Надя Нерина

редактировать

Надя Нерина
РодиласьНадин Джадд. (1927-10-21) 21 октября 1927 г.. Блумфонтейн, Южная Африка
Умер6 октября 2008 (2008-10-06) (в возрасте 80 лет). Больё-сюр-Мер, Прованс -Alpes-Côte d'Azur, Франция
ПрофессияБалерина; прима-балерина
Супруг (а)Чарльз Гордон ​(m.1956⁠ – ⁠2008) ​

Надя Нерина (21 октября 1927 - 6 октября 2008) была южноафриканской танцовщицей, которая была «одной из самые одаренные, разносторонние и вдохновляющие балерины Королевского балета "1950-х и 1960-х годов. Она была известна «своей технической виртуозностью, легкостью в движении, легкими прыжками и радостным очарованием на сцене, особенно в комедийных ролях».

Содержание
  • 1 Ранние годы жизни и обучение
  • 2 Профессиональная карьера
  • 3 Созданные роли
  • 4 Другие роли
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Наследие
  • 7 Ссылки
Ранние годы и обучение

Родилась как Надин Джадд в Блумфонтейне, столица провинции Оранжевого Свободного Государства (ныне Провинция Свободного Государства) в центральной части Южной Африки, она была потомком британских поселенцев, которые иммигрировали в богатый алмазами район в поисках новой жизни. Ее родители, которые принадлежали к англоязычному меньшинству города, где африкаанс был официальным языком, поощряли ее детский интерес к театру. Ее первое выступление на сцене было в возрасте 8 или 9 лет, когда она появилась в роли ребенка Чио-Чио Сан в местной постановке «Мадам Баттерфляй». Ее серьезное изучение танцев началось только после того, как родители переехали с семьей в Дурбан, главный город прибрежной провинции Натал (ныне Квазулу-Натал). Там она изучала драматическое искусство с Элизабет Снеддон в Натальском университете, балет с Эйлин Киган, талантливого учителя, танцевала с труппой Анны Павловой, а также сценическое искусство и пантомиму с Доротеей Макнейр. Кигану приписывают заложение основ сильной классической балетной техники Нерины. После того, как мать Джадда умерла, когда она была подростком, ее учителя посоветовали ее отцу отправить своего талантливого ученика в Англию для дальнейшего обучения.

В 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны в Европе, мистер Джадд организовал для своей дочери переход на корабле, плывущем из Кейптауна в Саутгемптон. Ей тогда было 17 или 18 лет. После того, как она обосновалась в Лондоне и мечтала присоединиться к Ballet Rambert, она искала и брала уроки у Мари Рамбер, которая подружилась с ней и воодушевляла ее. Затем она перешла в балетную школу Сэдлерс Уэллс под руководством Нинетт де Валуа и в студию Эльзы Брунеллески, где она изучала испанские танцы. Еще будучи студенткой Сэдлерс-Уэллс, она появилась в качестве няни у маленькой принцессы Авроры в знаменитой постановке «Спящая красавица», поставленной для открытия Королевского оперного театра 20 февраля 1946 года. Следующим летом, намереваясь улучшить свою классическую технику., она поехала в Париж со своей подругой Элейн Файфилд, чтобы учиться у Ольги Преображенской, бывшей звезды Российского Императорского балета в Санкт-Петербурге.

Профессиональная карьера

Вернувшись осенью в Англию, Джадд некоторое время танцевал в Оперном балете Сэдлера Уэллса, который вскоре был реформирован и переименован в Театр Сэдлера Уэллса. Там под руководством балетмейстера Пегги ван Прааг она работала с Лео Керсли, который стал близким другом, Кеннетом Макмилланом, Питером Дарреллом и эмерджентным хореограф Джон Крэнко, южноафриканец. В это время она взяла сценическое имя Надя Нерина, производное от нежных, похожих на лилии цветов, называемых неринами, вида, произрастающего в Южной Африке. На роль танцовщицы цирка в «Марди Гра» Андре Ховарда она добилась своего первого большого успеха, завоевав признание балетоманов и аплодисменты публики всякий раз, когда она появлялась. В декабре 1947 года она присоединилась к основной труппе Sadler's Wells в Ковент-Гарден в качестве солистки. Через три дня она вышла на сцену, танцуя соло в «Сильфидах» Мишеля Фокина. Установленный на Мазурку Шопена ре мажор (соч. 33, № 2), он показал ее легкость, прыжки в высоту, быструю работу ног и мягкое порт-де-бюстгальтер с особым преимуществом. Вскоре после этого де Валуа увидел ее соло в па-де-труа «Лебединое озеро», которому она научилась у Преображенской, и, признав ее индивидуальность, поддержал ее в том, что Нерина назвала «моим естественным стилем».

После этого она быстро прогрессировала, одна хорошая роль сменялась другой. В 1952 году, в возрасте 25 лет, она стала солисткой танца, став «отчетливо ярким светом в удивительно ярком списке балерин труппы, в который вошли Мойра Ширер, Марго Фонтейн, Светлана Бериосова и Антуанетта Сибли». В течение следующих полутора десятилетий она исполнила ведущие партии во многих произведениях из репертуара Сэдлера Уэллса, в великих классических произведениях XIX века, а также в произведениях, созданных современными танцорами. Она была фаворитом Фредерика Эштона, главного хореографа труппы, который использовал ее в новых работах, таких как «Посвящение королеве» и «Подношение ко дню рождения», а также в существующих постановках «Золушка», «Сильвия» и «Ундина». В «Посвящении королеве» он сделал для нее сольную вариацию, которая включала в себя шесть антрешатов и двойные туры в воздухе, подвиги, обычно выполняемые мужчинами, а в «Подношение ко дню рождения» он снова использовал ее воздушные способности в серии парящих прыжков. Ее актерским талантом восхищался и Кеннет Макмиллан, который в 1956 году снял ее в своем первом балете «Ноктамбулы», мрачном рассказе о гипнотизере, в котором она сыграла старую женщину с вуалью, которую преследовали четыре жениха, когда она была восстановлена ​​ее юная красота. Однако такие драматические роли не были ее сильной стороной, поскольку ее солнечный нрав и блестящая техника делали ее более подходящей для ярких ролей и классического блеска.

1960 год был для Нерины знаменательным. 28 января она появилась в Королевском балете (так называемом с 1956 г.) в роли, с которой она впоследствии будет больше всего идентифицироваться, - роли Лизы в «La Fille Mal Gardée» Эштона («плохо охраняемая девушка. "). Основанная на старинной французской сказке о вдове и ее своенравной дочери, переработка Эштоном балета 1789 года Жана Доберваля сразу же стала хитом. Действие трех сцен происходило на ферме вдовы, на близлежащем поле и в гостиной фермерского дома. Очаровательный декор и костюмы были разработаны Осбертом Ланкастером, а хореография была поставлена ​​на новую мелодичную музыку, аранжированную и оркестрованную Джоном Лэнчбери. Помимо Нерины в главной роли, в нем Дэвид Блер сыграл Коласа, ее возлюбленного; Стэнли Холден en travestie в роли ее матери, вдовы Симоны; и Александр Грант в роли Алена, ее несчастного жениха. Эштон называл их своим «идеальным составом», и, хотя с тех пор им на смену пришли многие другие, сомнительно, чтобы их когда-либо как квартет превзошли. После премьеры буколическая комедия Эштона была описана как «откровенно лирическая, бравурная демонстрация для пикси (5 футов 4 дюйма 105 фунтов) Нади Нерины». Он был объявлен знаменательным успехом, даже назван шедевром, и с тех пор вошел в современный канон, в немалой степени из-за своей первоначальной ведущей леди.

Нерина была также известна за пределами Англии. В начале 1950-х годов она несколько раз гастролировала по Южной Африке, представляя сольные программы с южноафриканцем Алексис Рассин и играла с ним главную роль в местной постановке «Жизель» в Кейптауне. С труппой Сэдлерс Уэллс (позже Королевский балет) она много раз гастролировала по Европе и Северной Америке. Она была особенно популярна во Франции, где ей аплодировали за ее выступления в «Мам'зель Анго» Мясина и «Бонн-Буш» Кранко, оба с явно галльским оттенком. Она также была тепло оценена шотландской публикой в ​​Эдинбурге и Глазго, где она часто выступала во время гастролей Sadler's Wells Ballet в 1950-х годах. В 1960 году, после январского триумфа в Ковент-Гардене, ее пригласили выступить в качестве приглашенной балерины в Большой балет в Москве и Кировский балет в Ленинграде. В партнерстве с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере» в Москве в 1960 году и с Константином Сергеевым в «Жизели» в Ленинграде в 1961 году она завоевала признание в обоих городах, любящих балет. Ее тоже любили в Америке. В 1964 году она представляла Великобританию на поминовении убитого президента Джона Ф. Кеннеди в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия

В 1965 году Нерина попросила Эштон, тогдашнего директора Королевского балета, назначить ее балетмейстером. "приглашенный артист", чтобы она могла получать приглашения от других компаний. Среди них был Western Theater Ballet, базирующийся в Бристоле, где она исполнила главную роль в «Доме Питера Даррелла» о молодой женщине в приюте. До 1968 года она выступала в качестве гостя в Королевском балете, танцевала в La Fille Mal Gardée и Сильвии, а также была популярной звездой балетных гала-концертов, обычно отдавая гонорары в благотворительные фонды танцоров. После выхода на пенсию в 1969 году она стала покровительницей Общества Чеккетти, которое сохраняет итальянскую систему преподавания, на которой был основан британский балет.

Созданные роли

Среди солисток или главных ролей, созданных Нериной, можно выделить следующие.

  • 1946 год, хореография Андре Ховарда «Марди Гра», музыка Леонарда Сальзедо. Роль: Танцовщица цирка.
  • 1948. Золушка, хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Весна фей.
  • 1953. "Посвящение королеве", хореография Фредерика Эштона, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Королева Земли.
  • 1955. Вариации на тему Перселла, хореография Фредерика Эштона, музыка Бенджамина Бриттена. Роль: солистка.
  • 1956. «День рождения», хореография Фредерика Эштона, музыка Александра Глазунова. Роль: солистка.
  • 1956. Ноктамбулы, хореография Кеннета Макмиллана, музыка Хамфри Сирла. Роль: Увядшая красавица.
  • 1956. Фейерверк, хореография Кеннета Макмиллана, музыка Игоря Стравинского. Роль: па-де-де с Алексисом Рассином.
  • 1960. La Fille Mal Gardée, хореография Фредерика Эштона, музыка Фердинанда Херольда, аранжировка и оркестровка Джона Ланчбери. Роль: Лиза, своенравная дочь.
  • 1963. «Электра», хореография Роберта Хелпманна, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Электра, дочь Агамемнона.
  • 1965. «Дом», хореография Питера Даррелла, музыка Белы Барток. Роль: солистка.
Другие роли

Среди множества ролей в репертуаре Нерины можно выделить следующие:

  • «Сильфиды», хореография Мишеля Фокина, музыка Фредерика Шопена. Роли: Мазурка и Вальс.
  • «Карнавал», хореография Мишеля Фокина, музыка Роберта Шумана в оркестровке Александра Глазунова. Роль: Папийон.
  • «Призрак розы», хореография Мишеля Фокина, музыка Карла Марии фон Вебера. Роль: Девушка.
  • La Boutique Fantasque, хореография Леонида Мясина, музыка Джоакино Россини в оркестровке Отторино Респиги. Роль: Танцовщица канкан.
  • Мам'зель Ангот, хореография Леонида Мясина, музыка Шарля Лекока и Гордона Джейкоба. Роль: Мам'зель Ангот.
  • «Золушка», хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Золушка.
  • «Фасад», хореография Фредерика Эштона, музыка Уильяма Уолтона. Роли: Полька и танго Pasodoble.
  • Свадебный букет, хореография Фредерика Эштона, музыка лорда Бернерса. Роль: Юлия.
  • «Спящая красавица», традиционная хореография Мариуса Петипа, с дополнениями Фредерика Эштона и Нинетт де Валуа, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: Принцесса Аврора.
  • «Лебединое озеро», традиционная хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, музыка Петра Ильича Чайковского. Роли: Одетта и Одиллия.
  • Сильвия, хореография Фредерика Эштона, музыка Лео Делиба. Роль: Сильвия.
  • Бонн-Буш: Поучительная сказка, хореография Джона Крэнко, музыка Артура Олдхэма. Роль: Дочь.
  • Коппелия, традиционная хореография Артура Сен-Леона, музыка Лео Делиба. Роль: Сванильда (она же Сванхильда).
  • «Жизель», традиционная хореография Жана Коралли и Жюля Перро, музыка Адольфа Адама. Роль: Жизель.
  • «Ундина», хореография Фредерика Эштона, музыка Хабса Вернета Хенце. Роль: Ундина.
  • Петрушка, хореография Мишеля Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Балерина.
  • Жар-птица, хореография Мишеля Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Жар-птица.
  • Па-де-де «Дон Кихот» (действие 3), традиционная хореография Мариуса Петипа, музыка Людвига Минкуса. Роль: Китри.
  • «Стрекоза», хореография Анны Павловой, музыка Фрица Крейслера. Роль: Стрекоза.
  • Умирающий лебедь, хореография Мишеля Фокина, музыка Камиля Сен-Санса. Роль: Лебедь.
  • «Полдень фавна», хореография Джерома Роббинса, музыка Клода Дебюсси. Роль: Девушка.
  • Серенада, хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.
  • Ballet Imperial, хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.
Личная жизнь

В начале 1960-х Нерина считалась законной преемницей стареющей Марго Фонтейн в качестве ведущей балерины Королевского балета. Однако ее карьерный путь был нарушен из-за ухода молодого Рудольфа Нуриева из Кировского балета в 1961 году. Его последующее сотрудничество с Фонтейн в Королевском балете отложило ее выход на пенсию и оживило ее карьеру. Она оставалась правящей королевой сцены Ковент-Гардена еще два десятилетия. Нерина была разочарована тем, что ее затмевали Фонтейн и Нуриев, но, будучи всегда щедрой духом, она никогда не обвиняла Фонтейна в своем превосходстве. Она оставалась с ней в дружеских отношениях долгие годы, но ее отношения с непостоянным Нуреевым были двойственными. Они несколько раз успешно танцевали вместе, но их партнерство часто было непростым. Алексис Рассин, Дэвид Блэр и великий датский танцор Эрик Брюн, с которым она танцевала «Лебединое озеро» в 1962 году, были гораздо более приятны ей в качестве партнеров.

Нерина вышла замуж за Чарльза Гордона. финансист и предприниматель из Южной Африки, в 1956 году. В годы его бурной карьеры она оставалась верной и поддерживающей женой. У них не было детей. После ее ухода со сцены в 1969 году они переехали в Монте-Карло, а затем на юг Франции, где она жила до своей смерти. Она умерла в своем доме в Больё-сюр-Мер, на побережье Средиземного моря к западу от Ниццы. Ей было 80 лет.

Наследие

Взгляд на работу Нерины и ее подход к своим ролям можно получить из ее комментариев и интервью в следующих книгах.

  • Клемент Крисп, изд. Балерина: портреты и впечатления Нади Нериной. Лондон: Weidenfeld Nicolson, 1975.
  • Барбара Ньюман, Достижение баланса: танцоры говорят о танцах. Ред. Нью-Йорк: Limelight, 1992.
  • Сирил Суинсон. Надя Нерина. Лондон: Адам и Чарльз Блэк, 1957.

В период с 1957 по 1965 год Нерина появилась в семи крупных телевизионных программах, продюсированных Маргарет Дейл для BBC-TV. В настоящее время на коммерческих DVD доступны следующие программы.

  • Наследие: Сильфида и Жизель. ICA Classics. В «Сильфидах» представлены Светлана Бериосова, Виолетта Эльвин, Алисия Маркова и Джон Филд. Жизель играет Нерину в главной роли и Николай Фадеечев в роли Альбрехта. Записан в 1958 году, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5030.
  • Наследие: Надя Нерина, Роберт Хелпманн, Марго Фонтейн, Рудольф Нуреев. ICA Classics. Нерина появляется в отрывках из «Коппелии» и «Сильфиды». Записан в 1962 году, DVD выпущен в 2012 году. Каталожный номер: 5058.
  • Наследие: La Fille Mal Gardée. ICA Classics. С оригинальным составом. Нерина в роли Лизы, Дэвид Блэр в роли Коласа, Стэнли Холден в роли вдовы Симоны и Александр Грант в роли Алена. Записан в 1962 году, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5088.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:10:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте