Мисбах Юса Биран (11 сентября 1933 - 11 апреля 2012) был индонезийским писателем, режиссером и обозревателем, первым создавшим индонезийские киноархивы.
Биран родился в Rangkasbitung, в Lebak Regency, в Minangkabau отец и мать бантенезе. В 1969 году он женился на актрисе Нани Виджая. У них было шестеро детей, двое из которых (Кахья Камила и Сукма Аю ) также занялись киноиндустрией.
Биран окончил Таман Мадья Багян Б в Джакарте. Впервые он начал ставить пьесы в начале 1950-х, когда учился в школе, а также писал обзоры фильмов и продюсировал литературные произведения. Однако после его окончания он выбрал карьеру в кино.
С 1954 по 1956 год Биран работал в Индонезийской национальной кинокомпании (PERFINI) под руководством Усмара Исмаила. Он начинал как сценарист, а позже стал помощником режиссера и членом Совета сценаристов. Он поднялся до должности директора Национального киноцентра Х. Усмара Исмаила Джакарты, члена Национального совета по кинематографии и председателя комитета по вопросам кино и телевидения с 1987 по 1991 год.
В 1955 году Биран написал свой первый фильм. сценарий из рассказа Шуманджаджи под названием Kerontjong Kemajoran, который позже был превращен в фильм под названием Saodah от Persari Film.
С 1957 по 1960 год снимал короткометражные и документальные фильмы. В 1967 году Биран получил премию Citra за лучшую режиссуру за свой фильм «Дибалик Тяхая Гемерлапан». Он также получил награду за лучший сценарий за свой фильм «Менджусури Джеджак Бердара» и за «Аяхку» (1987), режиссер Агус Элиас.
Биран перестал снимать фильмы в 1971 году, чтобы показать свое отвращение к фильму. промышленность, которая была в то время, цветущий с порнофильмов.
Его наиболее важным вкладом в национальную киноиндустрию является создание в 1975 году Sinematek Indonesia. Это было учреждение, которое независимо архивировало национальные фильмы. Биран руководил Sinematek Indonesia до 2001 года и стал синонимом учреждения.
Биран был активным журналистом: он был главным редактором «Минггу Абади» (1958–1959), «Пурнама» (1962–1963) и позже в качестве редактора Duta Masjarakat (1965-1966), Abad Muslimin (1966) и Gelanggang (1967). Среди его литературных работ - «Бунг Бесар» (драма, 1958), получившая в 1958 году вторую премию на конкурсе сценаристов Министерства образования и культуры; Сетенгах Джам Менджеланг Маут (Драма, 1968); Менджури Джеджак Бердарах (роман, 1969); Keajaiban di Pasar Senen (антология рассказов, 1971); и «О, фильм» (сборник рассказов, 1973). Последние два сборника рассказов были переплетены и переизданы под названием Keajaiban di Pasar Senen в 1996 году.
30 января 2007 года Биран выпустил книгу о Teknik Menulis Skenario Film Cerita.
Биран умер 11 апреля 2012 года в больнице Эка, Серпонг, Тангеранг, Бантен после длительной борьбы с раком легких. Ему было 78 лет.
Биран получил награду от Forum Film Bandung за его преданность делу и вклад в киноиндустрию.
Он продолжает писать сценарии и считает, что фильм - это средство обучения и повышения качества жизни людей, особенно индонезийцев.
В 2010 году он получил стипендию от Ассоциации аудиовизуальных архивов Юго-Восточной Азии и Тихого океана (SEAPAVAA) в Бангкоке, Таиланд.
Награды и достижения | ||
---|---|---|
Предыдущий фильм. . : Туранг. (1960) | Лучший режиссер. (Festival Film Indonesia ). Фильм: . (1967) | Преемник. Вим Умбо. Фильм: Перкавинан. (1973) |