Японский палеолитический обман (旧石器 捏造 事件, Kyū Sekki Netsuzō Jiken) состоял из нескольких находки нижнего и среднего палеолита в Японии, обнаруженные археологом-любителем Шиничи Фуджимура, которые, как позже выяснилось, были подделаны. Этот инцидент стал одним из самых громких скандалов в археологических кругах Японии после того, как 5 ноября 2000 г. эта история была опубликована в Майнити Симбун.
Для находок периода Дзёмон или более поздние постройки изначально создавались путем выкапывания под существующей на тот момент поверхности, что вызывало изменения в составе почвы, что значительно упрощало отличия подделок от настоящих находок. Палеолитическая мистификация высветила некоторые недостатки японских археологических исследований палеолитических памятников, такие как чрезмерное доверие к датировке слоев вулканического пепла при игнорировании других слоев почвы.
Фудзимура начал фальсифицировать открытия, когда работал археологом-любителем в 1970-х, когда он сблизился с различными группами исследователей палеолита в префектуре Мияги. Он быстро обнаружил многочисленные артефакты и реликвии, все из эпохи японского палеолита. Некоторые исследователи поначалу скептически относились к находкам Фудзимуры, поскольку мало кто ожидал, что каменные орудия такого возраста будут найдены в Японии. Однако успех Фудзимуры в обнаружении артефактов вскоре заставил его критиков замолчать, и его репутация ведущего археолога-любителя прочно утвердилась к началу 1980-х годов. Он считался незаменимым членом любой археологической группы, причем некоторые заходили так далеко, что называли его «божественной рукой».
Замечательные успехи Фуджимуры привели к огромному косвенному участию со стороны поддерживающих организаций. Некоторые из его археологических раскопок, в частности Зазараги, были определены правительством Японии как национальные исторические памятники, а Агентство по делам культуры спонсировало специальные выставки. Местные органы власти в регионе Тохоку, где располагались многие достопримечательности, использовали «открытия» Фудзимуры в качестве основы для создания специализированных продуктов и туристических достопримечательностей с целью увеличения местной экономики.
Небольшое количество профессиональных археологов ставят под сомнение находки Фудзимуры, но это не получило широкого распространения, что позволило Фудзимуре продолжить свои мошенничества. В 1986 году была опубликована критическая статья, в которой, среди прочего, отмечалось, что «даты TL из Зазараги являются дополнительными индикаторами того, что что-то не так с геологическим контекстом артефактов, по крайней мере, на этом участке. Даты для слоев 4, 6c и 8 совершенно не в порядке ". В 1990 году Мичио Окамура опубликовал книгу о палеолите, в которой развенчивалась предполагаемая культура раннего палеолита. Еще три статьи были опубликованы в 1998 и 2000 годах. Суть аргумента в 2000 году заключалась в том, что проблемные палеолитические находки были «странными» по сравнению с другими находками нижнего и среднего палеолита.
Истина, лежащая в основе археологического мошенничества Фудзимуры, была раскрыта газетой Майнити Синбун в утреннем выпуске статьи от 5 ноября 2000 года. Фуджимура работал заместителем директора частного исследовательского центра. Услышав слух о мошенничестве, журналисты газеты Mainichi установили скрытые камеры на месте раскопок, над которым работал Фуджимура, и поймали его за закладкой артефактов. Позднее с помощью видео газета столкнулась с Фуджимурой, и он был вынужден признаться в своем мошенничестве.
Разоблачение Майнити Синбун касалось только участка рядом с Цукидатэ, префектура Мияги, и участка Сосин Фудодзака на Хоккайдо, но новости о мистификации вызвали переоценку всех сайтов, в которых Фуджимура участвовал Было обнаружено, что большая часть артефактов Фудзимуры была собрана с других участков эпохи Дзёмон в регионе Тохоку и посажена там, где он работал. Были найдены свидетельства царапин и повреждений от предыдущих раскопок на многих палеолитических артефактах, с которыми был связан Фуджимура. Исследования показали, что обман дошел до того, что одни и те же предметы были «обнаружены» более одного раза, а поддельные палеолитические предметы были захоронены для более позднего «открытия».
Позже выяснилось, что мистификация Фудзимуры вышла за рамки палеолита и включила также артефакты периода Дзёмон.
В зарубежных СМИ широко сообщалось, что разоблачение двуличности Фудзимуры потрясло японские исследования нижнего и среднего палеолита до глубины души, поскольку большая часть их была построена на фундаменте Фудзимуры. заложил. Также сообщалось, что до открытия мистификации период палеолита в Японии, как полагали, начался раньше, чем где-либо еще в Азии, примерно в 700 000 г. до н.э.
Очевидно, что некоторые артефакты, найденные Фуджимурой, относятся к категории довольно неестественны и не имеют археологического смысла, например, эксгумированные из слоев пирокластического потока, но, тем не менее, большинство археологических групп, а также местные и правительственные организации, получившие существенную пользу от его находки, проигнорировали эти несоответствия. Были также «находки», в которые было довольно трудно поверить, например, каменные орудия, поперечные сечения которых совпадали с таковыми у предметов, найденных на стоянках за десятки километров. Была резкая критика в отношении того, что такие дефектные предметы не должны были так долго приниматься вслепую.
Сразу после того, как обман был обнаружен, Японская археологическая ассоциация сформировала специальный комитет, который потратил два и один полгода на изучение инцидента, выпуск в мае 2003 года отчета, в котором делается вывод о том, что работа Фудзимуры действительно является продуктом розыгрыша, и признается, что, за редким исключением, большинству не удается указать на несоответствия находок Фуджимуры.
В серии статей японского журнала Shūkan Bunshun, опубликованных 25 января, 1 февраля и 15 марта 2001 г., журнал утверждал, что каменные орудия, обнаруженные в пещере Хиджиридаки (聖嶽 洞窟 遺跡) в префектуре Оита также были подделками и указали, что Мицуо Кагава, профессор Университета Беппу, был причастен к «второй божественной руке» в этом обмане. Кагава покончил жизнь самоубийством и оставил предсмертную записку, в которой признал свою невиновность.
В том же году его семья подала иск о клевете против Шукана Буншуна. Окружной суд Оита и Высокий суд Фукуока постановили обязать журнал возместить ущерб и принести извинения семье Кагавы. Журнал подал апелляцию в Верховный суд Японии, хотя апелляция была отклонена в сентябре 2004 г. Заявление с извинениями было опубликовано в номере от 2 сентября 2004 г.