Мартти Валикангас (родился Мартти Баддин, 1 августа 1893 года, графство Куопио - 9 мая 1973 года, Хельсинки ) был финским архитектором, известным своим дизайном так называемого «Пуу-Капюля» [Wood-Käpylä], жилых домов города-сада. район в Кяпюля недалеко от Хельсинки, выполненный в стиле северного классицизма.
Валикангас изучал архитектуру в Хельсинкском технологическом университете, получив в 1917 году квалификацию архитектора. В 1921 году он уехал в ознакомительную поездку в Италию (а также посетил другие страны Северной Европы, Германию, Францию и Северную Африку ), что было обычной практикой в то время. для архитекторов из северных стран, отвернувшихся от национального романтизма.
После квалификации Валикангас работал в Юзовке в России (современный Донецк на Украине ), но с началом большевистской революции ему пришлось уехать в спешке. По возвращении он работал в компании Brändö Villastad, а также в архитектурном бюро Gösta Juslén, а с 1918 по 1920 год - в офисе Frosterus и Gripenberg. Валикангас основал свой офис в 1920 году, одновременно работая в другом месте. Среди его многих других должностей он был главным архитектором в Национальном управлении строительства с 1937 года до Зимней войны в 1940 году, с 1942 по 1944 год он был главой офиса, отвечающего за послевоенное восстановление, он действовал в качестве директора совета ответственный за реставрацию замка Турку, он был главным архитектором Хельсинкской рабочей сберегательной кассы, а с 1928 по 1930 год он был главным редактором Finnish Architectural Review, что повлияло на распространение модернистской архитектуры в Финляндии..
Похоронен на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. Архивы Мартти Валикангас находятся во владении Музея финской архитектуры в Хельсинки.
Вяликангас разработал около 170 проектов. Его самая известная работа - это садовый пригород Пуу-Кяпюля в Кяпюля на тогдашней северной окраине Хельсинки, построенный с 1920 по 1925 год, заказ, который он получил в возрасте 26 лет. Пуу-капюля был образцовым рабочим. «Жилой квартал, построенный в то время, когда в городе была плохая жилищная проблема для рабочих. Строительство следует типичному финскому простому методу: постройка из бревенчатого бревна, затем облицованная обшивкой. Однако весь процесс был частично индустриализирован, и этот район считается первым районом сборных домов в Финляндии. В основном двухэтажные бревенчатые дома расположены вокруг закрытых дворов, где изначально были огороды арендаторов. Цвета немного отличаются от дома к дому, но с преобладанием традиционной красной охры. Кяпюля угрожали сносом в 1960-х годах, и даже сам Валикангас разработал план замены деревянного дома многоэтажной застройкой. Однако этот район выжил, хотя семьи рабочего класса постепенно заменяются семьями среднего класса и профессионалами, особенно архитекторами, и он также стал излюбленной достопримечательностью.
Олимпийские игры должны были состояться в Хельсинки в 1940 году (но были отменены из-за Второй мировой войны и в конечном итоге должны были состояться в Хельсинки в 1952 году ), и Валикангас участвовал в проектировании Олимпийской деревни вместе с архитектором Хильдингом Экелундом.. Валикангас также спроектировал Олимпийский манеж.
Другие здания, спроектированные Валикангасом в Хельсинки, включают: большие многоквартирные дома Sturenkatu 40 (1926–27) и Hauhontie 4–8 (1924–25), школу Хельсинки V (Аполлонкату 11) и многоквартирные дома на Eerikinkatu 15, Vuorikatu 9 и на улице. Abrahaminkatu. Кинотеатр Orion (Eerikinkatu 15) представляет собой изысканный интерьер в стиле ар-деко.
Валикангас также спроектировал ряд зданий в своей провинции, особенно в городе Миккели : здание ворот спортивного парка (1934 г.), автобусная остановка (1934 г.), Харьюская капелла (1937 г.), пристройка к школе Пяэмая ( 1937 г.), Торговое здание и здание гражданской обороны Джамы (1938 г.) и Здание Сбербанка (1940 г.); и в графстве Саво : Центральная больница Савонлинны, Мемориал Паркумяки (1929 г.) и церковь Койккала в Юве (1959 г.).
В 1940 году Валикангас и его коллега-архитектор Вяйне Вяхакаллио спроектировали центральную железнодорожную станцию Турку 1940 года.