АИ-24 | |
---|---|
АИ-24 на выставке Flugausstellung Hermeskeil | |
Тип | Турбовинтовой |
национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Ивченко / ЗМКБ Прогресс |
Первый забег | 1958 г. |
Основные приложения | Антонов Ан-24 Антонов Ан-26 Антонов Ан-30 |
АИ-24 Ивченко турбовинтовой двигатель самолета был разработан и создан в конце 1950-х годов по Ивченко конструкторского бюро и изготовлены затем на Мотор Сич. Он был разработан для установки на успешные серии самолетов Антонова Ан-24, Ан-26 и Ан-30.
В 1958 году на основе опыта, полученного при создании турбовинтового двигателя АИ-20, и с использованием передовых методов моделирования, был разработан турбовинтовой двигатель АИ-24 в уменьшенном исполнении мощностью 2550 л.с. (1900 кВт) (эквивалент).. Двигатель был специально разработан для пассажирского самолета Антонов Ан-24. В соответствии с советскими традициями, разработка велась отдельно от серийного производства, которое было начато в 1960 году. Турбовинтовой двигатель, как и многие другие разработки бюро, производились на заводе «Мотор Сич», также расположенном в Запорожье.
Были предприняты попытки создать и турбовальный вариант - например, в 1960 году было изготовлено одиннадцать опытных образцов турбовальных вариантов АИ-24В мощностью 2000 л.с. для первых двух опытных вертолетов V-8 (Ми-8). Однако позже, в связи с тем, что для Ми-8 был выбран двигатель ТВ2-117, работы по двигателю АИ-24В были прекращены.
АИ-24А выдавал 1900 кВт (2550 л.с.).
Улучшенная серия была представлена в 1966 году.
Каждая гондола двигателя включала систему пожаротушения, которая могла быть переведена в автоматический режим работы. Турбовинтовые двигатели АИ-24 обладали большим запасом газодинамической устойчивости на всех режимах мощности, высотах и скоростях полета. Наиболее примечательной особенностью двигателя была его эксплуатационная надежность. Основными достоинствами двигателя были простая конструкция, высокая надежность, длительный срок службы и простота обслуживания.
Более поздний АИ-24Т имел впрыск воды, обеспечивающий повышенную выходную мощность. Также было введено автоматическое ограничение перегрузок по мощности и температуры выхлопных газов, а также мониторинг вибрации, автоматическое отключение и флюгирование.
Первым самолетом с двумя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-24 стал Ан-24. Они управляли четырехлопастными реверсивными винтами постоянной скорости АВ-72Т. Первые серийные самолеты имели двигатели АИ-24, обеспечивающие взлетную мощность 1790 кВт (2400 л.с.) каждый, а более поздние серийные самолеты были оснащены более новыми двигателями АИ-24А.
Позже АИ-24 использовался на транспортных самолетах Ан-26 и Ан-30.
АИ-24А производился в большом количестве как в СССР, так и в Китае. Благодаря популярности и успеху серии Ан-24 турбовинтовой двигатель АИ-24 стал одним из самых известных и широко распространенных двигателей Советского Союза во всем мире. По данным ГП «Ивченко Прогресс», всего до окончания производства было изготовлено 2735 самолетов и 11750 единиц двигателей АИ-24 различных модификаций.
Данные авиационных двигателей мира 1970 г.