Операция Саммит Орла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны в Афганистане (2001–2021 гг.) | |||||||
Британские отряды Королевских уланских улан, обеспечивающих безопасность конвоя. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Коалиция: Великобритания Афганистан Канада США Дания Австралия Франция Нидерланды | Талибан | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Марк Карлтон-Смит | ? | ||||||
Сила | |||||||
2,000 1,000 Другие ISAF: 1,000 Всего: 5,000 | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 убит, 7 ранены, 2 ранены, 2 ранены | 200 убитых (утверждение НАТО) |
Операция «Саммит орла» (« Окаб Цука» на пушту ) - это военная операция, проводимая ISAF и войсками Афганской национальной армии с целью транспортировки 220-тонной турбины к плотине Каджаки в провинции Гильменд через территорию, контролируемую повстанцами «Талибана». Завершившаяся успехом коалиции, в ней участвовало много британских войск, и, как говорили, это была одна из крупнейших логистических операций, проведенных британской армией со времен Второй мировой войны. Операция получила свое название от орла, изображенного на знаках отличия 16-й десантно-штурмовой бригады.
Плотина гидроэлектростанции Каджаки была завершена в 1953 году с помощью ссуды Экспортно-импортного банка США для обеспечения электроэнергией и ирригацией населения провинций Гильменд и Кандагар под управлением властей долины Гильменд. Предполагалось, что на ней будут размещены три турбины, но когда-либо были установлены только две, а после нескольких лет гражданской войны к 2001 году только одна продолжала эксплуатироваться. В 2004 году Соединенные Штаты начали работу по восстановлению пропускной способности плотины и доведению ее производительности до 53. мегаватт. Одна турбина была отремонтирована в 2005 году, но восстановлению мешала сложность доставки новых турбин в Каджаки через территорию, контролируемую талибами, что потребовало крупномасштабной военной операции.
TF Helmand (в качестве ведущего планировщика) работал вместе со штаб-квартирой RC (S) и TF Kandahar в течение четырех месяцев над подготовкой операции. Они планировали избегать выбора наиболее прямого маршрута, маршрута 611, который пересекал несколько опорных пунктов талибов и был усеян самодельными взрывными устройствами, установленными повстанцами, и минами, оставшимися от советского присутствия в Афганистане. Вместо этого они планировали провести колонну с турбиной через пустыню по маршруту под кодовым названием «Маршрут Харриет», который был нанесен взводом следопытов за несколько недель до операции. Британцы пытались договориться о безопасном проходе конвоя, в некоторых случаях раздавая денежные суммы местным старейшинам, но эти сделки не увенчались успехом.
Китайская -Made турбина была доставлена в аэропорт Кандагар в ночь на 27 августа, и было принято через первую часть пути канадских войск, пока он не достиг места встречи в пустыне, где он был взят над британскими войсками для последний участок маршрута через Гильменд. Он был разбит на семь отдельных грузов, каждый весом около 30 тонн, и перевезен на грузовиках HET.
После передачи британским войскам в основной конвой, состоящий из 100 машин протяженностью более четырех километров, вошли 50 БТР «Викинг», а также машины « Шакал» и « Мастиф». Весь боевой тыловой патруль, как в военной терминологии называют конвои, состоял из трех элементов. Инженерная группа (9-я парашютная эскадрилья RE), командная группа (CO 13 Air Assault Support Support RLC) и турбинный элемент (15 RLC десантно-штурмовой эскадрильи поддержки). В составе конвоя было восемь критически важных машин:
Боевые вертолеты обеспечивали наблюдение, а воздушная поддержка осуществлялась в виде самолетов США, Франции и Голландии. Боевые саперы оказали поддержку, построив и укрепив дорогу, по которой должна была ехать колонна.
Войска Гелиборна из парашютного полка обеспечивали безопасность конвоя, преодолевая препятствия на его пути.
В то же время манекен из 30-40 датских машин продвинулся по шоссе 611 в сопровождении 1-го батальона парашютного полка, чтобы обманом заставить талибов игнорировать «Харриет».
На последнем участке маршрута основная колонна была вынуждена вернуться на шоссе 611 и пройти через 4,5 мили территории, где, как известно, действовало около 200 повстанцев. Задача расчистить территорию была дана силам, состоящим из 388 солдат ANA и их 42 наставников из оперативной группы наставничества и связи Королевского ирландского полка. После трех дней интенсивного обстрела артиллерией НАТО, в том числе ракетами РСЗО, и самолетов коалиции дорога была очищена от повстанцев, что позволило колонне прибыть к месту назначения 3 сентября в 2.30 утра. Чтобы преодолеть 180 км, потребовалось пять дней, в течение которых колонна претерпела очень мало атак и не пострадала от действий талибов. За это время британская артиллерия выпустила 800 105-мм снарядов и 54 ракеты. Британцы утверждали, что убили около 200 повстанцев, но это не могло быть подтверждено независимыми источниками.
Один британский солдат был ранен в дорожно-транспортном происшествии в Каджаки, один канадский солдат погиб и еще семеро получили ранения, когда их автомобиль при возвращении на базу подорвался на самодельном взрывном устройстве.
Операция была расценена НАТО как значительная победа, которая внесет вклад в завоевание «сердец и умов» афганского народа. Бригадный генерал Карлтон-Смит, командующий оперативной группой в Гильменде, назвал это «концом начала» боевых действий в Гильменде. Тем не менее, по оценке Инженерного корпуса армии США в феврале 2015 года, еще не завершенная плотина будет введена в эксплуатацию до марта 2016 года. Это связано с потребностью около 900 тонн бетона в дополнение к 220 тоннам оборудования, доставленного конвой.