Лейденская пороховая катастрофа

редактировать

Лейденская пороховая катастрофа произошло событие, в котором 12 января 1807 г. в городе Лейден в Нидерландах взорвался корабль, перевозивший сотни бочек черного пороха. Катастрофа. в городе погиб 151 человек и разрушено более 200 зданий.

Картина последствий взрыва, сделанная Йоханнесом Йелгерхисом
Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Местоположение
    • 1.3 Взрыв
      • 1.3.1 Причина
    • 1.4 Последствия
  • 2 Ссылки
История

Предыстория

Во время наполеоновских войн голландский город Лейден был оккупирован Первой Французской империей.. Город - вместе с остальной частью Нидерландов - был преобразован в Королевство Голландия под властью Луи Бонапарта. Несмотря на то, что новое голландское королевство казалось независимым государством, оно было тесно связано с имперской Францией и функционировало как политический сателлит. В результате французские и голландские власти опасались, что Великобритания и Четвертая коалиция (обе готовились к войне с Францией) вторгнутся в Нидерланды.

В конце 1806 года в Голландии. начали накапливать оружие и технику на случай войны. В декабре правительство распорядилось о производстве 250 000 фунтов черного пороха для использования в военных целях. Поскольку большинство из 12 пороховых заводов королевства располагалось в Амстердаме и Зеландии, было решено, что конвои гражданских судов будут использоваться для перевозки огромного количества взрывчатых веществ по стране; Конечным пунктом назначения пороха был арсенал голландской армии в городе Делфт.

. В первую неделю января 1807 года правительство наняло три гражданских корабля для перевозки первой партии пороха из Амстердама в Делфт. Капитаны всех трех кораблей прошли проверку, и все трое ранее имели опыт перевозки крайне нестабильного черного пороха. Однако капитан одного из трех кораблей (Delfs Welvaaren, что переводится как «Процветание города Делфт») Адам ван Ши заболел перед тем, как отправиться в Амстердам. Таким образом, он послал своих сыновей Саломана, Адама и слугу (Ян ван Энгелен), чтобы они возглавили его корабль вместо него. К 6 января все три корабля конвоя прибыли в Амстердам и началась погрузка. Поскольку различные пороховые заводы в городе не были централизованы, корабли загружались индивидуально. Первым был загружен Delfs Welvaaren, вмещавший 369 100-фунтовых бочек черного пороха. Бочки были покрыты простынями из конского волоса, чтобы предотвратить случайное возгорание, а трюм корабля был опломбирован для предотвращения кражи. Два других корабля в составе конвоя были заполнены не так быстро, поэтому правительственный чиновник, управляющий конвоем, приказал, чтобы «Delfs Welvaaren» вышли в плавание раньше срока; По пересмотренному плану корабль должен был отправиться в Лейден, где он простаивал несколько дней, пока остальная часть конвоя догнала его. Однако к тому времени, когда остальная часть конвоя была полностью загружена, холодная январская погода заморозила части системы каналов Амстердама, не позволяя двум оставшимся кораблям встретиться с Delfs Welvaaren.

Delfs Welvaaren прибыла в Лейден 10 января. Два ван Шиса, сестра которых жила в Лейдене, планировали провести выходные в центре города, но Саломан повредил ногу или спину и решил остаться на корабле. Утром 12 января экипаж Delfs Welvaaren получил сообщение о том, что остальная часть конвоя скована льдом и поэтому не прибудет. Экипаж переместил Delfs Welvaaren с ее причалов в Steenschuur, канал, который пролегал через некоторые из богатых кварталов города; они пришвартовали свое судно и снова навестили свою сестру, прежде чем вернуться на свой корабль во второй половине дня. Около 16:00 Саломан была замечена на палубе, разговаривающей с двумя другими, которые находились под палубой в трюме, и сразу же после этого было замечено, что один из членов экипажа сбрасывает картофельные очистки через борт судна. Другие очевидцы сообщили, что видели, как команда готовила еду из картофеля и жареной рыбы.

Местоположение

52 ° 09'20.9 "N 4 ° 29'23.3" E

52.155800, 4.489800

Взрыв

Около 16:15 взорвался Delfs Welvaaren. Один очевидец, земснаряд, находившийся в 100 метрах от корабля, когда он взорвался, отметил, что он видел, как один, меньшего размера взрыв поднял мачту корабля и запустил люки, а секундой позже последовал мощный взрыв, разрушивший судно.. Сила взрыва разрушила многие строения; более 200 были уничтожены, 151 человек погиб. Все высокие строения в городе были повреждены, тысячи окон были выбиты. Через несколько дней после катастрофы очевидцы сообщили, что улицы были заполнены битым стеклом и черепицей.

Delfs Welvaaren был полностью разрушен взрывом. Части корабля были восстановлены; якорь корабля был найден в 900 метрах от точки взрыва, а его большой свинцовый противовес был найден в 300 метрах.

Причина

После взрыва распространились слухи о что послужило причиной взрыва пороха. Поскольку известно, что капитаном Delfs Welvaaren является Адам ван Ши, пожилого моряка считали мертвым и, таким образом, он был обвинен. Несколько голландских газет (в том числе в Делфте, родном городе ван Ши) ложно сообщили, что капитан поджег порох, пройдя по палубе с зажженной трубой. Когда выяснилось, что ван Ски жив (его видели обедающим в таверне, принадлежавшей ему за ратушей Делфта), эти истории были опровергнуты.

Расследование катастрофы было сосредоточено на сборе информации от свидетелей и обломков. с корабля. В конце концов, на основании многочисленных отчетов экипажа Delfs Welvaaren, готовившего еду из картофеля и рыбы перед взрывом, был сделан вывод, что искра от костра или металлической посуды воспламенила порох. Однако в начале 2000-х годов в подробном отчете голландских историков был сделан вывод о том, что взрыв мог быть также вызван попыткой экипажа украсть порох. В отчете отмечается, что несколько очевидцев видели, как один член экипажа на палубе разговаривал с двумя другими в трюме корабля - трюм, который был опечатан голландскими властями в Амстердаме для предотвращения кражи пороха. Также было отмечено, что трюм корабля был несколько огнеупорным, чтобы исключить попадание случайных искр в порох. В отчете также отмечается, что очевидцы сообщили о двух отдельных взрывах, подразумевая, что сначала взорвалась одна бочка с порохом, а затем воспламенился остальной груз корабля. В отчете сделан вывод о том, что экипаж Delfs Welvaaren намеренно попытался открыть один ствол, чтобы украсть порох, но случайно вызвал возгорание и взрыв ствола. Этот первоначальный взрыв выбил люки корабля (что было замечено одним очевидцем), а затем воспламенился остальной груз.

Последствия

Сразу после взрыва король Луи отправился в Лейден. чтобы помочь в восстановлении. Была предпринята попытка восстановить разрушенную часть города, но было обнаружено, что записи Лейдена не обновлялись; последние сохранившиеся записи относятся к 1670-м годам, и поэтому многие здания можно было восстановить только по памяти. Разрушенный район города оставался заброшенным до 1820-х годов, когда часть пострадавшего района была преобразована в парк.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 05:43:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте