Договор Ли – Лобанова или Китайско-российский секретный договор (китайский :中俄 密 约 Русский : Союзный договор между Российской империей и Китаем) был секретным и неравным договором, подписанным 3 июня 1896 г. в Москве <49.>министром иностранных дел Алексеем Лобановым-Ростовским от имени Российской Империи и наместником Ли Хунчжаном от имени Цинского Китая. Договор и его последствия усилили анти-иностранные настроения в Китае, которые достигли апогея во время боксерского восстания 1900 года.
Содержание соглашения было обнародовано только в 1922 году.
После Симоносекский договор, положивший конец Первой китайско-японской войне и Тройной интервенции, Китай был вынужден выплатить контрибуцию Империи . Японии (230 миллионов купингов таэлей равны 8 600 тоннам серебра ). Чтобы собрать средства для этого платежа, Китай обратился за займами к Франции и России. Воспользовавшись этой ситуацией, министр финансов России Сергей Витте учредил Русско-китайский банк, который контролировался российским правительством, и согласился содействовать предоставлению кредитов.
Встреча с Ли Хунчжаном в Москве во время церемонии коронации царя Николая II, Витте пообещал сохранить территориальную целостность Китая и предложил секретный военный союз против возможной агрессии со стороны Японская империя. Взамен России будет разрешено использовать китайские порты для своих военных кораблей и построить железную дорогу с российской шириной колеи через Хэйлунцзян и Цзилинь до Владивостока на побережье Тихого океана. Наряду с концессией на железную дорогу российский персонал и полиция получили экстерриториальную юрисдикцию над значительными участками Северо-Восточного Китая и разрешение разместить войска для защиты железной дороги. Китаю также не разрешалось вмешиваться в передвижение российских войск или боеприпасов, а также он был вынужден предоставить России пониженные тарифные ставки. Чтобы избежать дипломатических разногласий с другими крупными державами, Ли настоял на том, чтобы концессия была предоставлена Российско-китайскому банку, а не напрямую российскому правительству, что сделало железную дорогу номинально совместным проектом, хотя он был в реальность полностью финансируется и контролируется Россией.
Условия договора были равносильны аннексии Северо-Восточного Китая Россией во всем, кроме названия. Вместо того, чтобы защищать Китай от территориальных амбиций Японии, договор открыл дверь для дальнейшего российского экспансионизма в форме российско-цинской конвенции 1898 г., по которой Китай был вынужден арендовать южную оконечность Полуостров Ляодун в Россию и позволит построить южное продолжение российской Китайско-восточной железной дороги от северного Харбина до портового города Далянь. Эти события усилили анти-иностранные настроения в Китае, которые достигли апогея в восстании боксеров 1900 года.