Kansei engineering (японский : 感性 工 学 kansei kougaku, эмоциональная или эмоциональная инженерия) разработка или улучшение продуктов и услуг путем перевода психологических ощущений и потребностей клиента в область дизайна продукта (т. е. параметров). Он был основан Почетным профессором Хиросимского университета (также бывший декан и генеральный директор). Kansei Engineering параметрически связывает эмоциональные реакции клиента (т.е. физические и психологические) со свойствами и характеристиками продукта или услуги. Следовательно, продукты могут быть разработаны так, чтобы вызывать желаемое ощущение.
Теперь он был принят в качестве одной из тем для профессионального развития Королевским статистическим обществом.
Дизайн продукта на сегодняшних рынках становится все более сложным, поскольку продукты содержат больше функций и должны отвечать растущим требованиям, таким как удобство использования, технологичность и экологичность. При сокращении жизненного цикла продукта затраты на разработку могут возрасти. Поскольку ошибки в оценке рыночных тенденций могут быть очень дорогими, компании проводят сравнительные исследования, сравнивая их с конкурентами на стратегическом уровне, уровне процессов, маркетинга и продукции. Однако для достижения успеха в определенном сегменте рынка необходимы не только знания о конкурентах и характеристиках конкурирующих продуктов, но и о впечатлениях, которые продукт оставляет покупателю. Последнее требование становится гораздо более важным по мере того, как продукты и компании становятся зрелыми. Клиенты покупают продукты на основе субъективных критериев, таких как имидж бренда, репутация, дизайн, впечатление и т. Д. Большое количество производителей начали учитывать такие субъективные свойства и разрабатывать свои продукты таким образом, чтобы они отражали имидж компании.. Поэтому необходим надежный инструмент: инструмент, который может спрогнозировать получение продукта на рынке до того, как затраты на разработку станут слишком большими.
Этот спрос послужил поводом для исследования, связанного с преобразованием субъективных, скрытых потребностей клиента в конкретные продукты. Исследования проводятся в основном в Азии, включая Японию и Корею. В Европе сеть была создана в рамках 6-й структуры ЕС. Эта сеть называет новое направление исследований «эмоциональным дизайном » или «аффективной инженерией».
В настоящее время люди хотят использовать продукты, которые функциональны на физическом уровне, пригодны для использования на психологическом уровне и привлекательны на субъективном, эмоциональном уровне. Аффективная инженерия - это изучение взаимодействия между покупателем и продуктом на этом третьем уровне. Он фокусируется на взаимосвязи между физическими характеристиками продукта и его аффективным влиянием на пользователя. Благодаря этой области исследований можно получить знания о том, как создавать более привлекательные продукты и удовлетворять потребности клиентов.
Методы аффективной инженерии (или инженерии Кансэй) - одна из основных областей эргономики (инженерия человеческого фактора). Изучение интеграции аффективных ценностей в артефакты вовсе не ново. Уже в 18 веке философы, такие как Баумгартен и Кант, основали область эстетики. Помимо чисто практических ценностей, артефакты всегда имели эмоциональную составляющую. Один из примеров - украшения, найденные при раскопках каменного века. Период Возрождения также является хорошим примером.
В середине 20 века идея эстетики была развернута в научном контексте. Чарльз Э. Осгуд разработал свой метод семантического дифференциала, с помощью которого он количественно оценил восприятие людьми артефактов. Несколько лет спустя, в 1960 году, профессора Сигэру Мидзуно и Ёдзи Акао разработали инженерный подход, чтобы связать потребности людей со свойствами продукта. Этот метод получил название развертывание функции качества (QFD). Другой метод, модель Кано, был разработан в области качества в начале 1980-х профессором Нориаки Кано из Токийского университета. Модель Кано используется для установления важности отдельных характеристик продукта для удовлетворения потребностей клиента и, следовательно, создает оптимальные требования для деятельности по разработке продукта, ориентированной на процесс. Чистый маркетинговый метод - это совместный анализ. Конджойнт-анализ оценивает относительную важность атрибутов продукта, анализируя общее мнение потребителя о продукте или услуге. Более художественный метод называется семантическим описанием сред. В основном это инструмент для изучения того, как отдельный человек или группа людей воспринимают определенную (архитектурную) среду.
Хотя все эти методы связаны с субъективным воздействием, ни один из них не может в достаточной степени преобразовать это воздействие в параметры проекта. Однако это может быть выполнено с помощью инженеров Кансей. Kansei engineering (KE) использовался как инструмент эмоциональной инженерии. Он был разработан в начале 70-х годов в Японии и сейчас широко распространен среди японских компаний. В середине 90-х этот метод распространился на Соединенные Штаты, но культурные различия могли помешать этому методу полностью раскрыть свой потенциал.
Как упоминалось выше, Кансей-инжиниринг можно рассматривать как методологию в области исследования «эмоциональной инженерии». Некоторые исследователи определили содержание методологии. Shimizu et al. заявляют, что «Kansei Engineering используется в качестве инструмента для разработки продукта, и основные принципы, лежащие в его основе, следующие: идентификация свойств продукта и взаимосвязь между этими свойствами и характеристиками конструкции».
По словам Нагасавы, одного из предшественников инженерии Кансей, в этом методе есть три основных момента:
В японских публикациях различные типы инженерии Кансей идентифицируются и применяются в различных контекстах. Шютте исследовал различные типы инженерии Кансей и разработал общую модель, охватывающую содержание инженерии Кансей.
Домен в этом контексте описывает общую идею, лежащую в основе сборки продуктов, то есть тип продукта в целом. Выбор домена включает определение предполагаемой целевой группы и типа пользователя, рыночной ниши и типа, а также рассматриваемой группы продуктов. Выбор и определение предметной области осуществляется на существующих продуктах, концепциях и дизайнерских решениях, которые пока неизвестны. Исходя из этого, формулируется описание предметной области, служащее основой для дальнейшей оценки. Этот процесс необходим и подробно описан Шютте в нескольких публикациях.
К выражению «Семантическое пространство» впервые обратились Осгуд и др. Он заявил, что каждый артефакт может быть описан в определенном векторном пространстве, определяемом семантическими выражениями (словами). Это делается путем сбора большого количества слов, описывающих предметную область. Подходящими источниками являются соответствующая литература, рекламные ролики, руководства, список спецификаций, эксперты и т. Д. Количество собранных слов варьируется в зависимости от продукта, обычно от 100 до 1000 слов. На втором этапе слова группируются с использованием ручного (например, диаграмма сходства, сравните: Bergman and Klefsjö, 1994) или математических методов (например, факторный и / или кластерный анализ, сравните: Ishihara et al., 1998). Наконец, из этого семантического пространства выбирается несколько представляющих слов. Эти слова называются «словами кансэй» или «словами инженерной мысли кансэй».
Следующим шагом является расширение пространства свойств продукта, которое аналогично семантическому пространству. Пространство свойств продукта собирает продукты, представляющие предметную область, идентифицирует ключевые особенности и выбирает свойства продукта для дальнейшей оценки. Сбор продуктов, представляющих предметную область, осуществляется из различных источников, таких как существующие продукты, предложения клиентов, возможные технические решения и концепции дизайна и т. Д. Ключевые особенности обнаруживаются с помощью списков спецификаций для рассматриваемых продуктов. Чтобы выбрать свойства для дальнейшей оценки, диаграмма Парето (сравните Bergman and Klefsjö, 1994) может помочь в выборе между важными и менее важными характеристиками. Синтез На этапе синтеза семантическое пространство и пространство свойств связываются друг с другом, как показано на рисунке 3. По сравнению с другими методами аффективной инженерии, инженерия Кансей - единственный метод, который может установить и количественно оценить связи между абстрактными ощущениями и техническими спецификациями.. Для каждого слова кансэй обнаружен ряд свойств продукта, влияющих на слово кансэй.
Исследования по построению этих связей были ключевой частью работы Нагамачи с инженерами Кансей в последние несколько лет. В настоящее время доступен ряд различных инструментов. Некоторые из наиболее распространенных инструментов:
После выполнения необходимых этапов остается последний этап проверки. Это делается для того, чтобы проверить надежность и реалистичность модели прогноза. Однако в случае отказа модели прогнозирования необходимо обновить Пространство свойств и Семантическое пространство и, следовательно, уточнить модель. Процесс доработки затруднен из-за недостатка методик. Это показывает необходимость интеграции новых инструментов. Существующие инструменты частично можно найти в ранее упомянутых методах синтеза.
Инжиниринг Кансей всегда был методологией, продвинутой в статическом и математическом отношении. Большинство типов требуют хороших экспертных знаний и разумного количества опыта для проведения достаточных исследований. Это также было основным препятствием для широкого применения техники Кансей. Чтобы облегчить применение, в последние годы были разработаны некоторые программные пакеты, большинство из них в Японии. Доступны два разных типа программных пакетов: пользовательские консоли и инструменты для сбора и анализа данных. Пользовательские консоли - это программы, которые рассчитывают и предлагают дизайн продукта на основе субъективных предпочтений пользователей (Kanseis). Однако такое программное обеспечение требует базы данных, которая количественно определяет связи между Kanseis и комбинацией атрибутов продукта. Для создания таких баз данных можно использовать инструменты сбора и анализа данных. В этой части документа демонстрируются некоторые инструменты. В компаниях и университетах используется гораздо больше инструментов, которые могут быть недоступны для общественности. Пользовательские консоли
Как описано выше, сбор и анализ данных Kansei часто сложны и связаны со статистическим анализом. В зависимости от того, какой метод синтеза используется, используется разное компьютерное программное обеспечение. Kansei Engineering Software (KESo) использует QT1 для линейного анализа. Концепция Kansei Engineering Software (KESo), Линчёпингский университет в Швеции. Программное обеспечение генерирует онлайн-анкеты для сбора исходных данных Kansei
Другой программный пакет (Kn6) был разработан в Политехническом университете Валенсии в Испании.
Оба пакета программного обеспечения улучшают сбор и оценку данных Кансей. Таким образом, даже пользователи, не обладающие специальными знаниями в области расширенной статистики, могут использовать Kansei Engineering.