Чувствительность

редактировать
Титульный лист первого издания «Очерка о человеческом понимании» Джона Локка, 1689 г. Эмма Гамильтон в роли Чувствительности. Точечная гравюра, 1789 год, по картине Джорджа Ромни.

Чувствительность относится к острому восприятию чего-либо или реакции на что-то, например, эмоции другого человека.. Эта концепция возникла в Британии восемнадцатого века и была тесно связана с исследованиями чувственного восприятия как средства сбора знаний. Он также стал ассоциироваться с сентиментальной моральной философией.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 В литературе
  • 3 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Происхождение

Одним из первых таких текстов может быть «Очерк о человеческом понимании» Джона Локка (1690), где он говорит: «Я считаю, что идеи в понимании совпадают с ощущением; которое является таким впечатлением или движением, произведенным в какой-то части тела, что заставляет его обратить внимание на понимание». Джордж Чейн и другие авторы-медики писали о «Английской болезни», также называемой «истерией » у женщин или «ипохондрией у мужчин, заболевании, симптомы которого очень похожи на современный диагноз клиническая депрессия. Чейн считал, что эта болезнь - результат перенапряжения нервов. В то же время теоретики утверждали, что люди с сверхчувствительными нервами будут иметь более острые чувства и, таким образом, лучше осознавать красоту и нравственную истину. Таким образом, хотя это считалось физической и / или эмоциональной хрупкостью, чувствительность также широко воспринималась как добродетель.

В литературе

Возникнув в философских и научных трудах, чувственность стала англоязычным литературным движением, особенно в новом тогдашнем жанре романа. В таких произведениях, называемых сентиментальными романами, были изображены люди, склонные к чувствительности, часто плачущие, падающие в обморок, слабые или испытывающие судороги в ответ на эмоционально волнующий опыт. Если бы кто-то был особенно рассудительным, он мог бы так реагировать на сцены или объекты, которые другим кажутся незначительными. Эта реактивность считалась показателем способности разумного человека воспринимать что-то интеллектуально или эмоционально волнующее в окружающем мире. Однако популярный сентиментальный жанр вскоре встретил сильную негативную реакцию, поскольку читатели и писатели, выступающие против чувствительности, утверждали, что такое экстремальное поведение было всего лишь театрализованным представлением, а такой акцент на собственных чувствах и реакциях - признаком нарциссизма. Сэмюэл Джонсон в своем портрете мисс Джентл сформулировал эту критику:

Она ежедневно проявляет свою доброжелательность, сожалея о каждом несчастье, которое случается с каждой семьей в пределах ее круга внимания; она ежечасно боится, чтобы один не простудился под дождем, а другой не испугался сильного ветра. Свою милосердие она демонстрирует, сетуя на то, что так много бедных негодяев томятся на улицах, и задаваясь вопросом, что думают великие о том, что они делают так мало добра с такими большими поместьями.

Критика

Возражения против чувствительности. появились на других фронтах. Во-первых, некоторые консервативные мыслители верили в априорные концепции, то есть знания, которые существуют независимо от опыта, такие как врожденные знания, которые, как считается, передаются Богом. Теоретики априори не доверяли чувствительности из-за ее чрезмерной зависимости от опыта для получения знаний. Кроме того, в последние десятилетия восемнадцатого века мыслители, выступающие против чувствительности, часто связывали эмоциональную изменчивость чувствительности с неистовым насилием Французской революции, и в ответ на опасения революции, грядущей в Британию, разумные фигуры были закодированы как антипатриотические. или даже политически подрывной. Роман Марии Эджворт 1806 года Леонора, например, изображает «разумную» Оливию как злодейку, которая изобретает свои страсти или, по крайней мере, подчиняет их своим эгоистичным желаниям; текст также указывает на то, что Оливия жила во Франции и, таким образом, приняла «французские» манеры. Роман Джейн Остин 1811 года Чувство и чувствительность представляет собой более знакомый пример этой реакции на чрезмерные чувства, особенно те, которые связаны с женщинами-читательницами, и многие критики рассматривали роман как критика «культа» сентиментализма, преобладавшего в конце восемнадцатого века.

эксцентричная природа многих сентиментальных героев, таких как Харли в романе Генри Маккензи 1771 года «Человек чувств», часто критиковался современными критиками как прославляющий слабого, женоподобного персонажа, что в конечном итоге способствовало дискредитации ранее популярных сентиментальных романов (и, в меньшей степени, всех романов) как немужских произведений. Эта озабоченность совпала с заметным ростом производства романов женщинами-писательницами того периода, независимо от того, предпочитали ли они писать в сентиментальной манере или нет, и сыграла значительную роль в более широких дебатах о гендере, жанре, литературной ценности и националистической политической жизни. цели в последнее десятилетие восемнадцатого века и первые десятилетия девятнадцатого, когда «Национальная сказка» возникла в результате Французской революции и продолжающегося конфликта Англии - и весьма чреватого союза - с Ирландией.

См. Также

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: чувствительностью

Ссылки

Дополнительная литература

  • Баркер-Бенфилд, ГДж Культура чувствительности: секс и общество в Британии восемнадцатого века. Чикаго: University of Chicago Press, 1992.
  • Бриссенден, Р. Ф. Добродетель в беде: исследования в романе о чувствах от Ричардсона до Сада. Нью-Йорк: Barnes and Noble, 1974.
  • Crane, R.S. «Предложения относительно генеалогии« человека чувств ».» ELH 1.3 (1934): 205–230.
  • Эллис, Маркман. Политика чувствительности: раса, пол и коммерция в сентиментальном романе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Эллисон, Джули. Слезы Катона и создание англо-американских эмоций. Чикаго: University of Chicago Press, 1999.
  • Горинг, Пол. Риторика чувствительности в культуре восемнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
  • Джонс, Крис. Радикальная чувствительность: литература и идеи в 1790-х годах. Лондон: Рутледж, 1993.
  • МакГанн, Джером. Поэтика чувственности: революция в литературном стиле. Oxford: Clarendon Press, 1996.
  • Муллан, Джон. Чувство и общительность: язык чувств в восемнадцатом веке. Oxford: Clarendon Press, 1988.
  • Нэгл, Кристофер. Сексуальность и культура чувствительности в британскую романтическую эпоху. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2007.
  • Пинч, Адела. Странные приступы страсти: эпистемологии эмоций, от Юма до Остина. Стэнфорд: Stanford University Press, 1996.
  • Руссо, Г.С. «Нервы, духи и волокна: к определению истоков чувствительности». Исследования в восемнадцатом веке 3: доклады, представленные на третьем мемориальном семинаре Дэвида Николая Смита, Канберра, 1973 г. Под ред. Р.Ф. Бриссенден и Дж. К. Ид. Торонто: University of Toronto Press, 1976.
  • Томпкинс, Джейн. Сенсационные проекты: культурная работа американской художественной литературы 1790-1860 гг. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1986.
  • Ван Сант, Энн Джесси. Восприимчивость восемнадцатого века и роман: чувства в социальном контексте. Кембридж: Cambridge University Press, 1993.

Внешние ссылки

  • «Чувствительность», обсуждение на BBC Radio 4 с Клэр Томалин, Джоном Мулланом и Гермионой Ли (In Our Time, 3 января 2002 г.)
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:23:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте