Натан из Газы

редактировать
Еврейский теолог и писатель Портрет Натана из Газы из Еврейской энциклопедии 1906 года.

Натан из Газы (иврит : נתן העזתי; 1643–1680) или Натан Бенджамин бен Элиша Хайим ха'Леви Ашкенази / Газзати был теологом и писателем, родившимся в Иерусалиме. После женитьбы в 1663 году он переехал в Газу, где прославился как пророк еврейского претендента на мессию Саббатая Цеви.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Путешествие по Европе
  • 3 Работы
  • 4 Смерть
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

После изучения Талмуда и Каббала в своем родном городе при Якобе Хагизе Натан поселился в Газе, откуда его звали «Газзати». Тот факт, что его отец был немецким евреем, дал ему имя «ашкенази ». Будучи блестящим каббалистическим богословом и учеником, Натан из Газы был наделен и другими замечательными качествами, которые в конечном итоге помогли продвинуть мессианские претензии, окружающие Шаббтая Зеви. Он был известен, например, своими пророческими видениями, а также своими идеологическими и радикальными взглядами, которые помогли сформировать возможное мистическое движение вокруг Шаббтая Цви. Его дальновидные способности, в частности, не только заложили основы саббатианства, но также помогли ему обнаружить историческую фигуру группы, Шаббая Цви.

Натан из Газы родился в Иерусалиме около 1643–1644 годов; он умер в пятницу, 11 января 1680 г., в Македонии. Хотя он вырос в Иерусалиме, его родители не родились в Османской Сирии. Напротив, они иммигрировали из Польши или Германии. Его отец, Элиша Хайим бен Иаков, был выдающимся раввином-интеллектуалом, который служил посланником Иерусалима и собирал пожертвования для бедных евреев. Во время своих путешествий он распространял каббалистические труды, которые он приобрел в Иерусалиме. Поселившись в Османской Палестине, Элиша Хайим бен Иаков взял фамилию «Ашкенази», чтобы отличать свою семью и себя от сефардских жителей Османской провинции. Он умер в Марокко в 1673 году.

До смерти своего отца Натан из Газы начал учиться у Якоба Хагиза. Отношения между этими двумя религиозными преданными будут продолжаться много лет. Фактически, Натан из Газы провел большую часть своей жизни - примерно до 1664 года - со своим учителем в раввинском колледже. В течение этого академического периода были написаны документы, описывающие его интерес и настойчивость к академической работе. Говорят, что он был «… чрезвычайно одаренным учеником, с быстрым пониманием и блестящим интеллектом. Его таланты... [были] примечательны своим редким сочетанием интеллектуальной силы и способности к глубокому мышлению с воображением и сильной эмоциональной чувствительностью... »Сам по себе Натан из Газы был чрезвычайно одаренным учеником. Его интеллектуальный талант и его интенсивное внимание к учебе, однако, не ограничивали и не мешали ему - как это бывает с наиболее преданными религиозными людьми - испытать многие еврейские обряды перехода. Фактически, в возрасте девятнадцати или двадцати лет он женился на дочери зажиточного еврея по имени Самуэль Лиссабона. Считалось, что свадьба состоялась до конца 1663 года, когда он присоединился к семье своей жены в Газе. Там он смог значительно сосредоточиться на своих религиозных исследованиях.

Переехав в район Газы, Натан из Газы начал более углубленно изучать Каббалу. Только окунувшись в таинственное царство еврейского мистицизма, он начал испытывать мистические переживания. Пример такого преобразующего инцидента можно увидеть в его пророческом пробуждении, которое он описывает в письме, написанном в 1673 году:

Когда мне исполнилось двадцать лет, я начал изучать книгу «Зохар» и некоторые из лурианских писаний.. [Согласно Талмуду] тот, кто хочет очиститься, получает помощь Небес; и поэтому Он послал мне некоторых из Своих святых ангелов и благословенных духов, которые открыли мне многие тайны Торы. В том же году, когда моя сила была стимулирована видениями ангелов и благословенных душ, я подвергался длительному посту за неделю до праздника Пурим. Заперев себя в отдельной комнате в святости и чистоте... дух сошел на меня, мои волосы встали дыбом, колени дрожали, и я увидел Меркабу, и я видел видения Бога весь день и всю ночь...

Это видение длилось примерно двадцать четыре часа и, как говорят, оказало сильное влияние на его общее восприятие реальности, а также на его самого. Хотя откровение было всепоглощающим и преобразующим, это был единственный визуальный момент, когда Натан из Газы почувствовал себя настоящим пророком. Тем не менее, помимо физических и психических изменений, в видении был еще один важный компонент: Натан из Газы верил, что человек по имени Шаббтай Зеви был мессией. Эта твердая вера в Шаббая Зеви как в следующего лидера еврейского народа ознаменовала начало посвящения первого саббатеянина, Натана из Газы. Это также положило начало самому саббатейскому движению.

Пророчество Натана из Газы о Шаббая Зеви было не единственной его мысленной визуализацией. Напротив, с годами у него было много других видений, которые помогли бы его движению и укрепили веру в Шаббая Зеви. Его второе видение фактически произошло в вечер праздника Шавуот весной 1665 года. В отличие от своего пророческого пробуждения, здесь Натан из Газы, как говорят, подвергся духовной одержимости маггидом, или божественным духом. В момент этого духовного переворота он был описан как дико танцующий и испускающий особый запах. Этот запах описан в Зоаре и, как полагают, связан с ароматом Эдемского сада, а также пророка Елисея и раввина Исаака Лурии. Хотя само видение значительно отличается от видения пророческого пробуждения, в нем есть несколько общих черт. Одна из параллелей - это трансформация. Подобно пророческому пробуждению, как только одержимость магдами закончилась, Натан из Газы претерпел своего рода изменение. В отличие от первого видения, это изменение не было физическим или психическим. Напротив, это было связано с восприятием Натана из Газы еврейской общиной. Другие стали рассматривать его как пророка и духовного «врача». Общественное признание Натана из Газы мистиком и, в частности, провидцем, позволило впоследствии сразу же принять Шаббая Зеви как следующего мессию. В общем, именно использование пророчеств играет центральную роль в этом конкретном движении. Фактически, многочисленные предсказания, сделанные Натаном из Газы и даже самим Шаббетаем Зеви, заставили значительную часть современной еврейской общины стать последователями саббатиана.

Как уже упоминалось ранее, Натан из Газы представлял Шаббая Зеви следующим мессией для еврейского народа. Однако принятие Шаббая Зеви этой мессианской роли не было мгновенным. Фактически, его первая встреча с Натаном из Газы была связана не с его положением следующего еврейского спасителя, а скорее как «пациент» «врача». В то время Натан из Газы становился известным как духовный врач. Шаббтай Зеви посетил его в надежде «вылечить» его от болезни, которой он заразился. Выяснилось, конечно, что Шаббтай Зеви страдал от психологического состояния, которое Гершом Шолем определил как маниакально-депрессивный психоз, сегодня обычно называемый «биполярным синдромом». Вместо того чтобы пытаться помочь ему с его психологической болезнью, Натан из Газы рассказал Шаббетаю Зеви о своем пророческом видении. Вначале, когда «… Натан называл его мессией», он засмеялся над ним и сказал: «У меня было это [мессианское призвание], но я отослал его прочь» ». Только в результате интенсивных дискуссий и сильных убеждений он смог убедить Шаббая Зеви принять его мессианскую миссию. Затем, в мае 1665 года, Шаббтай Зеви принял решение навсегда оставить Натана из Газы и его самого в общественной сфере. Он показал себя миру как истинный спаситель.

В декабре 1665 года пути Шаббая Цви и Натана из Газы разошлись. Шаббтай Зеви отправился в путешествие в Турцию, где он начал отстаивать свою вновь обретенную позицию спасителя евреев. Они не видели друг друга до тех пор, пока Шаббтай Зеви не обратился в ислам. Таким образом, с осени 1665 года до лета 1666 года эти двое усердно работали над следующим этапом своего движения: убеждать мир в том, что Шаббтай Зеви был мессией.

Видя, что раввины Иерусалима настроены очень враждебно по отношению к движению шаббета, Газзати провозгласил Газу отныне священным городом. Он первым распространил известность о Мессии, рассылая циркуляры из Палестины в наиболее важные общины Европы. Затем он посетил несколько главных городов Европы, Африки и Индии и, наконец, вернулся в Палестину. Даже после отступничества Шаббатая Шеби Газзати не оставил своего дела; но, полагая, что оставаться в Палестине дальше небезопасно, он приготовился отправиться в Смирну. Раввины, видя, что доверчивые вновь подтвердили свою веру, отлучили от церкви всех шаббатианцев, и особенно Газзати (9 декабря 1666 г.), предупредив всех не укрывать его или даже приближаться к нему. После нескольких месяцев пребывания в Смирне он отправился (конец апреля 1667 г.) в Адрианополь, где, несмотря на свое письменное обещание хранить молчание, продолжал свое беспокойство. Он призвал шаббетян Адрианополя заявить о своей приверженности делу, отменив посты 17-го числа месяца Таммуз и 9-го числа месяца авг..

Путешествие по Европе

Снова отлучен от церкви в Адрианополе он отправился с несколькими последователями в Салоники. Там он встретил скудный прием, но имел больший успех в общинах Хиоса и Корфу. Из Корфу он отправился в Венецию (март 1668 г.), где раввинат и городской совет вынудили его дать им письменное признание, что все его пророчества были порождением его воображения. Признание было опубликовано, после чего Авраам ха-Якини, основоположник шаббетайского движения, написал Газзати письмо, в котором выразил соболезнование ему по поводу его преследований и выразил свое возмущение действиями венецианского раввината. Затем венецианские евреи побудили Газзати отправиться в Ливорно, где еврейское население, как известно, враждебно ему. Они прислали с ним конвой, якобы в знак чести, а на самом деле, чтобы помешать ему уехать куда-нибудь. Однако он угадал их мотивы, пославшие его в Ливорно, и, сумев ускользнуть от его сопровождения, отправился в Рим. Несмотря на его маскировку, его там узнали и изгнали из города. Затем он отправился в Ливорно добровольно и даже там обратился к нему. Из Ливорно он вернулся в Адрианополь и, кажется, провел остаток своих дней в путешествии.

Произведения

Одним из способов, которыми Натан из Газы смог убедить еврейскую общину в отношении Шаббая Зеви и саббатианства, был его труд. Он составил множество писем и других письменных документов, которые продвигали совершенно новый вид богословия, который объединил современные представления каббалы (того времени) с элементами лурианского мистицизма, предмета, который он изучал, когда был моложе. Помимо создания «нового типа» мистицизма, он также составил документ, озаглавленный Деруш ха-Танниним («Трактат о драконах»; опубликован Шолем в бе-Иквот Машиа [Иерусалим, 1944]). В этой статье подчеркивается понятие «нового закона», в котором были отменены старые положительные и отрицательные заповеди Торы. Это стало основой для того, что Гершом Шолем позже называл «саббатейским антиномизмом».

Натан из Газы не только опубликовал документы, призывающие к изменению и отмене еврейских законов и заповедей, но и составил множество других текстов, в которых обсуждались концепции, полностью отличные от этих неортодоксальных. Например, он написал Хадрат Кодеш (Константинополь, 1735 г.), каббалистический комментарий к Книге Бытия, особенно по аспекту творения. Несколько лет спустя Натан из Газы опубликовал «Озар Нехмад» (Венеция, 1738 г.), приложение к Хадрат Кодеш. В дополнение к этим вкладам, его ошибочно считали автором Хемдат Ямим, руководства по выполнению ритуальных практик, а также молитв. Как видно из этих альтернативных духовных рукописей, Натан из Газы не был исключительно набожным последователем и верующим субботника; он был тем, кто стремился дать иудейскую веру альтернативной точки зрения и понимания.

Он также написал Пери 'Эц Хадар, молитвы на 15-е число Шебата (ib. 1753) и Тиккун Кериа, аскетический труд согласно доктринам Шаббета (Амстердам, 1666). Его рассказ о путешествиях был переведен на немецкий язык М. Горшецким и опубликован в журнале Orient, Lit. ix. 170-172, 299-301.

В целом документы, которые создал и представил Натан из Газы, были как положительно, так и отрицательно восприняты еврейской общиной. Некоторые раввины в Иерусалиме, например, разделились по поводу идей, написанных Натаном из Газы. Некоторые из них считали эти письменные записи кощунственными; они бросили вызов основным принципам иудейской веры. Тем не менее, состав этих текстов обеспечил дополнительную платформу, на которой Шаббтай Зеви и Натан из Газы могли продвигать свои идеологии Саббатея.

Смерть

В пятницу, 11 января 1680 г., в Ускупе, Османская империя (ныне Скопье, Республика Македония ), Натан из Газы умер. По другой версии, он умер в Софии, Османской империи (ныне София, Республика Болгария ), но его тело было перенесено в Ускуп и похоронено здесь. Предполагается также, что он мог умереть, путешествуя из Софии в Ускуп. Понятно, что по прибытии в Ускуп в тот день он немедленно потребовал, чтобы несколько могильщиков построили его могилу. Он сказал этим людям, что скоро умрет, и хотел быть готовым к тому, чтобы в случае его смерти его погребение могло произойти до начала субботы. Затем, как он и предсказывал, «[пока] он все еще был в доме [] раввина, он упал и умер, и члены общины похоронили его с великой честью». Хотя смерть пророка была трагедией. Событием для его последователей, его захоронение было местом паломничества после его смерти, но оно не стало постоянным местом паломничества, поскольку оно просуществовало только до Второй мировой войны, когда было разрушено.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Goldish, Matt. Субботние пророки. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2004.
  • Scholem, Gershom. Саббатай Севи: мистический Мессия. Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1973.
  • Дженгиз Сисман, «Бремя молчания: Саббатай Севи и эволюция османско-турецких донмес», Нью-Йорк: Oxford University Press, 2015.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:25:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте