A литературный агент (иногда издатель агент или представитель писателя) является агентом, который представляет писателей и их письменные произведения издателям, театральным продюсерам, кинопродюсерам и киностудиям, а также помогает в продаже и заключении сделок. Литературные агенты чаще всего представляют собой писателей, сценаристов и писателей научной литературы. Им выплачивается фиксированный процент (обычно двадцать процентов от продаж за границу и от десяти до пятнадцати процентов от продаж на внутреннем рынке) от выручки от продаж, о которых они договариваются от имени своих клиентов.
Литературные агенты оказывают авторам различные услуги. Они связывают работу автора с соответствующими издателями, заключают контракты, гарантируют выплату роялти и решают проблемы между автором и издателем. Агенты могут помочь новым авторам получить общественное признание. Агенты также помогают издательствам и другим лицам ускорить процесс рецензирования, публикации и распространения авторских работ. Многие известные, влиятельные и прибыльные издательства (такие как Большая пятерка ), как правило, менее открыты, чем более мелкие издательства, для непредставленных материалов. Хорошо осведомленный агент знает рынок и может быть источником ценных советов и рекомендаций по вопросам карьеры. Быть публикуемым автором не означает автоматически, что кто-то станет экспертом в современных издательских контрактах и методах, особенно когда речь идет о телевидении, кино или иностранных правах. Многие авторы предпочитают, чтобы такими вопросами занимался агент. Это предотвращает обострение рабочих отношений автора с редактором спорами о гонорарах или поздних проверках.
Агент также может действовать как советник, показывая автору различные аспекты того, как зарабатывать на жизнь письмом. Литературные агенты часто переходят с работы в других сферах издательской индустрии. Хотя самоиздание становится все более популярным, литературные агенты по-прежнему играют полезную роль в качестве привратников для издательств.
Литературные агентства могут варьироваться по размеру от одного агента, который представляет, возможно, дюжину авторов, до крупной фирмы со старшими партнерами, субагентами, специалистами в таких областях, как иностранные права или лицензированные привязки товаров и сотни клиентов. Большинство агентств, особенно небольших, в той или иной степени специализируются. Они могут представлять, например, авторов научной фантастики, основных триллеров и детективов, детских книг, романов или весьма актуальных научных работ. Очень немногие агенты представляют рассказы или стихи.
Законные агенты и агентства в книжном мире не обязаны быть членами Ассоциации представителей авторов (AAR), но, согласно спискам Writer's Market, многие агенты в США. Чтобы претендовать на членство в AAR, агенты должны продать минимальное количество книг и обязаться соблюдать Канон этики. Эффективные профессиональные агенты часто изучают свое дело, работая на другого агента, хотя некоторые переходят к агентству после работы редакторами.
Законные агенты не взимают плату за чтение или другие авансовые платежи (например, гонорары) или авторов счетов для большинства операционных расходов. Они также не предлагают размещать работу с тщеславием или газетой для субсидий.
Обычно клиент устанавливает отношения с агентом посредством запроса, хотя они могут встретиться на конференции писателей, через конкурс или другими способами. Запрос - это незапрошенное предложение о представлении либо готовой работы, либо незавершенной работы. Различные агенты запрашивают разные элементы в пакете запроса, и большинство агентств перечисляют свои конкретные требования к представлению на своем веб-сайте или в своем списке в основных каталогах. Обычно он начинается с того, что автор отправляет письмо-запрос (1-2 страницы), в котором объясняется цель работы и любые письменные навыки автора. Некоторым агентствам требуется синопсис или план как часть запроса. Часто автор отправляет первые три главы (обычно около 50 страниц) своей работы. Для бумажных запросов автор должен приложить конверт с маркой с обратным адресом, чтобы получить ответ, хотя отправка по электронной почте становится все более распространенной.
Если агентство отклоняет письменный запрос, оно отправляет ответ - обычно в форме письма - в конверте с адресом и маркой. Отказ, который представляет собой не просто форму письма или содержит написанные от руки комментарии (особенно сообщение с эффектом «запросите меня по поводу других проектов»), обычно является хорошим знаком.
Первые литературные агенты появились примерно в 1880 году (Издательство).