Масахиса Фукасе ( яп. 瀬 昌 久, Фукасе Масахиса, 25 февраля 1934 - 9 июня 2012) был японским фотографом, известным своими работами, изображающими его семейную жизнь с женой Ёко Ванибе, и его регулярными визитами в фотостудию его родителей в маленьком городке на Хоккайдо.. Он наиболее известен своей книгой Karasu ( Вороны или Одиночество воронов) 1986 года, которая в 2010 году была выбрана Британским журналом фотографии как лучшая фотокнига, опубликованная в период с 1986 по 2009 год. интерес к фотографии Фукасе: появляются новые книги и выставки, подчеркивающие широту и оригинальность его искусства.
Масахиса Фукасе родился 25 февраля 1934 года в Бифука, Хоккайдо. Его семья владела успешной фотостудией в маленьком северном городке. Несмотря на постоянный переезд в Токио в 1950-х годах, чтобы продолжить образование, а затем и карьеру, Фукасе сохранил сильные эмоциональные связи с местом своего рождения и семьей. На протяжении 1970-х и 1980-х годов он регулярно возвращался в Бифуку, чтобы делать широкоформатные семейные портреты, проект, который в конечном итоге был опубликован в книге « Казоку» (Семья) в 1991 году. Это самая редкая из фотокниг Фукасе.
Среди самых ранних художественных работ Фукасе - « Убить свиней» 1961 года, состоящий из мрачных и зачастую ужасных фотографий, сделанных в ходе неоднократных посещений бойни Сибаура в Токио, смешанных с фотографиями двух переплетенных обнаженных тел (фотографа и его жены). он экспериментировал с различными журналистскими и художественными стилями, опубликовав десятки фоторепортажей для таких журналов, как Camera Mainichi, Asahi Camera и Asahi Journal. Его первая фотокнига, Юги, была опубликована в 1971 году и включает в себя многочисленные фотографии его первой жены Юкиё Каваками и его второй жены Юко Ванибе. Хотя в то время книгу описывали как произведение «саморепрезентации», в ней нет заметных фотографий самого Фукасе. Соответственно, это можно считать первой попыткой фотографа описать свою страстную, своенравную, а иногда и жестокую жизнь косвенными средствами. Следующая книга Фукасе, Yko (1978), является преемницей первой в том смысле, что это еще одна попытка «показать» его жизнь через репрезентации женского «другого».
Карасу Фукасе ( Вороны) снимался между 1976 и 1982 годами после его развода с Ёко Ванибе и в ранний период его брака с писательницей Рикой Миканаги. Это расширяет его эксперименты с косвенным и метафорическим самовыражением в фоторепортажах A Play начала 70-х, особенно « Нацу но никки» [Летний журнал] в декабре 1972 года и « Фую но никки» [Зимний журнал] в июне 1973 года. Действительно, оригинал Фукасе. название серии - Тонпокуки или «Зимний дневник». Фотографии воронов и других довольно мрачных объектов, составляющих Карасу, были сделаны на Хоккайдо, Канадзаве и Токио. Проект возник как серия из восьми частей для журнала Camera Mainichi (1976–82), и эти фоторепортажи показывают, что Фукасе экспериментировал с цветной пленкой, мультиэкспозиционной печатью и повествовательным текстом в рамках развития концепции Карасу. Начиная с 1976 года выставки, основанные на этой новой коллекции работ, принесли Фукасе широкое признание в Японии, а затем в Европе и США. Книга была опубликована в 1986 году (Skyūsha), и это оригинальное издание Ravens вскоре стало одной из самых уважаемых и востребованных японских фотокниг послевоенной эпохи. Последующие издания были опубликованы в 1991 г. (Bedford Arts), 2008 г. (Rat Hole Gallery) и 2017 г. ( Mack ). Сильно автобиографический подход Карасу берет свое начало в основополагающем фоторепортаже Фукасе «Hyōten» [Точка замерзания] 1961 года, но он выдвигает центральные темы изоляции и трагедии на новый уровень глубины и абстракции. Технически сфотографировать воронов было очень сложно: Фукасе приходилось фокусировать камеру на маленьких движущихся черных объектах почти в полной темноте. Не менее сложно было установить правильную экспозицию. По словам бывшего помощника Фукасе, фотографа Масато Сето, для печати некоторых фотографий Карасу требовалось сложное выжигание и уклонение. В 1976 году, в начале проекта, Фукасе заявил в Camera Mainichi: «Я хочу, чтобы я мог остановить этот мир. Этот акт [фотографии] может представлять мою собственную игру мести против жизни, и, возможно, это то, что мне нравится. большинство." К концу проекта в 1982 году Фукасе загадочно написал, что он «стал вороном».
В 2010 году группа из пяти экспертов ( Джерри Бэджер, Уте Эскилден, Крис Киллип, Джеффри Лэдд и Юко Савада), созванная Британским журналом фотографии, выбрала Карасу как лучшую фотокнигу 1986–2009 годов.
В 1992 году Фукасе получил черепно-мозговую травму в результате падения с крутых ступенек своего любимого бара - «Нами» - в районе « Голден Гай » в Синдзюку, Токио, что сделало его недееспособным. Ранее в том же году Мияко Ишиучи сфотографировала обнаженную Фукасе для своей книги « Хромосома XY» (1995). Некоторые из изображений с той сессии были опубликованы в журнале Brutus в январе 1995 года. Ишиучи сказал, что Фукасе была почти единственной среди японских фотографов-мужчин, согласившейся позировать обнаженной перед камерой. В 2004 году фонд Masahisa Fukase Trust отредактировал и опубликовал две фотокниги Hysteric Twelve и Bukubuku, основанные на работах, выполненных Фукасе до его изнурительного падения. Фотографии, содержащиеся в Bukubuku, сделанные в ванне с помощью подводной камеры, стали рассматриваться как последняя великая работа Фукасе, причудливая, хотя и несколько болезненная игра в пасьянс, которая открывает новую территорию для фотографического автопортрета.
Фукасе скончался 9 июня 2012 года. В 2015 году две выставки, посвященные его малоизвестным работам, координировал Архив Масахиса Фукасе. Это были работы « Из окна», которые были частью выставки « Другой язык: 8 японских фотографов» в Rencontres d'Arles, Франция, и «Неизлечимый эгоист» в галерее Diesel Art Gallery, Токио. Полный комплект Фекаса по 30 Bukubuku гравюр был выставлен впервые с 1992 года, в 2016 году Tate Modern шоу Performing для камеры.