Надя Нерина | |
---|---|
Родилась | Надин Джадд. (1927-10-21) 21 октября 1927 г.. Блумфонтейн, Южная Африка |
Умер | 6 октября 2008 (2008-10-06) (в возрасте 80 лет). Больё-сюр-Мер, Прованс -Alpes-Côte d'Azur, Франция |
Профессия | Балерина; прима-балерина |
Супруг (а) | Чарльз Гордон (m.1956 – 2008) |
Надя Нерина (21 октября 1927 - 6 октября 2008) была южноафриканской танцовщицей, которая была «одной из самые одаренные, разносторонние и вдохновляющие балерины Королевского балета "1950-х и 1960-х годов. Она была известна «своей технической виртуозностью, легкостью в движении, легкими прыжками и радостным очарованием на сцене, особенно в комедийных ролях».
Родилась как Надин Джадд в Блумфонтейне, столица провинции Оранжевого Свободного Государства (ныне Провинция Свободного Государства) в центральной части Южной Африки, она была потомком британских поселенцев, которые иммигрировали в богатый алмазами район в поисках новой жизни. Ее родители, которые принадлежали к англоязычному меньшинству города, где африкаанс был официальным языком, поощряли ее детский интерес к театру. Ее первое выступление на сцене было в возрасте 8 или 9 лет, когда она появилась в роли ребенка Чио-Чио Сан в местной постановке «Мадам Баттерфляй». Ее серьезное изучение танцев началось только после того, как родители переехали с семьей в Дурбан, главный город прибрежной провинции Натал (ныне Квазулу-Натал). Там она изучала драматическое искусство с Элизабет Снеддон в Натальском университете, балет с Эйлин Киган, талантливого учителя, танцевала с труппой Анны Павловой, а также сценическое искусство и пантомиму с Доротеей Макнейр. Кигану приписывают заложение основ сильной классической балетной техники Нерины. После того, как мать Джадда умерла, когда она была подростком, ее учителя посоветовали ее отцу отправить своего талантливого ученика в Англию для дальнейшего обучения.
В 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны в Европе, мистер Джадд организовал для своей дочери переход на корабле, плывущем из Кейптауна в Саутгемптон. Ей тогда было 17 или 18 лет. После того, как она обосновалась в Лондоне и мечтала присоединиться к Ballet Rambert, она искала и брала уроки у Мари Рамбер, которая подружилась с ней и воодушевляла ее. Затем она перешла в балетную школу Сэдлерс Уэллс под руководством Нинетт де Валуа и в студию Эльзы Брунеллески, где она изучала испанские танцы. Еще будучи студенткой Сэдлерс-Уэллс, она появилась в качестве няни у маленькой принцессы Авроры в знаменитой постановке «Спящая красавица», поставленной для открытия Королевского оперного театра 20 февраля 1946 года. Следующим летом, намереваясь улучшить свою классическую технику., она поехала в Париж со своей подругой Элейн Файфилд, чтобы учиться у Ольги Преображенской, бывшей звезды Российского Императорского балета в Санкт-Петербурге.
Вернувшись осенью в Англию, Джадд некоторое время танцевал в Оперном балете Сэдлера Уэллса, который вскоре был реформирован и переименован в Театр Сэдлера Уэллса. Там под руководством балетмейстера Пегги ван Прааг она работала с Лео Керсли, который стал близким другом, Кеннетом Макмилланом, Питером Дарреллом и эмерджентным хореограф Джон Крэнко, южноафриканец. В это время она взяла сценическое имя Надя Нерина, производное от нежных, похожих на лилии цветов, называемых неринами, вида, произрастающего в Южной Африке. На роль танцовщицы цирка в «Марди Гра» Андре Ховарда она добилась своего первого большого успеха, завоевав признание балетоманов и аплодисменты публики всякий раз, когда она появлялась. В декабре 1947 года она присоединилась к основной труппе Sadler's Wells в Ковент-Гарден в качестве солистки. Через три дня она вышла на сцену, танцуя соло в «Сильфидах» Мишеля Фокина. Установленный на Мазурку Шопена ре мажор (соч. 33, № 2), он показал ее легкость, прыжки в высоту, быструю работу ног и мягкое порт-де-бюстгальтер с особым преимуществом. Вскоре после этого де Валуа увидел ее соло в па-де-труа «Лебединое озеро», которому она научилась у Преображенской, и, признав ее индивидуальность, поддержал ее в том, что Нерина назвала «моим естественным стилем».
После этого она быстро прогрессировала, одна хорошая роль сменялась другой. В 1952 году, в возрасте 25 лет, она стала солисткой танца, став «отчетливо ярким светом в удивительно ярком списке балерин труппы, в который вошли Мойра Ширер, Марго Фонтейн, Светлана Бериосова и Антуанетта Сибли». В течение следующих полутора десятилетий она исполнила ведущие партии во многих произведениях из репертуара Сэдлера Уэллса, в великих классических произведениях XIX века, а также в произведениях, созданных современными танцорами. Она была фаворитом Фредерика Эштона, главного хореографа труппы, который использовал ее в новых работах, таких как «Посвящение королеве» и «Подношение ко дню рождения», а также в существующих постановках «Золушка», «Сильвия» и «Ундина». В «Посвящении королеве» он сделал для нее сольную вариацию, которая включала в себя шесть антрешатов и двойные туры в воздухе, подвиги, обычно выполняемые мужчинами, а в «Подношение ко дню рождения» он снова использовал ее воздушные способности в серии парящих прыжков. Ее актерским талантом восхищался и Кеннет Макмиллан, который в 1956 году снял ее в своем первом балете «Ноктамбулы», мрачном рассказе о гипнотизере, в котором она сыграла старую женщину с вуалью, которую преследовали четыре жениха, когда она была восстановлена ее юная красота. Однако такие драматические роли не были ее сильной стороной, поскольку ее солнечный нрав и блестящая техника делали ее более подходящей для ярких ролей и классического блеска.
1960 год был для Нерины знаменательным. 28 января она появилась в Королевском балете (так называемом с 1956 г.) в роли, с которой она впоследствии будет больше всего идентифицироваться, - роли Лизы в «La Fille Mal Gardée» Эштона («плохо охраняемая девушка. "). Основанная на старинной французской сказке о вдове и ее своенравной дочери, переработка Эштоном балета 1789 года Жана Доберваля сразу же стала хитом. Действие трех сцен происходило на ферме вдовы, на близлежащем поле и в гостиной фермерского дома. Очаровательный декор и костюмы были разработаны Осбертом Ланкастером, а хореография была поставлена на новую мелодичную музыку, аранжированную и оркестрованную Джоном Лэнчбери. Помимо Нерины в главной роли, в нем Дэвид Блер сыграл Коласа, ее возлюбленного; Стэнли Холден en travestie в роли ее матери, вдовы Симоны; и Александр Грант в роли Алена, ее несчастного жениха. Эштон называл их своим «идеальным составом», и, хотя с тех пор им на смену пришли многие другие, сомнительно, чтобы их когда-либо как квартет превзошли. После премьеры буколическая комедия Эштона была описана как «откровенно лирическая, бравурная демонстрация для пикси (5 футов 4 дюйма 105 фунтов) Нади Нерины». Он был объявлен знаменательным успехом, даже назван шедевром, и с тех пор вошел в современный канон, в немалой степени из-за своей первоначальной ведущей леди.
Нерина была также известна за пределами Англии. В начале 1950-х годов она несколько раз гастролировала по Южной Африке, представляя сольные программы с южноафриканцем Алексис Рассин и играла с ним главную роль в местной постановке «Жизель» в Кейптауне. С труппой Сэдлерс Уэллс (позже Королевский балет) она много раз гастролировала по Европе и Северной Америке. Она была особенно популярна во Франции, где ей аплодировали за ее выступления в «Мам'зель Анго» Мясина и «Бонн-Буш» Кранко, оба с явно галльским оттенком. Она также была тепло оценена шотландской публикой в Эдинбурге и Глазго, где она часто выступала во время гастролей Sadler's Wells Ballet в 1950-х годах. В 1960 году, после январского триумфа в Ковент-Гардене, ее пригласили выступить в качестве приглашенной балерины в Большой балет в Москве и Кировский балет в Ленинграде. В партнерстве с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере» в Москве в 1960 году и с Константином Сергеевым в «Жизели» в Ленинграде в 1961 году она завоевала признание в обоих городах, любящих балет. Ее тоже любили в Америке. В 1964 году она представляла Великобританию на поминовении убитого президента Джона Ф. Кеннеди в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия
В 1965 году Нерина попросила Эштон, тогдашнего директора Королевского балета, назначить ее балетмейстером. "приглашенный артист", чтобы она могла получать приглашения от других компаний. Среди них был Western Theater Ballet, базирующийся в Бристоле, где она исполнила главную роль в «Доме Питера Даррелла» о молодой женщине в приюте. До 1968 года она выступала в качестве гостя в Королевском балете, танцевала в La Fille Mal Gardée и Сильвии, а также была популярной звездой балетных гала-концертов, обычно отдавая гонорары в благотворительные фонды танцоров. После выхода на пенсию в 1969 году она стала покровительницей Общества Чеккетти, которое сохраняет итальянскую систему преподавания, на которой был основан британский балет.
Среди солисток или главных ролей, созданных Нериной, можно выделить следующие.
Среди множества ролей в репертуаре Нерины можно выделить следующие:
В начале 1960-х Нерина считалась законной преемницей стареющей Марго Фонтейн в качестве ведущей балерины Королевского балета. Однако ее карьерный путь был нарушен из-за ухода молодого Рудольфа Нуриева из Кировского балета в 1961 году. Его последующее сотрудничество с Фонтейн в Королевском балете отложило ее выход на пенсию и оживило ее карьеру. Она оставалась правящей королевой сцены Ковент-Гардена еще два десятилетия. Нерина была разочарована тем, что ее затмевали Фонтейн и Нуриев, но, будучи всегда щедрой духом, она никогда не обвиняла Фонтейна в своем превосходстве. Она оставалась с ней в дружеских отношениях долгие годы, но ее отношения с непостоянным Нуреевым были двойственными. Они несколько раз успешно танцевали вместе, но их партнерство часто было непростым. Алексис Рассин, Дэвид Блэр и великий датский танцор Эрик Брюн, с которым она танцевала «Лебединое озеро» в 1962 году, были гораздо более приятны ей в качестве партнеров.
Нерина вышла замуж за Чарльза Гордона. финансист и предприниматель из Южной Африки, в 1956 году. В годы его бурной карьеры она оставалась верной и поддерживающей женой. У них не было детей. После ее ухода со сцены в 1969 году они переехали в Монте-Карло, а затем на юг Франции, где она жила до своей смерти. Она умерла в своем доме в Больё-сюр-Мер, на побережье Средиземного моря к западу от Ниццы. Ей было 80 лет.
Взгляд на работу Нерины и ее подход к своим ролям можно получить из ее комментариев и интервью в следующих книгах.
В период с 1957 по 1965 год Нерина появилась в семи крупных телевизионных программах, продюсированных Маргарет Дейл для BBC-TV. В настоящее время на коммерческих DVD доступны следующие программы.