Живи и дай жить другим - это спонтанный рост неагрессивного сотрудничества. оперативное поведение, сформировавшееся во время Первой мировой войны, особенно в течение продолжительных периодов позиционной войны на Западном фронте. Возможно, одним из самых известных примеров этого является Рождественское перемирие 1914 года.
Это процесс, который можно охарактеризовать как преднамеренное воздержание от применения насилия во время войны. Иногда это может принимать форму открытого перемирия или пактов, заключаемых солдатами на месте. В других случаях это может быть молчаливое поведение - иногда характеризуемое как «позволять спящим собакам лежать» - когда обе стороны воздерживаются от стрельбы или использования своего оружия или намеренно разряжают их ритуальным или рутинным способом, который сигнализирует об их несмертельном намерении.
Такое поведение было обнаружено на небольшом подразделении уровень, секции, взводы или роты, обычно наблюдаемые «другими чинами», например рядовыми и унтер-офицерами. Были найдены примеры от дежурного одинокого солдата, отказывающегося стрелять по незащищенным солдатам противника, до снайперов, пулеметных групп и даже батарей полевой артиллерии.
Командиры верхних эшелонов - дивизий, корпусов и армий - и их штабы знали об этой тенденции к ненападению и иногда анализировали статистику потерь, чтобы обнаружить ее. Рейды или патрули часто отдавались приказам для воспитания в войсках правильного «наступательного духа».
Система «Живи и дай жить другим» была в лучшем случае хрупкой и легко ломалась при применении смертоносной силы, становясь еще более хрупкой, чем система. война затянулась.
Тони Эшворт исследовал эту тему на основе дневников, писем и свидетельств ветеранов войны. Он обнаружил, что «живи и дай жить другим» было широко известно в то время и было наиболее распространено в определенные времена и в определенных местах. Его часто можно было встретить, когда отряд выводили из боя и отправляли в сектор отдыха.
Некоторые исследователи теории игр, такие как Роберт Аксельрод, охарактеризовали Live and Let Live как повторный вариант дилемма заключенного. Аксельрод связал «Живи и дай жить другим» со стратегией сотрудничества, известной как Око за око.
Интерпретация Аксельродом «Живи и дай жить другим» как дилемму заключенного оспаривалась политологами Джоан Гоуа и Эндрю Гельман, которые (по отдельности) утверждают, что предположения, лежащие в основе дилеммы заключенного, не верны в этом примере.