Дело Nottebohm. (Лихтенштейн против Гватемалы) | |
---|---|
Суд | Международный суд of Justice |
Полное название дела | Дело Nottebohm (вторая фаза), приговор от 6 апреля 1955 г. |
Решено | 6 апреля 1955 (1955-04-06) |
Ссылки | [1955] ICJ 1 |
Заключения по делу | |
Несогласие: Хельге Клестад. Несогласное: Джон Рид. Несогласный :Пол Гуггенхайм | |
Членство в суде | |
Судьи заседающие | Грин Хакворт, Абдель Бадави-паша, Жюль Басдеван, Милован Зоричич, Хельге Клёстад, Джон Рид, Сю Мо, Федор Кожевников, Мухаммад Зафрулла Хан, По l Гуггенхайм (ad hoc) и (ad hoc) |
Ключевые слова | |
дипломатическая защита |
Дело Ноттебома (Лихтенштейн против Гватемалы) [1955] ICJ 1 - собственное название для 1955 года Дело рассмотрено Международным Судом (ICJ). Лихтенштейн добивался вынесения постановления, чтобы заставить Гватемалу признать Фридриха Ноттебома гражданином Лихтенштейна.
Этот случай упоминался во многих определениях гражданства.
Фридрих Ноттебом родился 16 сентября 1881 года в Гамбурге, Германия. В 1905 году он переехал в Гватемалу, где вместе со своими братьями занялся торговлей, банковским делом и плантациями. Бизнес процветал, и Ноттебом стал его главой в 1937 году. Ноттебом прожил в Гватемале до 1943 года в качестве постоянного жителя, никогда не получая гватемальского гражданства. Иногда он приезжал в Германию по делам, и у него были друзья и родственники в обеих странах. Он также нанес несколько визитов в Лихтенштейн, чтобы увидеть своего брата Германа, который переехал туда в 1931 году и стал гражданином.
В 1939 году Ноттебом снова посетил Лихтенштейн и 9 октября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, он подал заявление о предоставлении гражданства. Его заявление было одобрено, и он стал гражданином. По немецким законам он потерял немецкое гражданство. В январе 1940 года он вернулся в Гватемалу по паспорту Лихтенштейна и сообщил местным властям о смене гражданства.
Хотя первоначально Гватемала была нейтральной, вскоре она встала на сторону союзников и официально объявила войну Германии 11 декабря 1941 года. Несмотря на его лихтенштейнское гражданство, правительство Гватемалы обращалось с Ноттебомом как с гражданином Германии. В рамках масштабной программы, в рамках которой США сотрудничали с различными латиноамериканскими странами по интернированию в США более 4000 человек немецкого происхождения или гражданства, Ноттебом был арестован правительством Гватемалы как вражеский иностранец в 1943 году и передан Военная база США и переведена в США, где он был интернирован до 1946 года. Правительство Гватемалы конфисковало всю его собственность в стране, и правительство США также конфисковало активы его компании в США. В 1950 году правительство США вернуло семье Ноттебомов примерно половину стоимости того, что было конфисковано. Правительство Гватемалы сохранило его собственность и вернуло его семье 16 кофейных плантаций только в 1962 году, после его смерти. После освобождения он вернулся в Лихтенштейн, где прожил всю оставшуюся жизнь.
В 1951 году правительство Лихтенштейна, действуя от имени Nottebohm, подало иск против Гватемалы в Международный суд ООН по обвинению в несправедливом обращении с ним и незаконной конфискации его собственности. Однако правительство Гватемалы утверждало, что Nottebohm не получил гражданство Лихтенштейна с точки зрения международного права. Суд согласился и прекратил рассмотрение дела.
Хотя Суд заявил, что это суверенное право всех штатов определять своих собственных граждан и критерии для того, чтобы стать таковыми во внутреннем праве, такой процесс должен быть тщательно изучен на международном уровне, если речь идет о дипломатической защите. Суд поддержал принцип эффективного гражданства (принцип Nottebohm): гражданин должен доказать значимую связь с рассматриваемым государством. Этот принцип ранее применялся только в случаях двойного гражданства для определения гражданства, которое должно использоваться в том или ином случае. Суд постановил, что натурализация Ноттебома в качестве гражданина Лихтенштейна была основана не на какой-либо реальной связи с этой страной, а с единственной целью дать ему возможность сменить свой статус гражданина воюющего государства на статус нейтрального государства в время войны. Суд постановил, что Лихтенштейн не имел права рассматривать его дело, и выдвинул от его имени международный иск против Гватемалы:
— Натурализация запрашивалась не столько с целью получения юридического признания членства Nottebohm на самом деле в населения Лихтенштейна, поскольку это должно было позволить ему заменить свой статус гражданина воюющего государства статусом гражданина нейтрального государства с единственной целью, таким образом, оказаться под защитой Лихтенштейна, но не вступить в брак с его традиции, интересы, образ жизни или принятие на себя обязательств, кроме налоговых, и осуществление прав, относящихся к полученному таким образом статусу. Гватемала не обязана признавать гражданство, предоставленное в таких обстоятельствах. Следовательно, Лихтенштейн не имеет права распространять свою защиту на Nottebohm в отношении Гватемалы, и его претензия по этой причине должна быть признана неприемлемой.Решение подверглось тщательной проверке из-за подразумевается, что человек может остаться без какого-либо действующего гражданства. Несмотря на то, что применение такого стандарта в случаях двойного гражданства оставило бы лицо, имеющее право на дипломатическую защиту от одного государства, Ноттебом не был гражданином какой-либо страны, кроме Лихтенштейна, в то время, и решение подразумевало, что он, возможно, не был действующим гражданином любой страны, хотя неясно, рассматривался ли Ноттебом как лицо с двойным гражданством из-за его длительного проживания в Гватемале или предыдущих связей с Германией. Комиссия международного права отметила, что в эпоху глобализации и крупномасштабной миграции этот стандарт может создать низший класс из миллионов людей, лишенных какой-либо дипломатической защиты, поскольку «миллионы людей имеют отдалились от своего гражданства и прожили свою жизнь в государствах, гражданство которых они никогда не приобретали или приобрели от рождения или происхождения из государств, с которыми они имеют слабую связь ".