССР. Эта тенденция была обращена вспять только в 1990-х, когда польские исследователи получили возможность проводить исследования в Молдове.

Настоящее
Петру Лучинский служил вторым президентом Молдовы и несет транскрибированная версия польской фамилии Лючиньский.

Согласно Советской переписи населения 1989 года, в Молдавской ССР было 4739 поляков. Молдавская перепись 2004 года зафиксировала 2383 поляка. Последняя перепись не включала данные, собранные в Приднестровье, а Перепись 2004 года в Приднестровье показала, что 2% населения (около 1100) составляли поляки.

Некоторые в публикациях активистов Polonia и польских дипломатов упоминается число до 20 000 поляков в Молдове, что значительно превышает число поляков, идентифицировавших себя в ходе переписи. Некоторые авторы включают в свои оценки людей польского происхождения, в то время как другие предполагают, что люди католической веры (в преимущественно восточно-православной стране), скорее всего, имеют польское происхождение; и это может включать, например, Украинцы со связями с Польшей по своему происхождению.

Вследствие политики России и Советского Союза в отношении польской культуры, только небольшой процент поляков в Молдове сегодня говорит по-польски. Например, Петру Лучинский (румынское произношение:, который был вторым президентом Молдовы, имеет транскрибированную версию польской фамилии Лючиньский, но никогда публично не отождествлял себя с польским наследием. Некоторые приднестровские политики, такие как бывшая первая леди Нина Штански и Евгений Зубов открыто говорят о их польские корни.

16–17 мая 1995 г. прошел международный симпозиум о поляках в Молдове. Незадолго до конференции была опубликована книга Polacy w Mołdowie mówią o sobie - сборник воспоминаний людей, которые пережили советские времена в Молдавской ССР или до сих пор живут в Молдове. Материалы конференции опубликованы под заголовком Polacy w Mołdawii

Польские организации в Молдове
Польский дом в Бельцы

В период распада Советского Союза в 1990 году профессор Тадеуш Малиновский основал Полицию. sh Культурное объединение (Polskie Stowarzyszenie Kulturalne) в Кишиневе. К сожалению, из-за различных трудностей это не удалось. Однако на его базе были созданы другие польские организации: Союз поляков Молдовы и Общество поляков «Возрождение» (Towarzystwo Polaków «Odrodzenie»). Позже было основано много других польских организаций, по мнению Я. Дерлицкого, слишком много для небольшого польского населения. По состоянию на 2013 год действуют следующие организации:

  • Stowarzyszenie Polska Wiosna w Mołdawii
  • Polskie Towarzystwo Medyczne w Mołdawii - Польская медицинская ассоциация в Молдове
  • Związek Polaków w Mołdawii - Союз поляков в Молдова
  • Stowarzyszenie Polaków Gagauzji - Ассоциация поляков Гагаузии ; на 2013 год более 200 членов
  • Stowarzyszenie Kultury Polskiej "Jasna Góra" - "Jasna Góra " Ассоциация польской культуры, Тирасполь, Приднестровье
См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
  • Jutrzenka, информационный бюллетень поляков в Молдове (издается с 1996 г.; в сети с 2004 г.)
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:40:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте