Луиджи Басси, Пезаро, 5 сентября 1766 г. - Дрезден, 13 сентября 1825 г., был итальянским оперным баритоном.
При написании своей Жизнь Россини, Стендаль говорит о времени в 1813 году, когда он встретил Bassi в Дрездене и говорил о «г - н Моцарта ;» Басси сказал, что был очарован тем, что кто-то до сих пор называл его «мистер Моцарт». Таким образом, привязанность, которую он испытывал к великому мастеру, была очевидна для случайного посетителя, но ее также можно понять по важности ролей, которые он дал Басси в конце своей жизни.
В возрасте всего двадцати лет он исполнил роль графа Альмавивы на пражской премьере оперы Моцарта « Свадьба Фигаро», после чего современники говорили:
Басси также очень искусный актер, который обращается с трагедией без абсурда, и с комедией без упущений вкуса. Когда он в озорном настроении, он, например, так искусно пародирует недостатки других певцов, что это осознают только зрители, а не певцы... Он никогда не портит партии.
Жители Праги были так довольны исполнением оперы «Моцард», что попросили Доменико Гуардасони, импресарио Пражского национального театра, организовать еще одну оперу. Гуардасони написал Да Понте, и работа началась над Дон Жуаном. Вполне естественно, что Басси снова позвали спеть, и роль Дон Жуана была написана специально для него (с несколькими шутливыми отсылками к исполнению, которое было дано в прошлом году). Ему не нравился Finch'han dal vino, и он попросил Моцарта написать еще один номер, в котором он мог бы продемонстрировать свои вокальные способности как можно лучше; Моцарт написал Là ci darem la mano для Басси, который, как говорят, заставил пять переписать, пока не остался доволен.
Басси переехал в Лейпциг, где он спел Папагено на Волшебной флейте в 1793 году, но вскоре после этого его певческие способности ухудшились (хотя его актерские способности были такими же высокими, как и прежде). В газетной статье о нем говорилось:
Басси был прекрасным певцом до того, как потерял голос, и он все еще очень хорошо знает, как использовать то, что осталось. Он находится между тенором и басом, и хотя звучит несколько пусто, он все же очень гибкий, полный и приятный. Г-н Басси, кроме того, очень искусный актер трагедии без тени бурлеска, без пошлости или безвкусицы в комедии. В своей поистине хитрой и забавной манере он может так тонко пародировать недостатки других певцов, что это замечает только публика, а они сами этого не замечают. Его лучшие роли - Аксур, Дон Жуан, Теодоро, Нотариус в Ла Молинаре, Граф в Фигаро и другие.
Басси переехал в Прагу, но война вынудила его искать защиты у принца Лобковица, и он иногда ездил в Вену, чтобы петь. В 1814 году он переехал в Дрезден, где работал в итальянской компании. Он по-прежнему пел роли Моцарта и пользовался успехом у публики, хотя его голос начинал давать сбои. До самой смерти он время от времени ездил в Италию для пения, но в более поздней жизни пел только священные произведения.