Милош Баич | |
---|---|
Родился | 1915. Ресановци, Кондоминиум Боснии и Герцеговина, Австрия-Венгрия |
Умер | 1995. Белград, FR Югославия |
Национальность | серб |
Образование | Университет искусств в Белграде, Белград, Социалистическая Федеративная Республика Югославия |
Известный | Живопись, рисунок, мозаика, фреска |
Движение | Модернизм |
Милош Байич (сербская кириллица : Милош Бајић; 1915 - 1995) был сербским модернистским художником, который считается основателем абстрактная живопись в Югославии.
Милош Байич родился в 1915 году в Ресановцах, селе в Кондоминиум Боснии и Герцеговины в Австро-Венгрии (ныне Босния и Герцеговина ). В 1922 году Байич переехал в Белград, столицу Югославии (ныне Сербия ), где он закончил гимназию и учительскую школу. Будучи студентом, он публиковал иллюстрации и карикатуры в ежедневном Политике и сатирическом журнале. В 1935 году Байич стал одним из учеников Петара Добровича, закончив свой первый год в классе Беты Вуканович Белградской школы искусств в 1937 году.
После Королевства Югославия было захвачено державами Оси Германия, Италия, Венгрия, и Болгария в 1941 году Байич присоединился к партизанам, югославскому антифашистскому движению сопротивления. Оккупационные силы захватили его в Белграде в октябре 1942 года и заключили в концлагерь Баница. В сентябре 1944 года его перевели в концлагерь Маутхаузен.
Находясь под стражей, Байич запечатлел сцены тюремной жизни в виде рисунков. и позже сказал о своей работе:
«В концлагере рисование было моим способом отважиться на судьбу. Я рисовал на любом листе бумаги, который мог достать, карандашом не больше мизинца. Я сделал это тайно, рискуя своей жизнью. Я спрятал рисунки под рубашкой, под кроватью, иначе я закопал бы их под землю. Однажды я заметил баллон с огнетушителем. Я опустошил его на следующий вечер и спрятал свои рисунки внутри. В полночь, Я закопал бутылку. Когда лагерь был освобожден, я раскопал рисунки ».
После освобождения лагеря американскими войсками Байич вернулся в Белград с примерно 150 рисунками и продолжил свое образование в Университет искусств в Белграде.
В 1949 году он окончил Академию художеств в Белграде в классе Мило Милуновича, Ивана Табаковича и Неделько Гвозденович. Закончив специальную подготовку у Марко Челебоновича, он стал одним из первых доцентов Белградской академии художеств и проработал профессором до выхода на пенсию в 1979 году. Многие выдающиеся сербские художники были учениками в классе профессора Баича..
Он был членом групп «Индепендент» (1951–55) и «Декабрьская группа» (1955-60), которые использовали модернизм как способ борьбы Социалистический реализм. Его первая индивидуальная выставка состоялась в галерее ULUS в Белграде в 1952 году.
Участвовал в создании Колонии искусств в Бачка Топола (1953). Здесь он завершил свою первую крупноформатную мозаику и обелиск, посвященные покорению космоса. Его более поздние работы характеризуются многочисленными мозаиками и фресками (композициями в космосе), в частности мемориальным сооружением Партизанский некрополь в Ресановцах (1971). В 1967 году он впервые представил новый цикл широкоформатных картин Маутхаузена, вдохновленный рисунками, которые он сделал во время пребывания в концлагере.
В 1975 году Байич опубликовал монографию «Маутхаузен 106621». В предисловии он сказал:
«Пусть молодежь, не подозревающая о трагедиях прошлого или своей жизни, направит свой бесконечный энтузиазм на самые далекие звезды, но никогда не возвращайтесь в те времена, которые мы пережили».
Милош Байич получил несколько национальных и международных наград, наград и наград. Его работы сегодня выставлены во многих музеях. Большинство его подлинных рисунков и картин из цикла Маутхаузен хранятся в тщательно охраняемой семейной коллекции.
Его сын - известный сербский кинорежиссер Дарко Баич.