Хосе Антонио Бурсиага | |
---|---|
Родившийся | 1940 Эль-Пасо, Техас |
Умер | ( 1996-10-07)7 октября 1996 г. |
Занятие |
|
Национальность | нас |
Альма-матер | Техасский университет Эль-Пасо |
Супруг | Сесилия Пресиадо |
Хосе Антонио «Тони» Burciaga (1940 - 7 октября 1996) был американский чиканос художник, поэт и писатель, который исследовал вопросы чиканос идентичности и американского общества.
В 1960 году Бурсиага присоединился к ВВС США. Проведя год в Исландии, где он много писал в рамках своей работы, его отправили в Сарагосу, Испания, на три года. Там он обнаружил творчество испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. После прохождения военной службы он получил степень бакалавра изящных искусств в Техасском университете в Эль-Пасо в 1968 году и начал работать иллюстратором и графиком, сначала в Минерал Уэллс, штат Техас (опыт, который он позже записал в «Hispanic Link» колонка под названием «Минеральные колодцы - близкие и отдаленные воспоминания»), а затем в Вашингтоне, округ Колумбия, где он начал свое участие в движении чикано и где он познакомился с Сесилией Пресиадо, на которой женился в 1972 году.
После переезда в Калифорнию в 1974 году, чтобы Сесилия могла работать в Стэнфордском университете, Бурсиага начал писать обзоры и колонки для местных журналов и газет. В 1985 году он стал внештатным сотрудником синдицированной колонки "Hispanic Link" и Тихоокеанской службы новостей.
5 мая 1984 года вместе с Маргой Гомес, Моникой Паласиос, Ричардом Монтойей, Риком Салинасом и Гербертом Сигуэнса он помог основать труппу латиноамериканской комедии « Столкновение культур» в Галерии-де-ла-Раза в районе Миссионер Сан-Франциско. Тони продолжал выступать с группой до 1988 года.
Тони и Сесилия Бурсиага жили недалеко от Стэнфордского университета, где Сесилия занимала различные должности, включая заместителя декана аспирантуры, помощника проректора по вопросам факультета и помощника президента в качестве директора Управления по делам чикано. На своем посту она стала очень активной в поддержке и формировании сообщества чикано в Стэнфорде, включая создание El Centro Chicano, студенческого центра чикано / латиноамериканцев. Тони Бурсиага продолжал писать и рисовать.
В 1985 году Тони и Сесилия стали стипендиатами в Casa Zapata, уникальном общежитии в стиле чикано, где примерно половина жителей были студентами бакалавриата чикано. Тони, Сесилия и двое их детей жили в маленькой квартирке, примыкающей к общежитию. В общежитии проводились различные образовательные мероприятия и собрания на тему чикано и латиноамериканцев, а также общежитие было хорошо известно своей историей настенного искусства. В Casa Zapata Бурсиага внес свой вклад в эту традицию и вместе со студентами нарисовал несколько фресок. Его самая известная фреска - признанная критиками «Тайная вечеря героев чикано» в обеденном зале Casa Zapata. Студенты общежития заполнили анкету о том, кто их герои, затем Бурсиага разместил эти фигурки, сидящие за столом, в традиционном образе « Тайной вечери ». На этом изображении были такие люди, как Сор Хуана Инес де ла Крус, Игнасио Сарагоса, Сезар Чавес, Че Гевара, Мартин Лютер Кинг-младший и другие. Это часть большой фрески под названием «История кукурузы». Оба Burciagas были стипендиатами до 1994 года.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов Бурсиага как писатель добился все большего успеха, выпустив несколько книг. Weedee Peepo (1988), Drink Cultura (1993) и Spilling the Beans (1995) - все это сборники эссе, исследующих социальные проблемы с двуязычным сочетанием остроумия и мудрости. Его сборник стихов « Недокументированная любовь» в 1992 году получил американскую книжную премию.
В своих трудах он регулярно выступал на различных общественных мероприятиях по социальной справедливости в районе залива Сан-Франциско, включая Восточный Пало-Альто, Редвуд-Сити и Сан-Хосе. Бурсиага активно участвовал в поддержке действий за социальную справедливость, включая противодействие антииммиграционным движениям, таким как Калифорнийское предложение 187, и другим политикам только на английском языке.
В 1995 году, находясь в стадии ремиссии от рака, Бурсиага получил премию латиноамериканского наследия в области литературы.
Бурсиага умер 7 октября 1996 года. В то время он работал над своим первым романом о группе друзей, выросших в Эль-Пасо, штат Техас. В 1997 году посмертно была опубликована книга « В нескольких словах / En Pocas Palabras: сборник латиноамериканского народного ума и мудрости ».
Успех Бурсиага как художника-монументалиста, поэта, журналиста и юмориста заключался в его универсальности и виртуозности в обращении с языком. Он писал на испанском и английском языках и сочетал эти два языка, чтобы выразить социальную критику и свое глубокое чувство отчуждения. Франсиско Ломели и Доналдо Уриосте в своем обзоре (De Colores, 1977) на «Беспокойные змеи» (1976) сказали, что его поэзия «основана на остром чувстве иронии с целью критики установленных или игнорируемых истин... Его критика. подход становится эффективным, потому что его атаки избегают демагогических или абстрактных заявлений ".
Привлекательность Бурсиага как писателя заключалась в его чувстве юмора, которое он использовал, чтобы высмеивать жесткость системы, все еще придерживающейся традиций расизма и дискриминации. За некоторыми исключениями, его темы в высшей степени политические и социальные, перекликающиеся с ранними воинствующими голосами поэтов, таких как Рикардо Санчес, Абелардо Барриентос Дельгадо и Раймундо «Тигре» Перес, хотя Бурсиага избегал резкого гнева Санчеса и провокационной языковой свободы.