Операция Мост III

редактировать
Операция англо-польской разведки времен Второй мировой войны Отчет разведки Армии Крайовой со схематическими рисунками V1 и V2. Мемориал в Место посадки Мотыль

Операция Мост III (Польский для Моста III) или Операция Уайлдхорн III (в британских документах) была Второй Мировой Войной операция, в которой Польша Армия Крайова предоставила союзникам важную информацию о немецкой ракете Фау-2.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Операция
  • 3 Участники
  • 4 Появление в СМИ
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
Предыстория

С ноября 1943 года и далее разведка Дивизия Войска Крайовой (Armia Krajowa) получила части ракеты Фау-2, которая проходила испытания под Близной в центральной Польше. Доступность запчастей увеличилась с апреля 1944 года, когда многочисленные испытательные ракеты упали возле села Сарнаки, в районе реки Буг, к югу от Семятыче. В ночь на 20 мая 1944 года особо исправная ракета упала на заболоченный берег Буга. Части ракеты были обнаружены Армией Крайовой и проанализированы в ее секретных лабораториях в Варшаве. Анализ был проведен профессором (радио и руководство), Марсели Струшиньски (топливо), (двигатель), Антони Коцьян и другими.

Операция

Ночью 25 июля 1944 года, сразу после 22:00, Королевские ВВС (ВВС Великобритании) Дакота КГ477 транспортный самолет № 267-я эскадрилья стартовала из Бриндизи на юге Италии и направлялась на заброшенный аэродром в Матчин, недалеко от Люблина, в Польше. Этот заброшенный аэродром носил кодовое название Мотыль. Транспортный самолет, оснащенный дополнительными топливными баками для обеспечения продолжительности полета до 18 часов, пилотировал новозеландец, лейтенант Стэнли Г. Каллифорд, а вторым пилотом - уроженец Польши, лейтенант полета Казимеж Шрайер. План состоял в том, чтобы посадить самолет в центре территории, окруженной немецкими воинскими частями, отступающими на запад под давлением Советской армии, и получить компоненты ракеты Ф-2. Незадолго до полуночи «Дакота» совершила круг над местом приземления, и партизаны (которые ранее были проинформированы с помощью зашифрованных кодов по радио BBC ) узнали транспортный самолет. После приземления самолета партизаны вышли из ближайшего леса, таща за собой тележки с ключевыми деталями Фау-2. После загрузки груза пилоты попытались взлететь, но колеса самолета застряли в илистой земле.

В спешке грязь сгребли, и была предпринята еще одна попытка взлететь, но колеса самолета еще глубже погрузились в грязь. Попытки засунуть палки под колеса успеха не имели. Некоторые партизаны начали копаться вокруг колес голыми руками, в то время как другие нашли в близлежащем лесу деревянные рейки, которые впоследствии вклинились под колеса. Наконец, самолет вылез из грязи и смог взлететь с компонентами Фау-2 до того, как его обнаружили немецкие военные части.

Двумя днями позже «Дакота» прибыла в Лондон. Британские ученые начали разрабатывать способ вмешательства в наведение ракеты Фау-2 с помощью радиоволн, но было обнаружено, что механизм Фау-2 не предназначен для «реакции на противодействие по радио».

Участники

На вылете из Бриндизи в самолете было 4 пассажира: Казимеж Бильски, Ян Новак-Езёранский, Лешек Старзинский и Богуслав Вольняк.

На обратном пути Ежи Хмелевский, Юзеф Ретингер, Томаш Аркишевский, Тадеуш Ччук и Чеслав Мичинский были переправлены из оккупированной Польши в Бриндизи, Италия. Предполагалось, что Антони Коцян (который лично изучал части ракет Фау-2 ) примет участие, но он был арестован гестапо и, следовательно, был заменен Ежи Хмелевски.

В состав экипажа самолета входили: капитан-лейтенант SG (Джордж) Каллифорд (капитан), помощник капитана (второй пилот и переводчик) (польский), помощник капитана Дж. П. Уильямс (штурман), ф.. Appleby (Радист).

Безопасность операции обеспечивала группа Армии Крайовой «Урбан», в которую входил Адам Гондек «Крук». Командиром службы безопасности посадочной площадки Мотыль был капитан Владислав Кабат пс. «Бжехва».

Другими участниками были: КПР. Францишек Новак «Помидор», доктор Ян Дещ «Вацек», Kpr. Пчор. Владислав Бысьек «Морена», Юзеф Лупа «Чарны Сэп», Ppor. Franciszek Kuczek 'Deska', Por. Мечислав Чешский 'Юранд', Por. Павел Хвала «Скорый», Ppor. Ян Гомола «Явор».

Появление в СМИ

Драматизация событий была опубликована в книге, написанной Бернардом Ньюманом (автором) в 1955 году. Позднее по книге был снят художественный фильм Битва V-1.

Операция была также показана в сериале BBC 1977 года Тайная война, эпизод «Оружие террора», который включал воспоминания Януша Грошковского об операции.

Операция Мост III также была одним из основных элементов сюжета Frozen Flashes («Gefrorene Blitze»), фильма ГДР о разработке V2 и истории движения сопротивления в Пенемюнде во время Второй мировой войны и его попытка саботировать программу V-2.

См. Также
Ссылки

Библиография

  • Брейер, Уильям Б. (1993). Гонка на Луну: Дуэль Америки с Советами. Вестпорт; Коннектикут: Издательство Praeger. ISBN 0-275-94481-6
  • Ordway, Frederick I., III. Ракетная команда. Apogee Books Space Series 36 (стр. 158, 173)
  • (на польском языке) Michał Wojewódzki, Akcja V-1, V-2, Варшава 1984, ISBN 83-211-0521-1
  • Макговерн, Джеймс. Арбалет и Пасмурно. W. Morrow: New York, 1964. (стр. 71)
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:05:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте