Nap-of-the-earth (NOE ) - это тип курса на очень малой высоте полета, используемый военными самолетами, чтобы избежать обнаружения и нападения противника в условиях повышенной опасности.
Во время полета NOE географические объекты используются в качестве укрытия, используя долины и складки местности, пролетая над ними, а не над ними. Это позволяет избежать попадания в зону действия радара ПВО врага, избегая появления силуэтов на фоне неба. Другие, в основном старые термины, включают «прилегание к земле», «маскировку местности», «полет под радаром» и «ёжик».
NOE используется для минимизации обнаружения вражескими самолетами, системами наблюдения и управления AWACS, наземными радарами или атакующими целями.
Высоколетящий самолет может быть обнаружен системами обороны на большом расстоянии, давая системе ПВО время среагировать, предупреждая зенитные ракетные комплексы SAM и AAA и истребители. Используя полет NOE, приближение может остаться незамеченным; самолет "всплывает", чтобы атаковать цель, а затем разворачивается, чтобы убежать, прежде чем противник успевает ответить. Доплеровский радар имеет потенциал для обнаружения полета NOE, но приближающийся самолет должен быть в первую очередь в пределах дальности действия радара, а полет на малой высоте сводит к минимуму эту возможность, используя холмы и горы, чтобы нарушить линию обзора (местность маскировка), поражение наземных радиолокаторов ПВО, а на достаточно пересеченной местности также дальнего радиолокационного обнаружения.
Большинство полетов NOE выполняется в дневное время с использованием визуального контроля пилотами, имеющими опыт низкий полет. Также используются данные от радарного высотомера или системы слежения за рельефом местности, последняя позволяет выполнять полеты на малой высоте в неблагоприятных погодных условиях, когда это невозможно при визуальном ориентировании и ручном управлении пилотом. Ночью можно использовать прибор ночного видения .
Самый низкий NOE у вертолетов, потому что они имеют меньшую скорость и большую маневренность, чем самолеты с неподвижным крылом, особенно быстроходные. Вертолеты могут летать на уровне верхушек деревьев или даже ниже высоты окружающих деревьев, где есть чистые места (например, в оврагах рек), летая под проводами (такими как электрические кабели), а не над ними. Боевые вертолеты могут прятаться за деревьями или зданиями, «выскакивая» ровно настолько, чтобы использовать их (установленный на мачте) радар или другие датчики, а затем минимально подставляя себя для запуска оружия. Требуемая высота зависит от типа местности, например, низкая растительность или низкие здания, слой кроны деревьев менее 45 м (148 футов), наличие высоких зданий или бетонных пилонов высотой до 25 м (82 футов). наличие стандартного или возникающего древесного навеса и решетчатых стальных опор электроснабжения до 100 м (330 футов). Над густонаселенными районами с высокими мачтами радиосвязи применяется высота 150 м (490 футов) AGL.
В мае 2011 года четыре военных вертолета США уклонились от пакистанской системы ПВО во время операции Усамы бен Ладена. Должностные лица в Пакистане объяснили, что не удалось обнаружить самолет, тем, что они использовали технику полета в режиме «почти незаметно».
Высота над уровнем земли (AGL) в NOE и Низкий полет обычно зависит от скорости самолета, его маневренности и неровности местности. Вертолеты могут летать на расстоянии не более нескольких футов под полозьями или колесами вертолета. Быстрые реактивные самолеты более ограничены и при типичной низкой скорости полета 450 узлов (800 км / ч), 200 футов (60 м) не являются чем-то необычным, а 50 футов (15 м) возможны на относительно ровной местности. Провода электропитания представляют опасность для всех самолетов, летящих на малых высотах, и "удары по проводам" являются обычным явлением, например, катастрофа канатной дороги Кавалезе. Выпускаются специальные карты, на которых проложены маршруты этих проводов, но их сложно поддерживать в актуальном состоянии, особенно для иностранных / вражеских стран. Пилоты обучаются сканировать пилоны или опоры, поддерживающие эти провода, потому что их можно увидеть на таком расстоянии, где сами провода не могут.