The Кяхта Трейд (Русский : История кяхтинской торговли, История кяхтинской торговли, китайский : 恰克 图 的路) относится к торговле между Россией и Китаем через город Кяхта на монгольской граница к югу от озера Байкал с 1727 года. Торговля велась в основном сибирскими мехами на китайский хлопок, шелк, табак и чай.
Россия и Китай вступили в контакт, когда в 1582–1639 годах русские стали хозяевами сибирских лесов. Граница в «Маньчжурии» была очерчена Нерчинским миром 1689 года. В этом договоре ничего не говорилось о Монголии, так как эта территория еще не находилась под контролем Китая / Маньчжурии. Пятая статья договора разрешала торговлю с соответствующими документами, но в остальном была расплывчатой. Русские купцы начали организовывать караваны из Нерчинска в Пекин, путь туда и обратно обычно занимал 10–12 месяцев. В 1692–93 Эберхард Исбранд Идес отправился с торгово-дипломатической миссией в Пекин. Он покинул Пекин в феврале 1694 года и через 11 месяцев прибыл в Москву. Петр Великий решил, что торговля должна быть государственной монополией. В период с 1689 по 1722 год в Пекин было 14 государственных караванов. Продолжалась частная торговля, большая часть которой шла на короткие расстояния в такие места, как Урга и Цицигар. В 1721 Лоренц Ланге подсчитал, что торговля только Ургой была в четыре раза больше, чем государственные караваны. Первый государственный караван покинул Москву в 1697 году и вернулся через два года. Четвертый под командованием Ивана Саватеева покинул Москву в 1702 году, воспользовавшись обычным Нерчинским маршрутом, но вернулся через Ургу и Селенгинск, что заняло всего 70 дней. В нем было письмо от Лифаньюаня, в котором говорилось, что этот маршрут стал стандартным, поскольку Монголия теперь находилась под контролем маньчжур и местные отношения могли регулироваться ханом Тушету в Урге. Пятый караван был при Петре Худякове в 1705–09 годах. Первая ойратско-маньчжурская война вытеснила Джунгарское ханство из Монголии и сделала пограничный контроль более важным. Путешествие Тулишена в 1712-15 гг. Дало маньчжурам больше знаний о западных регионах. С 1717 года маньчжуры начали оказывать давление на русских, чтобы они установили монгольскую границу. В 1717–2020 гг. Измайлов отправился в Пекин для заключения торгового договора, но это не удалось из-за пограничной проблемы. Караван под одним «Ифином» был остановлен у Великой стены, а другой под управлением Федора Истопникова был задержан в 1718 году. В 1722 году маньчжуры заблокировали торговлю, пока не был решен пограничный вопрос. Это привело к Кяхтинскому договору.
В Кяхтинском договоре (1727 г.) указано, что вся официальная торговля между двумя империями будет проходить через пункты около Кяхты и Цурукаиту на маньчжурской границе. Цурукаиту так и не стал важным, потому что маршрут Кяхты был намного лучше, чем долгое путешествие на восток от озера Байкал. До заключения договора русские в этом районе были сосредоточены в Селенгинске, а маньчжуры действовали через хана Тушету в Урге. Кяхта была приблизительной точкой, где был заключен договор, и точкой, где началось делимитация границы. Русские быстро построили пост Кяхта на границе, а маньчжуры построили форт Маймайчэн в нескольких сотнях футов к югу со своей стороны. Официальные лица с обеих сторон занимались дипломатическим обменом между двумя империями, торговыми спорами и обычными полицейскими вопросами, которых можно было ожидать на длинной границе, населенной кочевниками, которых мало заботили правила, навязанные далекими империями. Главного маньчжурского чиновника звали Дзаргучей, а Маймайченгом руководил Лифаньюань, который занимался западными лугами. Русские были в основном заинтересованы в торговле, а китайцы в основном хотели контролировать границу и предотвратить вмешательство России в их экспансию на запад в направлении Джунгарского ханства. Иногда маньчжуры препятствовали торговле, чтобы оказать давление на русских. Самым продолжительным было вмешательство в дела бурятского разбойника, которого русские не сумели казнить, в 1785–1792 годах.
Торговый путь следовал обычным маршрутом в Иркутск на лодке через озеро Байкал и на юг, преодолевая реку Селенга мимо Селингинска. Около устья реки Чикой в месте под названием Стрелка или Петропавловск товары погрузили на телеги и увезли на юг в Кяхту, где собирались караваны или обменивались товарами. Зимой в Кяхте производился большой бартер, и когда реки таяли, китайские товары отправлялись на запад. С 1760-х гг. сухопутный путь из Екатеринбурга стал заменять сибирские реки. Когда земля промерзнет, это может занять 70 или 80 дней. Позже в этом веке меха из Русской Америки отправлялись через Охотск и Якутск в Кяхту.
На юг маршрут шел на юг до Урги, на юго-восток до Калгана на Великой стене и затем в Пекин. Переход через Гоби занял не менее 30-40 дней. Второй государственный караван последовал за рекой Керулен на восток, но этого не повторилось. Путь туда и обратно по маршруту может занять от одного до трех лет.
В договоре говорилось, что караваны будут разделены на три года. Между 1727 и 1760 годами из Кяхты шло шесть государственных караванов. В Пекине лидеры караванов занимались дипломатией, русская церковь в Пекине и несколько русских студентов, которые были там, чтобы изучать маньчжурский и китайский языки. Вождь часто имел аудиенцию у императора.
Там из-за джунгарских войн больше не было караванов. В 1762 году Екатерина заменила казенные караваны свободной торговлей. Русские товары продавались или обменивались в Кяхте.
Были случаи незаконной и неформальной торговли, но у нас нет цифр. Было много правил, запрещающих экспорт одних товаров и делающих другие государственной монополией. Правила часто менялись. Торговля в основном велась по бартеру, и обе стороны иногда пытались воспрепятствовать вывозу монет.
Денежная стоимость Денежная стоимость товаров должна была быть оценена, методы бухгалтерского учета были несовершенными, и имел место некоторый подкуп. После периода государственных караванов стоимость вывезенных товаров составляла примерно: 1755 год: 600000 рублей, 1768 год: 1000000, 1780 год: 2700000, 1800 год: 4.200000, 1805 год: 5700000 рублей. Налоговые поступления составили около 20% экспорта. Кяхтинская торговля составляла около 7% внешней торговли России. Другой писатель говорит, что годовой товарооборот в 1824-1830 годах составлял от 5,5 до 7,8 миллиона рублей, а к середине века достиг 16 миллионов рублей, но неясно, экспорт это, импорт или и то, и другое.
Экспорт Меха составляли 70-85% в стоимостном выражении, и этот процент имел тенденцию к снижению, особенно по мере роста товаров европейского производства. Белка была самой крупной по количеству, около 2-4 миллионов шкурок ежегодно. За мехом последовали кожа и шкуры, русские, а затем и зарубежные ткани, а затем и другие товары. В период 1800–1805 годов около двух третей экспорта Кяхты были нерусского происхождения. Проценты до 1800 непонятны.
Импорт Около 50-60% составлял хлопок (неясно, откуда он взялся). Шелк, как сырой, так и обработанный, составлял около трети. Импорт чая вначале был небольшим, но в 1792 году он составлял 22% в стоимостном выражении и 40% через десять лет. Затем последовали табак и промышленные товары. Неизвестную часть северной торговли вели «бухарцы», как русские называли среднеазиатских торговцев.
Южнее Кяхты торговый путь имел три участка.
В целом торговлей чаем в Монголии управляли семь компаний, крупнейшей из которых была Da Sheng Kui, которая базировалась в Хух-Хото после 1724 г. Они торговали другими товарами и взаимодействовали с многочисленными ламариями, которые также были политическими и экономическими центрами.
Перевозили верблюдами
Грузы через реку