Информационное поведение - это область исследований в области информатики, цель которой - понять, как люди ищут и использовать информацию в различных контекстах. Он может включать поиск информации и поиск информации, но он также направлен на понимание того, почему люди ищут информацию и как они ее используют. Термин «информационное поведение» был введен Томасом Д. Уилсоном в 1981 году и вызвал споры после его введения. Этот термин сейчас принят, и модель информационного поведения Вильсона широко цитируется в литературе по информационному поведению. В 2000 году Уилсон определил информационное поведение как «совокупность человеческого поведения по отношению к источникам и каналам информации».
Различные теории информационного поведения стремятся понять процессы, которые окружают поиск информации. Анализ наиболее цитируемых публикаций по информационному поведению в начале 21 века показывает его теоретический характер. В исследованиях информационного поведения могут использоваться различные исследовательские методологии, основанные на более широких исследовательских парадигмах, таких как психология, социология и образование.
В 2003 году была введена основа для исследований по поиску информации, которая направлена на создание четких и структурированных описаний исследований. объекты и позиционируют поиск информации как концепцию информационного поведения.
Информационная потребность - это концепция, введенная Уилсоном. Понимание потребностей человека в информации включает три элемента:
поведение при поиске информации - это более конкретная концепция информационного поведения. Он специально ориентирован на поиск, поиск и извлечение информации. Исследование поведения при поиске информации может быть направлено на улучшение информационных систем или, если оно включает потребность в информации, может также сосредоточиться на том, почему пользователь ведет себя именно так.
Исследования пользователей и исследования использования
Представлено Эльфредой Чатман в 1987 г., информация бедность определяется пониманием того, что информация не одинаково доступна для всех людей. Информационная бедность описывает не недостаток информации, а скорее мировоззрение, при котором собственный опыт в их собственном маленьком мире может вызвать недоверие к информации, предоставляемой теми, кто находится за пределами их собственного жизненного опыта.
В LIS метатеория описывается как «набор допущений, которые ориентируют и направляют теоретические выводы о данном явлении». Библиотека и информатика исследователи приняли ряд различных метатеорий в своих исследованиях. Общую озабоченность исследователей LIS и широкую дискуссию в этой области вызывает широкий спектр теорий, которые используются при изучении информационного поведения, пользователей информации или использования информации. Это изменение было отмечено как причина для беспокойства, поскольку оно затрудняет сравнение или синтез отдельных исследований, если они не основываются на одной и той же теории. Это мнение было выражено в исследованиях литературы по информационному поведению с начала 1980-х годов, и в более поздних обзорах литературы было заявлено, что необходимо уточнить свои обзоры с учетом конкретных контекстов или ситуаций из-за огромного количества доступных исследований информационного поведения.
Ниже приведены описания некоторых, но не всех, метатеорий, которыми руководствовались исследования LIS.
Когнитивный подход к пониманию информационного поведения основан на психологии. Он предполагает, что мышление человека влияет на то, как он ищет, извлекает и использует информацию. Исследователи, которые подходят к информационному поведению, исходя из предположения, что на него влияет познание, стремятся понять, о чем человек думает, когда он участвует в информационном поведении, и как эти мысли влияют на его поведение.
Уилсоны пытаются понять поведение при поиске информации с помощью определение потребности в информации включает когнитивный подход. Уилсон предполагает, что информационное поведение зависит от когнитивных потребностей человека. Понимая потребность человека в когнитивной информации, мы можем понять его информационное поведение.
Найджел Форд применяет когнитивный подход к поиску информации, сосредотачиваясь на интеллектуальных процессах поиска информации. В 2004 году Форд предложил модель поиска информации с использованием когнитивного подхода, которая фокусируется на том, как улучшить системы поиска информации и служит для установления поиска информации и информационного поведения как концепций самих по себе, а не как синонимичных терминов .
Конструкционистский подход к информационному поведению уходит корнями в гуманитарные и социальные науки. Он основан на социальном конструктивизме, который предполагает, что на информационное поведение человека влияет его опыт в обществе. Чтобы понять информационное поведение, исследователи-конструкционисты должны сначала понять социальный дискурс, окружающий поведение. Самый популярный мыслитель, на которого ссылаются в конструкционистских исследованиях информационного поведения, - это Мишель Фуко, который классно отверг концепцию универсальной человеческой природы. Конструкционистский подход к исследованию информационного поведения создает пространство для контекстуализации поведения, основанного на социальном опыте человека.
Одно исследование, в котором к исследованию информационного поведения подходили с позиций социального конструкционизма, - это исследование информационного поведения вязальной группы публичной библиотеки. Авторы используют коллективистскую теорию для обоснования своего исследования, которое отрицает универсальность информационного поведения и фокусируется на «понимании способов, которыми дискурсивные сообщества коллективно конструируют информационные потребности, ищут, источники и использование».
Конструктивистский подход рождается из образования и социологии, в которых «люди рассматриваются как активно формирующие понимание своих миров, находящиеся под сильным влиянием социальных миров, в которых они действуют». Конструктивистские подходы к исследованию информационного поведения обычно рассматривают реальность индивида как созданную в его собственном сознании, а не как построенную обществом, в котором он живет.
Конструктивистская метатеория создает пространство для влияния общества и культуры с помощью социального конструктивизма, «который утверждает, что, в то время как разум конструирует реальность в своих отношениях с миром, этот ментальный процесс в значительной степени зависит от влияний, полученных от социальных условностей, истории и взаимодействия со значимыми другими».
Декартов дуализм разума и тела.... Хепворт, Марк, Филипп Грюневальд и Джефф Уолтон. 2014. «Исследования и практика: критическое размышление о подходах, лежащих в основе исследования информационного поведения людей». Journal of Documentation 70 (6): 1039-1053.
Общую озабоченность исследователей LIS и значительную дискуссию в этой области вызывает широкий спектр теорий, которые используются в исследованиях LIS. Это изменение было отмечено как причина для беспокойства, поскольку оно затрудняет сравнение отдельных исследований, если они не основываются на одной и той же теории. Исследователи LIS применили концепции и теории из многих дисциплин, включая социологию, психологию, коммуникацию, организационное поведение и информатику. Фишер, Карен и Хайди Жюльен, 2009. «Информационное поведение». Ежегодный обзор информационных наук и технологий, т. 43: 293-328). Медфорд, Нью-Джерси: Information Today, Inc.
Этот термин был введен Томасом Д. Уилсоном в его статье 1981 года на том основании, что Нынешний термин «информационные потребности» бесполезен, поскольку «потребность» нельзя непосредственно наблюдать, а то, как люди ведут себя при поиске информации, можно наблюдать и исследовать. Тем не менее, в области поиска информации растет объем работы, которая связывает поведение с основными потребностями. В 2000 году Уилсон описал информационное поведение как совокупность человеческого поведения по отношению к источникам и каналам информации, включая как активный, так и пассивный поиск информации и ее использование. Он описал поведение при поиске информации как целенаправленный поиск информации как следствие потребности в достижении некоторой цели. Поведение при поиске информации - это микроуровень поведения, используемого поисковиком при взаимодействии с информационными системами всех видов, будь то между искателем и системой или чистый метод создания и отслеживания результатов поиска.
Томас Уилсон предположил, что информационное поведение охватывает все аспекты информационного поведения человека, будь то активные или пассивные. Информационное поведение - это активный поиск информации для ответа на конкретный запрос. Поведение при поиске информации - это поведение, которое возникает в результате взаимодействия искателя с рассматриваемой системой. Поведение при использовании информации связано с тем, что поисковик усваивает искомые знания.
Эльфреда Чатман разработала теорию жизни в кругу, которую она определяет как мир допустимого приближения. Он признает реальность в ее самой рутинной форме, достаточно предсказуемой, так что, если не возникнет первоначальная проблема, нет смысла искать информацию. Чатман исследовал этот принцип в маленьком мире: мире, который навязывает своим участникам аналогичные заботы и понимание того, кто важен; какие идеи актуальны и кому доверять. Участники этого мира считаются инсайдерами. Чатман сосредоточила свое исследование на женщинах в тюрьме строгого режима. Она узнала, что со временем личные взгляды заключенных стали ассимилироваться с коллективным принятием жизни в кругу: маленький мир, воспринимаемый в соответствии с согласованными стандартами и общественной точкой зрения. Участники, живущие в раунде, не будут пересекать границы своего мира в поисках информации, если она не критична; существует коллективное ожидание, что информация актуальна; или жизнь, прожитая в раунде, больше не функционирует. Мир за пределами тюрьмы имеет второстепенное значение для заключенных, которые отсутствуют в этой реальности, которая меняется со временем.
Здесь сравниваются методы поиска в Интернете опытных искателей информации (навигаторов) и неопытные искатели информации (исследователи). Навигаторы повторно посещают домены; следят за последовательным поиском и имеют несколько отклонений или регрессов в своих поисковых моделях и взаимодействиях. Исследователи посещают множество доменов; отправляйте много вопросов, и их поисковые следы часто разветвляются.
Бренда Дервин разработала концепцию осмысления. Sensemaking рассматривает, как мы (пытаемся) разобраться в неопределенных ситуациях. Ее описание создания смысла состояло из определения того, как мы интерпретируем информацию, чтобы использовать ее для наших собственных решений, связанных с информацией.
Бренда Дервин описала осмысление как метод, с помощью которого люди осмысливают свои миры на их собственном языке.
ASK также был разработан Николасом Белкиным.
Аномальное состояние знаний - это состояние, при котором ищущий обнаруживает пробел в состоянии знаний. Это, его дальнейшая гипотеза, имеет большое значение для изучения того, почему люди начинают искать.
Модель Маккензи предполагает, что поиск информации в повседневной жизни людей происходит в рамках «континуума информационных практик... от активного поиска известного источника... до получения совета без просьбы». Эта модель преодолевает порог в исследованиях поиска информации - от исследования информационного поведения до исследования информационной практики. Исследование информационных практик создает пространство для понимания встреч с информацией, которая может не быть результатом поведения человека.
Двумерная модель Маккензи включает четыре режима информационных практик (активный поиск, активное сканирование, ненаправленный мониторинг, по доверенности) на двух этапах информационного процесса (соединение и взаимодействие).
Фаза -> Режим (ниже) | Соединение | Взаимодействие |
---|---|---|
Активный поиск | Активный поиск контакта с идентифицированным источником в определенной группе информации | Задание заранее запланированного вопроса; стратегии активного опроса, например составление списков |
Активное сканирование | Определение вероятного источника; просмотр вероятного информационного поля | Определение возможности задать вопрос; активное наблюдение или слушание |
Ненаправленное наблюдение | Случайные встречи в неожиданных местах | Наблюдение или подслушивание в неожиданных условиях, общение со знакомыми |
По доверенности | Бытие идентифицирован как ищущий информацию; обращение к источнику через привратник | Получение сообщения |
ISP был предложен и разработан Кэрол Култау и представляет собой более пристальное внимание о поведении при поиске информации. Схема Культау была основана на исследованиях старшеклассников, но со временем расширилась, включив в нее широкий круг людей, в том числе на рабочем месте. Он изучил роль эмоций, особенно неопределенности, в процессе поиска информации и пришел к выводу, что многие поиски прекращаются из-за чрезвычайно высокого уровня неопределенности. Интернет-провайдер - это 6-этапный процесс, каждый этап которого включает 4 аспекта:
Стадия | Задача | Мысли | Чувства | Действия | Стратегии |
---|---|---|---|---|---|
1 | Инициирование задачи | Обдумывание задания, понимание задачи, соотнесение предыдущего опыта и знаний, рассмотрение возможных тем | Понимание предстоящей работы, неопределенность | Разговор с другими, просмотр библиотеки | Мозговой штурм, обсуждение, рассмотрение возможностей, терпимость к неопределенности |
2 | Выбор темы | Взвешивание тем по таким критериям, как личный интерес, требования проекта, информация доступно, время доступно; прогнозирование результатов возможных выборов, выбор темы с потенциалом успеха | Замешательство, иногда беспокойство, кратковременное возбуждение (после выбора), ожидание задачи | Консультации с неформальными посредниками, использование коллекций ссылок, предварительный поиск | Обсуждение возможных тем, прогнозирование результатов выбора, получение общего обзора темы |
3 | Предварительное изучение темы | Получение информации об общей теме, поиск сосредоточения на общей найденной информации, определение возможных фокусов, неспособность чтобы выразить точную информацию, необходимую | Путаница, сомнения, иногда угроза, неуверенность | Поиск соответствующей информации, чтение для получения информации, заметки, библиографические ссылки | Чтение, чтобы узнать о тема, терпимость к несогласованности и несовместимости обнаруженной информации, намеренный поиск возможного фокуса, перечисление дескрипторов |
4 | Формирование фокуса | Прогнозирование результата возможных фокусов с использованием критериев задачи этапа 2, идентификация g идеи в информации для формирования фокуса, иногда характеризующиеся внезапным моментом озарения | Оптимизм, уверенность в способности выполнить задачу | Чтение заметок по темам | Проведение обзора заметки, перечисление возможных фокусов, выбор фокуса и отклонение других ИЛИ объединение нескольких тем для формирования одного фокуса |
5 | Сбор информации | Поиск информации для поддержки фокуса, определение и расширение фокуса с помощью информации, сбор соответствующей информации, организация информации в примечаниях | Осуществление большой работы, которую предстоит проделать, уверенность в способности выполнить задачу, повышенный интерес | Использование библиотеки для сбора соответствующей информации, запрос конкретных источников, ведение подробных заметок с библиографическими ссылками | Использование дескрипторов для поиска соответствующей информации, всесторонний поиск различных типов материалов, например справочников, периодических изданий, научной литературы и биографий, использование указателей, обращение за помощью к библиотекарю |
6 | Поиск cl osure | Определите потребность в любой дополнительной информации, учитывая ограничение по времени, уменьшение актуальности, увеличение избыточности, истощение ресурсов | Чувство облегчения, иногда удовлетворения, иногда разочарования | Повторная проверка информация для информации, которая изначально упускалась из виду, подтверждающая информация и библиографические ссылки | Возвращение в библиотеку для выполнения сводного поиска, ведение книг до завершения записи для повторной проверки информации |
Работа Кюльтау является конструктивистской и исследует информацию, ищущую за пределами пользователя когнитивный опыт в их эмоциональный опыт при поиске информации. Она обнаруживает, что процесс поиска информации начинается с чувства неуверенности, проходит через чувства тревоги, замешательства или сомнения и в конечном итоге завершает поиск информации с чувством облегчения, удовлетворения или разочарования. Рассмотрение аффекта искателя информации было воспроизведено совсем недавно в исследовании Килти и Лизера, которое фокусируется на физическом аффекте и эстетике, а не на эмоциональном аффекте.
Дэвид Эллис исследовал поведение исследователи в области физических и социальных наук, инженеры и ученые-исследователи с помощью полуструктурированных интервью с использованием подхода обоснованной теории с упором на описание деятельности, связанной с поиском информации, а не на описание процесс. Первоначальные исследования Эллиса привели к шести ключевым действиям в процессе поиска информации:
Более поздние исследования Эллиса (сосредоточенные на академических исследователях в других дисциплинах) привели к добавлению еще двух действий:
Чу, Детлор и Тернбулл разработали модель Эллиса, применив ее к поиску информации в сети. Чу определил ключевые действия, связанные с Эллисом в эпизодах онлайн-поиска, и связал их с четырьмя типами поиска (ненаправленный просмотр, условный просмотр, поиск информации и формальный поиск).
Разработано Авторы Стюарт Кард, Эд Х. Чи и Питер Пиролли, эта модель основана на антропологических теориях и сравнима с поиском пищи для еды. Ищущие информацию используют подсказки (или информационные запахи), такие как ссылки, резюме и изображения, чтобы оценить, насколько они близки к целевой информации. Запах должен быть очевидным, поскольку пользователи часто бесцельно просматривают страницы или ищут конкретную информацию. Сбор информации описывает то, почему люди ищут определенные способы, а не то, как они ищут.
Фостер и Уркхарт дают глубокое понимание своей модели нелинейного информационного поведения. Эта модель учитывает различные контексты и личности при исследовании информационного поведения. Сами авторы этой статьи осторожно относятся к этой новой модели, поскольку она все еще требует доработки .