Морис Сакс (родился Морис Эттингхаузен, 16 сентября 1906 г., Париж - 14 апреля 1945 г., Германия) был французско- еврейским писателем.
Сакс был сыном еврейской семьи ювелиров. Он получил образование в школе-интернате в английском стиле, год прожил в Лондоне, работал в книжном магазине и вернулся в Париж.
В 1925 году он обратился в католицизм и решил стать священником, хотя это длилось недолго после встречи с молодым человеком на пляже в Жуан-ле-Пен.
После участия в ряде сомнительных деловых операций он отправился в Нью-Йорк, где выдал себя за торговца произведениями искусства. Вернувшись в Париж, он связался с ведущими писателями- гомосексуалистами того времени - Жаном Кокто, Андре Жидом и Максом Жакобом - со всеми из которых у него были бурные отношения, точная природа которых неясна. В разное время он работал на Жана Кокто и Коко Шанель, в обоих случаях воруя у них.
Он общался с Виолеттой Ледюк, которая описывает свою дружбу с ним в своей автобиографии La Bâtarde. Она описывает написание и чтение первой версии Le Sabbat в La Batarde (страницы 380–400) и то, как она безуспешно пыталась заставить его удалить резкие ссылки на Жана Кокто.
Сакс был мобилизован в начале Второй мировой войны, но был демобилизован за гомосексуализм. В первые годы оккупации он зарабатывал деньги, помогая еврейским семьям бежать в незанятую зону. Возможно, он также был осведомителем гестапо. Позже он был заключен в тюрьму в Фульсбюттеле.
В 1945 году, перед наступлением британских войск, тюрьма Фульсбюттель была эвакуирована, а ее обитатели переехали в город Киль. Эвакуация заключалась в долгом переходе, который длился несколько дней. На третий день путешествия, 14 апреля 1945 года, в 11:00 утра Сакс слишком устал, чтобы продолжить марш. Он был убит пулей в шею, а его тело было брошено на обочине дороги вместе с телом другого «товарища по тому же несчастью». Эммануэль Полло-Дулиан сказал о Саксе: «Он не проявляет особого сострадания к еврейскому народу и сожалеет об их отставке, которая, кажется, является доминирующей чертой их характера. В деревне, проходя мимо стада овец, он грустно вздыхает. говоря: «Евреи...» Драма, которую он играет, не ускользает от него. Но, пойманный в ловушку своего аморального состояния, Сакс не верит в существование невинных жертв ».
Выстрел из обложки нового Сакса Абракадабра (1952) на мгновение занимает весь экран во время решающего эпизода Breathless, классический фильма Жан-Люка Годара.