Национальная комиссия по установлению истины

редактировать

В Бразилии Национальная комиссия по установлению истины (португальский : Comissão Nacional da Verdade) расследовал нарушения прав человека в период 1946–1988 гг. - в частности, со стороны авторитарной военной диктатуры, правившей Бразилией с 1 апреля 1964 года по 15 марта 1985 года.

Комиссия просуществовала два года и состояла из семи человек. Члены комиссии имели доступ ко всем правительственным файлам о периоде 1946–1988 годов и могли созывать для дачи показаний потерпевших или людей, обвиняемых в нарушениях; хотя это не было обязательным для них явлением.

10 декабря 2014 года комиссия выпустила отчет со своими выводами. В отчете указывается причастность 337 агентов правительства Бразилии к нарушениям прав человека, включая произвольные тюрьмы, насильственные исчезновения, пытки и последующую смерть политических противников диктатуры. Согласно сообщению, в результате действий военного режима 434 человека погибли или пропали без вести. За тот же период было убито более 8300 индейцев, и Комиссия по установлению истины признает, что реальное число убитых индейцев, вероятно, намного выше.

Содержание
  • 1 История военного режима Бразилии
    • 1.1 Бразилия: Nunca Mais
  • 2 Работа, предшествующая работе Комиссии
    • 2.1 Специальная комиссия по политическим смертям и исчезновениям
    • 2.2 Последующие проекты «Истина и справедливость»
  • 3 Закон об амнистии 1979 года
  • 4 Comissão Nacional da Verdade
    • 4.1 Формирование Комиссия
    • 4.2 Структура Комиссии
    • 4.3 Финансовые возмещения
    • 4.4 Текущие изменения
  • 5 Параллельные механизмы правосудия переходного периода в Бразилии
    • 5.1 Региональные комиссии по установлению истины
    • 5.2 Судебное разбирательство по правам человека
  • 6 Обвинения в применении пыток до военной диктатуры
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Ссылки
История военного режима Бразилии

С 1964 по 1985 год Бразилия попала под влияние военного режима убили или «исчезли» политических активистов и профсоюзных деятелей, а также обучил многих других. Число убитых и «пропавших без вести» меньше, чем в соседних странах, таких как Аргентина, которые также пали военными диктатурами. Военный режим Бразилии управлял Бразилией путем смены военных президентов, проводил выборы и оставлял Конгресс открытым. Однако на самом деле проведенные выборы подверглись сильной манипуляции, и военные открыто угрожали Конгрессу, если он начнет действовать вопреки взглядам и желаниям режима. В 1979 году бразильское правительство приняло закон об амнистии, который позволил всем изгнанным активистам вернуться в Бразилию, но также защитил должностных лиц, причастных к военному режиму, от любого судебного преследования за нарушения прав человека, совершенные до 1979 года. Из-за этого закона военные преступники были судимы и осуждены за свои преступления. Когда начался 1985 год, режим начал медленно и мирно передавать правительственную власть гражданским лицам, избегая бурного конца, который мог спровоцировать негативные чувства по поводу режима или агрессивное преследование любых руководителей вооруженных сил. Эта глава прошлого Бразилии породила то, что исследователь Нина Шнайдер называет «политикой молчания», в которой зверства и целые десятилетия истории Бразилии были скрыты под ковром.

Бразилия: Nunca Mais

В 1985 г. архиепископия Сан-Паулу возглавлялась архиепископом кардиналом Пауло Эваристо Арнсом и поддерживалась миром Совет церквей опубликовал отчет под названием Brasil: Nunca Mais (Бразилия: Никогда снова или пытки в Бразилии) о широкомасштабном применении пыток во время военного режима Бразилии. Работая с 1979–1982 годов, когда военные еще находились у власти, юристы и другие исследователи пытались выяснить, в какой степени режим применял пытки как форму наказания своих политических оппонентов, тайно копируя документы из протоколов военных судебных заседаний 1964–1979 годов и сбор показаний политзаключенных. Публикация и выпуск отчета были отложены до марта 1985 г., чтобы обеспечить приход нового гражданского президента и правительства. У этого проекта не было официального мандата, хотя неофициально один из участников заявил, что они работают над сохранением военного архива и информированием общества о злоупотреблениях, которым подвергались бразильцы при диктатуре. В отчете был сделан вывод о том, что военный режим применял пытки в своей судебной системе и что судебным властям было известно о применении этих методов пыток для получения признательных показаний. Его рекомендации для Бразилии были расплывчатыми, призывая бразильцев обеспечить, «чтобы насилие, позор, несправедливость и преследования недавнего прошлого Бразилии никогда больше не повторились», и чтобы граждане имели возможность участвовать в политике, чтобы гарантировать, что Правительство несет ответственность за свои действия. Этот отчет, однако, не привел к большим изменениям в Бразилии, поскольку закон об амнистии 1979 года защитил виновных в нарушениях прав человека во время режима, а проект никогда не получал никакой государственной поддержки для его легитимации.

Работа, предшествующая Комиссии

Специальная комиссия по политическим смертям и исчезновениям

В 1995 году Закон № 9.410, известный как Закон об исчезнувших лицах, разрешил создание специальной комиссии по политическим смертям и исчезновениям (CEMDP), созданной и учрежденной в Министерстве юстиции Бразилии и санкционированной президентом Бразилии Фернандо Энрике Кардозу.

Этот закон отмечает впервые государство приняло на себя ответственность за незаконные действия военного режима, включая похищение, пытки, тюремное заключение, насильственное исчезновение, убийства и нарушения в отношении иностранцев, проживающих в Бразилии. Благодаря этому закону у семей, пострадавших от незаконной деятельности военного режима, появилась возможность запрашивать свидетельства о смерти пропавших без вести и получать компенсацию. После того, как этот закон вступил в силу, другой комиссии было поручено расследование случаев смерти, совершенных по политическим мотивам во время содержания под стражей в полиции.

Многие семьи критиковали этот закон, потому что он не обязывал государство выявлять и привлекать к ответственности виновных в совершении преступления. преступные действия, и потому что бремя доказывания было возложено на семьи потерпевших. Дополнительные жалобы были основаны на том факте, что из-за Закона об амнистии государство не могло расследовать обстоятельства смерти. Эти семьи также не одобряли отношение государства к смерти как к семейным вопросам, а не к общественным, поскольку только члены семей жертв могли подавать запросы о признании ответственности государства. После одиннадцати лет работы CEMDP выплатила почти 40 миллионов реалов семьям более 300 человек, убитых военным режимом, при этом средняя выплата составила примерно 120 000 реалов, почти 120 000 долларов по обменному курсу того времени. В дополнение к этим возмещениям, CEMDP в сентябре 2006 г. начал сбор образцов крови у семей людей, убитых во время режима, для создания базы данных ДНК для идентификации останков жертв.

В 2007 г. во время второго президентского срока Луиса Инасиу Лула да Силва была издана книга Direito à memória e à verdade (Право на память и на истину). Эта книга обрисовала в общих чертах результаты одиннадцатилетней работы CEMDP, став первым официальным отчетом бразильского государства, прямо обвиняющим военнослужащих в таких преступлениях, как пытки, расчленение, обезглавливание, изнасилование, сокрытие тел и убийства. Пауло Ваннучи, один из авторов книги Brazil: Nunca Mais, помог завершить эту книгу. Эта книга доказала, что большинство противников военного режима были арестованы, подвергнуты пыткам и убиты, и резко критиковала амнистию, объявленную военным чиновникам. Эта книга призвала военных и лиц, причастных к противоправным действиям, раскрыть правду о том, что произошло во время режима.

Последующие проекты «Правда и справедливость»

С 2007 года мемориалы под названием «Незаменимые люди» открываются возведены вокруг Бразилии, помогая восстановить часть истории тех политических диссидентов, которые погибли во время военного режима.

Федеральное правительство Бразилии в мае 2009 года запустило онлайн-проект «Revealed Memories», также известный как « Справочный центр политической борьбы в Бразилии (1964–1985) ». Этот справочный центр предоставляет общественности информацию о политической истории Бразилии и находится в ведении Национального архива - организации, которая подчиняется непосредственно Управлению главы администрации при Президенте Республики.

Закон об амнистии 1979 года

В 1979 году Бразилия приняла закон, который предоставил амнистию за политические преступления и преступления с политической связью, совершенные военнослужащими или членом правительства в период со 2 сентября 1961 года по 15 августа. 1979.

Недавно западный суд по правам человека и бразильские юристы приказали Бразилии отменить закон об амнистии 1979 года, чтобы виновные могли быть привлечены к ответственности в уголовном суде. Однако Бразилия все же отказалась отменить закон, что, возможно, означает, что изменение этого закона в ближайшем будущем маловероятно. Хотя международное давление требует отмены закона, председатель Верховного суда Сезар Пелусо говорит: «Если правда, что каждый народ в соответствии со своей культурой решает свои исторические проблемы по-своему, то Бразилия выбрала путь гармонии ». Однако журналист Фернандо Родригес заявил его больше из «боится возлагать руки на позорные эпизоды из прошлого».

В апреле 2010, в спорном решении, бразильский суд оставил в силе применения закона об амнистии в течение военный режим. Однако несколько месяцев спустя, в ноябре 2010 года, Межамериканский суд по правам человека в деле Гомеса Лунда установил, что закон об амнистии несовместим с Американской конвенцией, а это означает, что закон не имеет юридической силы и, следовательно, не должен служить препятствием для судебное преследование нарушений прав человека. Отметив решающий момент в истории Бразилии, федеральные суды начали расследование нарушения прав человека в прошлом. 24 марта 2012 года федеральные прокуроры обвинили полковника Карлоса Альберто Брильханте Устра и начальника полиции Дирсеу Гарвину в похищении профсоюзного лидера Алуцио Пальано Педрейра Феррейра в 1971 году. Хотя здесь обычно вступает в силу закон об амнистии, Из-за отсутствия жертвы преступление считается продолжающимся после 1979 года и, следовательно, не попадает под амнистию. Даже с учетом закона об амнистии прокуратура начинает находить в законе «лазейки». По мере усиления международного давления на этот закон будет интересно посмотреть, как это будет развиваться.

Закон об амнистии, состоящий из пяти глав (который был признан жертвами политического преследования весьма удовлетворительным), гарантирует следующие права амнистии: объявление статуса получателя политической амнистии; финансовые возмещения; уверенность для всех официальных целей в том, что период времени, в течение которого они были вынуждены прекратить свою профессиональную деятельность из-за наказания или угрозы наказания, будет считаться действительным; завершение курсов, прерванных из-за наказания или подтверждения дипломов, полученных теми, кто закончил курсы в учебных заведениях за пределами страны; и право на восстановление в должности наказанных государственных служащих и государственных служащих. В единственном абзаце статьи 1 закон гарантирует тем, кто был уволен с работы по административным делам, основанным на чрезвычайном законодательстве, без права оспаривать дело или защищаться и лишен возможности узнать мотивы и основания для решения, восстановление на своих должностях (в связи с возрастом заявителей это восстановление произошло на практике при выходе на пенсию).

В законе также подробно перечислены все наказания, дающие жертвам право на получение статуса получателя политической амнистии, и указано, что финансовая компенсация, предусмотренная в главе III, может выплачиваться двумя различными способами: единовременный платеж, состоящий из выплаты 30-кратного размера минимальной месячной заработной платы в год наказания для тех, кто не может доказать наличие трудовых отношений, и сумма которого ни при каких обстоятельствах не может превышать 100 000 реалов; или постоянными и непрерывными ежемесячными платежами, гарантированными тем, кто может подтвердить трудовые отношения. Согласно закону, каждая жертва политического преследования имеет право получить причитающуюся сумму за пять лет до даты обращения с требованием об амнистии.

Comissão Nacional da Verdade

Формирование Комиссия

Комиссия была предложена 3-й Национальной программой по правам человека, набором законопроектов, предложенных тогдашним президентом Луисом Инасио Лула да Силва в декабре 2009 года. Однако Лула отклонил предложение комиссии по установлению истины. после того, как военнослужащие пригрозили отставкой. С тех пор его текст менялся несколько раз, в основном для рассмотрения жалоб военных, опасавшихся пересмотра Закона об амнистии. В частности, из текста законопроекта был исключен термин «политические репрессии». Поскольку комиссия не будет иметь карательных полномочий в отношении офицеров, обвиняемых в применении пыток, правозащитники раскритиковали ее как отказ от содействия правосудию. Они также заявляют, что комиссия будет иметь очень короткий срок и недостаточно членов для удовлетворительного завершения своей работы. С другой стороны, военные жалуются, что они не будут представлены в комиссии, что может не придавать должного значения преступлениям, совершенным левыми организациями.

Структура Комиссии

Комиссия состоит из 7 комиссаров и 14 дополнительных сотрудников. В состав комиссаров входят Гилсон Дипп, Хосе Карлос Диас, Хосе Пауло Кавальканти Филью, Мария Рита Кель, Пауло Сержиу Пиньейру, Педро Даллари и Роза Мария Кардозу да Кунья. Комиссия обладает значительными полномочиями для установления фактических и социальных истин о военной диктатуре страны: она «может получать добровольно предоставленную информацию в форме свидетельских показаний, данных и документов; запрашивать информацию у государственных организаций и органов; вызывать людей для собеседований. или свидетельских показаний; санкционировать запросы для сбора или восстановления информации; проводить публичные слушания; запрашивать защиту свидетелей; сотрудничать с государственными или частными, национальными или международными органами и организациями для обмена информацией и запроса помощи от государственных органов и органов ". Цели комиссии по примирению сосредоточены на документировании правды и продвижении восстановительного правосудия. Он надеется помочь жертвам, найти тела пропавших без вести, определить политику и действия диктатуры и рекомендовать меры по предотвращению дальнейших нарушений прав человека. Хотя Комиссии были предоставлены соответствующие полномочия для получения информации, сомнительно, что она сможет достичь своих целей из-за сопротивления в Бразилии, особенно со стороны военных.

Финансовые компенсации

Закон об амнистии, принятый в 1979 году, гласит в статье 11, что «этот Закон, помимо прав, изложенных в нем, не создает каких-либо других прав, включая те, которые касаются вознаграждения, выплат, окладов, доходов, реституции, сборов, компенсации, авансы или возмещение ». Закон не допускал возмещения ущерба ни в одной из упомянутых форм. Затем, в 2001 году, Фернандо Энрике Кардозу принял закон, разрешающий финансовую компенсацию тем, чьей работе препятствовала военная диктатура. В 2009 году министерство юстиции Бразилии выделило 142 000 реалов, или 71 000 долларов США, 44 фермерам каждому, а также около 465 долларов США в месяц. Объявляя о выплате репараций, министр юстиции Тарсо Дженро заявил: «Это официальный запрос о прощении со стороны правительства Бразилии». Однако предложение репараций 44 бразильским фермерам даже не является компенсацией за нарушения прав человека, совершенные военной диктатурой. В 1996 году «Досье на пропавших без вести и убитых», первоначально опубликованное в 1984 году Бразильским комитетом по амнистии в разделе «Риу-Гранди-ду-Сул», было обновлено и касалось 217 жертв убийств и 152 жертв насильственных исчезновений со стороны государственных служащих. Однако Закон № 9 140 - закон, разрешающий финансовую компенсацию семьям потерпевших, - признал только 130 жертв насильственных исчезновений и ни одного убийства. За исключением серьезных случаев возмещения ущерба, бразильское правительство предоставило финансовую компенсацию в 12 000 дел с 1995 по 2010 год.

Текущие изменения

После подписания закона Руссеф сначала не добился больших успехов в работе с Комиссией по установлению истины.. Из-за возражений как со стороны военных, так и со стороны правозащитников, Руссеф сначала отказалась от участия в Комиссии по установлению истины, которую она подписала в ноябре 2011 года. Спустя почти полгода после формирования комиссии комиссаров назначено не было. Тем не менее, комиссия в конечном итоге начала свою работу с ее открытия в мае 2013 года. Инаугурация включала представление семи членов комиссии и речь президента Руссефф, в которой она объявила мероприятие «праздником прозрачности истины». С момента инаугурации в мае 2012 года комиссия по установлению истины провела пятнадцать публичных слушаний в девяти штатах Бразилии. В июле 2013 года комиссия сообщила о своих достижениях за первый год существования. На телевизионной пресс-конференции комиссар по установлению истины Пауло Сержиу Пиньейру подробно рассказал об успехах этого года. В частности, он упомянул, что информация комиссии поступает из трех основных источников: архивы разведывательных операций, которые существовали во время военной диктатуры, показания подозреваемых и выживших жертв, а также другие документы, предоставленные правительством Бразилии. Кроме того, этот акцент на сборе фактов и криминалистической правды привел к нескольким важным выводам комиссии. Во-первых, пытки применялись не только к концу военной диктатуры, но и в качестве обычной техники допросов еще в 1964 году. Кроме того, комиссия установила, что штат Бразилия скрывает информацию о пропавших без вести человек. Хотя комиссии потребовалось время, чтобы заручиться достаточной политической поддержкой и выполнить требования мандата, за последний год в Бразилии произошли значительные сдвиги в формировании национальной истины.

Параллельные механизмы правосудия переходного периода в Бразилии

Региональные комиссии по установлению истины

Поскольку в начале 2012 года национальная комиссия по установлению истины, казалось, практически не работала, штат Сан-Паулу собрание решило сформировать независимую комиссию по установлению истины. Комиссия состоит из пяти комиссаров, которые расследуют нарушения прав человека, имевшие место во время военной диктатуры, и представят отчет в 2015 году. Комиссией официально называется Государственная комиссия по установлению истины имени Рубенса Пайвы (названная в честь исчезнувшего конгрессмена Рубенса Пайва ). надеется внести свой вклад в «общенациональную мобилизацию вокруг дела памяти, правды и справедливости». С момента создания комиссии по установлению истины в Сан-Паулу их примеру последовали и другие штаты. Член подкомитета национальной комиссии по установлению истины Эрика Кокай аргументировала необходимость срочности, выраженной в инициативах штатов для этих региональных комиссий: «Эта страна не может ждать. Бразилия должна знать правду ». Различные комиссии по установлению истины призваны отчитываться перед национальной комиссией по установлению истины и сотрудничать с ней, несмотря на их способность проводить собственные расследования.

Судебный процесс по правам человека

В декабре 2013 г. в отношении исчезновения Эдгара де Акино Дуарте стало первым уголовным процессом над агентами госбезопасности Карлосом Альберто Брильханте Устра, Карлосом Аугусто и Альсидесом Сингелло. Жертва исчезла в 1973 году после того, как ее удерживали и пытали в спецслужбах Сан-Паулу. Карательное правосудие традиционно было затруднено в Бразилии из-за закона об амнистии 1979 года и последующего подтверждения этого закона верховным судом Бразилии. Министерство общественных дел смогло заявить, что такие дела, как дело Эдгара де Акино Дуарте, не подпадают под действие закона об амнистии 1979 года, поскольку жертва все еще пропала без вести, что делает насильственное исчезновение продолжающимся преступлением. В то время как закон об амнистии предотвращал уголовные процессы в Бразилии в прошлом, толкование закона об амнистии может измениться, поскольку безнаказанность нарушителей прав человека в Бразилии падает.

Заявления о пытках до военной диктатуры

На 11 января 2013 года Национальный комиссар да Вердаде (CNV) опубликовал свое первое заявление о пытках вне рамок военной диктатуры, во время правления Жетулиу Варгаса. 84-летний Борис Табакоф, бывший министр финансов штата Баия, бывший директор Safra Group и нынешний президент совета директоров Suzano, рассказал о пытках, которым он подвергся в ноябре 2012 года, нескольким членам комиссии: Марии Рита Кель, Хосе Карлос Диас и Пауло Сержио Пиньейру. Показания Табакофа касались его пыток, иллюстрируя его арест 20 октября 1952 года и последующее 400-дневное тюремное заключение. Свидетельские показания Табакофа также свидетельствуют о серьезном нарушении прав человека, имевшем место в Бразилии в период Estado Novo (1937-1945). Несмотря на характер показаний Табакофа, мандат CNV охватывает только вопросы с 1964 по 1988 год, что предотвращает дальнейшее расследование заявления.

Внешние ссылки
Источники
  1. ^ Камара апрова криминал да Комиссан да Вердаде
  2. ^ [1]
  3. ^ Тейлор, Адам (10 декабря 2014 года). «Отчет о пытках в Бразилии доводит президента до слез». Вашингтон Пост. Проверено 12 декабря 2014 года.
  4. ^"Comissão da Verdade termina com pedido de julgamento de militares e fim da PM". UOL. 10 декабря 2014 г. Дата обращения 12 декабря 2014 г.
  5. ^"Veja a lista de mortos e desaparecidos do mode militar" [см. Список людей, погибших и пропавших без вести во время военного режима]. Folha de S.Paulo (на португальском языке). 10 декабря 2014 г. Дата обращения 12 декабря 2014 г.
  6. ^"Comissão da Verdade: Ao menos 8,3 mil índios foram mortos na ditadura militar". Amazônia Real. 2014-12-12. Проверено 8 июля 2019.
  7. ^ Гонсалес, Эдуардо. «Бразилия разрушает стену молчания прошлого». Международный центр правосудия переходного периода. Проверено 27 апреля 2012 г.
  8. ^ Шнайдер, Нина (2011). «Нарушение« молчания »военного режима: новая политика памяти в Бразилии». Бюллетень латиноамериканских исследований. 30 (2): 199. doi : 10.1111 / j.1470-9856.2010.00448.x.
  9. ^Международный центр правосудия переходного периода. "Бразилия". Международный центр правосудия переходного периода. Проверено 27 апреля 2012 г.
  10. ^ Институт мира США. «Комиссия по расследованию: Бразилия». Институт мира США. Проверено 18 марта 2012 г.
  11. ^Специальный секретариат по правам человека. "Commisão Especial: Mortos e Desaparecidos Políticos". Специальный секретариат по правам человека. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Получено 27 апреля 2012 г.
  12. ^ Мезаробба, Гленда. «Между компенсациями, полуправдой и безнаказанностью: сложный разрыв с наследием диктатуры в Бразилии». Международный журнал по правам человека. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 г. Получено 27 апреля 2012 г.
  13. ^«Верховенство закона в вооруженных конфликтах, проект RULAC». ADH Женева. Проверено 24 апреля 2012 года.
  14. ^Бланкендал, Stijntje. «Бразилия не отменяет амнистию». Управление международного правосудия. Проверено 24 апреля 2012 года.
  15. ^ «Бразилия: исторические усилия федеральных прокуроров по борьбе с десятилетиями безнаказанности военного режима». Исчезновения и похищения Внесудебные казни и другие незаконные убийства Безнаказанность Пытки и жестокое обращение. Международная амнистия. Проверено 25 апреля 2012 года.
  16. ^Filho, Paulo. «Комиссия по установлению истины в Бразилии: индивидуальная амнистия, раскрытие правды». Йельский обзор. Получено 24 апреля. Проверьте значения дат в: | accessdate =()
  17. ^ «Официальный веб-сайт Бразильской национальной комиссии по установлению истины». Проверено 23 января 2014 г.
  18. ^ Гион, Леонард. «Решение проблемы насилия в прошлом: Новая бразильская комиссия по установлению истины». Проверено 25 апреля 2012 года.
  19. ^Сибаджа, Марко. «Бразилия приносит извинения, предлагает компенсацию за пытки бедных фермеры во время диктатуры ". Startribune.com. Проверено 27 апреля 2012 г.
  20. ^De Greiff, Pablo (2006). The Handbook or Reparations. New York: Oxford University Press. p. 106. ISBN 9780199291922.
  21. ^De Greiff, Pablo (2006). The Handbook of Reparations. New York: Oxford University Press. Стр. 113. ISBN 9780199291922.
  22. ^«Начало подотчетности». ICTJ.org. Проверено 27 апреля 2012 г.
  23. ^ Кабрал, Паулу. «Бразильская комиссия по установлению истины начинает споры о злоупотреблении правами». Проверено 23 января 2014 г.
  24. ^ Атенсио, Ребекка. «Правосудие переходного периода в Бразилии. og ". Проверено 23 января 2014 г.
  25. ^ Роча, январь (13 февраля 2012 г.). "Бразильская комиссия по установлению истины". Бюро Латинской Америки. Проверено 25 апреля 2012 г.
  26. ^Steps, Najla. «Парламент добивается создания комиссии по установлению истины». Проверено 23 января 2014 г.
  27. ^Бейтман, Джо. «Недавние судебные процессы в отношении коррупции и прав человека в Бразилии могут сигнализировать о сдвиге в сторону правосудия». Получено 23 января 2014 г.
  28. ^Джонсон, Хилари. «Толкование Закона об амнистии». Проверено 23 января 2014 г.
  29. ^"Após 60 anos de silêncio, empresário revela à Comissão da Verdade prisão e Tortura Sofrida no Governo Vargas - CNV - Comissão Nacional da Verdade". cnv.memoriasreveladas.gov.br. Проверено 27 августа 2019.
  30. ^"Empresário relata Tortura sob Vargas à Comissão da Verdade - Política". Estadão (на португальском языке). Проверено 27 августа 2019.
  31. ^G1, Priscilla MendesDo; Бразилиа, эм (11 января 2013 г.). "Comissão analisa primeiro caso de tortura fora do período militar". Política (на португальском языке). Проверено 27 августа 2019.
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:05:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте