Столкнувшись с проблемой восстановления после Второй мировой войны, Франция реализовала План модернизации и переоборудования, который был разработан для ускорения восстановления экономики. Этот план широко известен как «План Моне» в честь Жана Моне, главного защитника и первого главы Комиссии по генеральному планированию ( Le Commissariat général du Plan ).
План Моне сделал упор на расширение, модернизацию, эффективность и современные методы управления. Он установил инвестиционные цели и выделил инвестиционные средства. Процесс плана - фокусировка, расстановка приоритетов и указание пути - был назван «индикативным планированием», чтобы отличать его от строго директивного и жесткого планирования в советском стиле.
Франция вышла из Второй мировой войны серьезно ослабленной экономически. Это был период экономической стагнации, даже когда разразилась война, и к 1945 году национальный доход в реальном выражении составлял немногим больше половины от того, что было в 1929 году. Кроме того, производительность труда составляла всего одну треть от уровня в США. уровень, в основном из-за низких инвестиций. Например, во Франции на каждые 200 человек на земле приходился один трактор, а в США на каждые 43 человека.
План Моне был направлен на увеличение инвестиций и модернизацию французской экономики. Частью стремления к модернизации было изменение образа мышления. Например, в сельском хозяйстве план нацелен на технику, потому что «фермер, управляющий трактором, больше не будет думать, как фермер, преследующий лошадь».
Комиссия по Генеральному планированию была учреждена 3 января 1946 года председателем Временного правительства Франции Шарлем де Голлем. Формальные цели Плана заключались в следующем: (1) развивать национальное производство и внешнюю торговлю, особенно в тех областях, где Франция занимает наиболее выгодное положение; (2) увеличить продуктивность; (3) обеспечить полную занятость рабочей силы; (4) повышение уровня жизни и улучшение окружающей среды и условий жизни нации.
Преследуя свои цели, План устанавливал производственные и другие цели на 1950 год в соответствии с ожидаемыми тогда ресурсами, начиная с шести важнейших секторов: добыча угля, сталелитейная промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, цемент и сельскохозяйственная техника. Позже были добавлены нефть, химикаты, удобрения, синтетические удобрения, синтетические волокна, судостроение и другие отрасли.
Хотя цели были поставлены, механизма принуждения не было. Однако были национализированы три из шести основных отраслей: угольная, электроэнергетическая и железнодорожный транспорт. Остальные три были достаточно хорошо сконцентрированы и косвенно находились под угрозой национализации. В черной металлургии капитал для расширения был предоставлен из государственных источников при условии слияния и реструктуризации. План оказал меньшее прямое влияние на секторы за пределами шести основных отраслей, и, например, он никогда не пытался каким-либо прямым образом сдерживать такие секторы, как нефть, фармацевтика и автомобили, которые спонтанно находили рынки и капитал для быстрого роста.
Центральным звеном или «главой в законе» системы планирования были комиссии по модернизации. Эти комиссии были средством передачи идей плановиков лицам, ответственным за экономику, а через них - широкой общественности: но они также были источником информации для плановиков. В 1946 году в восемнадцати комиссиях по модернизации работало более тысячи человек. Опыт и знания членов комиссии были намеренно разнообразными. Например, в Комиссию по электроэнергии входило 22 члена, в том числе шесть руководителей фирм, три профсоюзных деятеля, два белых воротничка, пять экспертов и четыре государственных служащих.
Ключевым аспектом плана было то, что он получил широкое признание - он был одобрен коммунистическими и христианскими профсоюзами, фермерскими союзами и промышленниками Национального совета французских работодателей. Это было важно, потому что, например, были приняты предложения Комиссии по кадрам, которые позволили более длительной 48-часовой рабочей неделе стать нормой. Этого нельзя было бы сделать, если бы это не было принято рабочими, и это было решающим фактором в восстановлении Франции.
Моне решил, что Комиссия по Генеральному планированию будет прикреплена к канцелярии премьер-министра, а не при одном из экономических министерств. Он хотел избежать постоянных переговоров между министерскими ведомствами и был готов в случае необходимости уйти в отставку по этому поводу. Ергин и Станислав утверждают, что это был блестящий административный переворот, который сумел изолировать функцию планирования от капризов французской политики.
В то время как сотни людей участвовали в комиссиях по модернизации, штат Комиссии по Генеральному планированию был небольшим и никогда не насчитывал более тридцати пяти старших должностных лиц. Тем не менее, группа была «вероятно самой творческой командой в Париже» и включала многих, кто продолжал работать на других должностях во французском и европейском правительстве или администрации, включая будущего премьер-министра Франции Феликса Гайяра ; Роберт Марджолин, позже один из основателей Европейского общего рынка ; Этьен Хирш ; Пьер Ури ; и Поль Делуврие.
Капитальные вложения занимали центральное место в плане Моне. План предусматривал инвестирование около 24% национального дохода в год. Поскольку объем производства в экономике и без того был низким, чтобы ограничить сокращение потребления, Франция стремилась получить ссуды для финансирования импорта капитала и оборудования. В марте 1946 года французская делегация отправилась в Вашингтон с первой публикацией Французского совета планирования: « Статистический обзор экономического и финансового положения Франции в начале 1946 года». В этом отчете описаны потребности, ресурсы и предлагаемые проекты Франции, а также объяснено, как будут расходоваться предоставленные средства. Он был написан как на английском, так и на французском языках с учетом интересов Конгресса США.
28 мая 1946 года было достигнуто соглашение с правительством США о новом финансировании на сумму примерно 1 миллиард долларов плюс перспектива получения кредита в 500 миллионов долларов от Всемирного банка ( МБРР ). Это было меньше запрошенных 3 миллиардов долларов на три года, но было достаточно для реализации Плана, и 27 ноября 1946 года план модернизации и переоборудования был представлен правительству.
План Моне призывал к краткосрочным мерам жесткой экономии, но обещал быстрый рост потребления. Однако в 1947 году из-за инфляции, засухи и худшего урожая за 150 лет Франция оказалась под угрозой потери даже самого необходимого. Мрачная послевоенная ситуация в Европе наблюдалась политиками США, и 5 июня 1947 года госсекретарь Джордж Маршалл заявил, что «потребности Европы в иностранном продовольствии и других жизненно важных продуктах на следующие три или четыре года, в основном из Америки, очень высоки. больше, чем ее нынешняя способность платить, что она должна иметь существенную дополнительную помощь или столкнуться с экономическим, социальным и политическим ухудшением очень серьезного характера ". Десять месяцев спустя, 3 апреля 1948 года, США запустили Программу восстановления Европы (ERP), широко известную как план Маршалла. Помощь ERP была распределена на 50 месяцев, а План модернизации и переоборудования был продлен на два года, чтобы совпасть с датой окончания ERP в 1952 году.
Основная часть помощи ERP Франции, чуть менее 3 миллиардов долларов, была направлена на выполнение целей Плана Моне. Доллары ERP использовались для закупки импортного сырья и оборудования, которые продавались во Франции за франки. Эти франки или «партнерские фонды» были выделены французским правительством для реализации Плана. В 1949–1950 годах от 50% до 90% ресурсов плана Моне поступало из партнерских фондов. Помощь ERP составляла 20% всех французских инвестиций с 1948 по 1952 год, и этой маржи было достаточно для реализации некоторых проектов, которых, вероятно, не было бы в противном случае, например, инвестиций в крупнотоннажные сталепрокатные заводы.
Цели плана Моне были амбициозными. Первоначальная цель заключалась в том, чтобы к 1948 году выйти на уровень производства Франции 1938 года; достичь уровня 1929 г., то есть на 25% выше, к 1949 г.; и к 1950 году улучшить уровень 1929 года еще на 25%. Хотя не все заявленные цели были достигнуты, Ергин и Станислав утверждают, что то, что План сделал в решающий период, «обеспечил дисциплину, направление, видение, уверенность и надежду для страны, которая в противном случае могла бы остаться в глубокой депрессии. и опасное недомогание ». И это поставило Францию на путь экономического чуда 1950-х годов.
План Моне послужил толчком для реализации плана Шумана, инициированного Жаном Моне и предложенного министром иностранных дел Франции Робертом Шуманом 9 мая 1950 года. До войны Франция была крупнейшим импортером угля в мире, а план Моне предполагал импорт угля из Германии. Чтобы избежать опасений, относящихся к довоенному периоду, что уголь будет доступен на немецком рынке на более выгодных условиях и, таким образом, даст преимущество немецкой промышленности, Шуман стремился не допустить, чтобы угольные и сталелитейные компании действовали как картели, которые могли бы ограничить поставки. по национальному рынку. План Шумана означал бы объединение рынков и расширение производства. Это рассматривалось как сила мира в Европе, поскольку «установившаяся таким образом производственная солидарность ясно показывает, что любая война между Францией и Германией становится не просто немыслимой, но и материально невозможной». План Шумана привел к созданию Европейского сообщества угля и стали, которое заложило основу для создания в 1958 году Европейского экономического сообщества, предшественника Европейского Союза.
План Моне был первым планом, разработанным Комиссией по Генеральному планированию ( Le Commissariat général du Plan), и агентство продолжало разрабатывать многолетний план для Франции до 2006 года. Комиссию по Генеральному планированию сменил Centre d'analyse stratégie, который был заменен в 2013 году France Stratégie.