Константин Константинович Хренов | |
---|---|
Родился | Константин Константинович Хренов. (1894-02-13) 13 Февраль 1894. Боровск, Российская Империя |
Умер | 12 октября 1984 (1984-10-12) (90 лет). Киев, Советский Союз |
Образование | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет |
Профессия | Инженер, профессор |
Известен | Изобретатель подводной сварки |
Награды | Орден Ленина. Орден Октябрьской революции. Государственная Сталинская премия. Государственная премия СССР |
Константин Константинович Хренов (Русский : Константин Константинович Хренов; 13 февраля 1894 г. - 12 октября 1984 г.) был советским инженером и изобретателем, который в 1932 году внедрил подводную сварку и резку металлов. За этот метод, широко использовавшийся советским флотом во время Второй мировой войны, Хренов был удостоен Государственной Сталинской премии в 1946 году.
Хренов родился в 1894 году в Боровске, город в Калужской области, Россия, расположенный к югу от его границы с Московской областью. В 1918 году окончил кафедру электрохимии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЭТУ). После окончания учебы он продолжил исследования в ЭТУ и работал там преподавателем с 1921 по 1925 год. Затем он переехал в Москву и с 1928 по 1947 год преподавал в Московском электромеханическом институте (железнодорожный транспорт); в 1933 году он стал там профессором. Параллельно с этим с 1931 по 1947 год Хренов преподавал в МГТУ им. Баумана - одном из старейших и крупнейших российских технических университетов.
В 1940-х годах Хренов переехал на Украину, где он занял должности профессора в следующих учреждениях:
Хренов всю свою карьеру посвятил разработка сварочной техники и оборудования. Изобрел методы электросварки и резки металлов под водой, сконструировал источники питания для дуговой и точечной сварки, керамические флюсы, электродные покрытия, методы сварки холодным давлением, диффузионную сварку, плазменную резку и многое другое. Его прорывным достижением стала разработка электродов для подводной сварки в 1932 году. Их успешные испытания на Черном море в том же году стали первой практической реализацией подводной сварки. В этом методе пузырьки газа, образовавшиеся в результате реакций сварки, создавали стабильный поток, который защищал дугу от воды. Подводная сварка быстро нашла практическое применение и уже в 1936–1938 годах использовалась при подъеме затонувшего в Черном море корабля «Борис», а также при ремонте мостов и других судов, особенно во время Второй мировой войны.
За свои новаторские работы в области подводной сварки Хренов был удостоен Государственной Сталинской премии в 1946 году. Он был избран членом Национальной академии наук Украины и Российской академии наук в 1945 и 1953 годах соответственно. Позже его прижизненные заслуги были отмечены Премией Совета Министров СССР (1982) и Государственной премией СССР (1986, посмертно). Среди других его наград - Орден Ленина, Орден Октябрьской Революции и несколько других меньших орденов.