Орел с головой индейца

редактировать
Золотая монета 10 долларов США
Орел с головой индейца (10 долларов США)
США
Стоимость10 долларов США. (1 орел)
Масса16,718 г
Диаметр26,92 мм
Толщина2,023 мм
EdgeПомечено;
  • 46 звезд (1907–1911)
  • 48 звезд (1912–1933)
Состав90% золота, 10 % меди
Золото0,48375 тройских унций
Годы чеканки1907–1933
Знаки монетного двораD, S. Находится для выпусков 1908-D "Без девиза", над листьями у орла на оборотной стороне; для всех предметов с надписью «IN GOD WE TRUST» слева от стрелки, на которой стоит орел Филадельфийский монетный двор на предметах отсутствует знак монетного двора.
Аверс
РисунокA бюст Свободы, повернутый влево, в головном уборе из индийских перьев; 13 звезд превосходят дизайн
ДизайнерАвгуст Сен-Годенс
Дата разработки1907
Дизайн прекращен1933
Реверс
ДизайнОрел, стоящий на связке стрел, окруженный оливковой ветвью. (точки до и после ДЕСЯТЬ ДОЛЛАРОВ и узкая рамка только на некоторых выпусках 1907 года)
ДизайнерАвгуст Сен-Годенс
Дата разработки1907
Дизайн прекращен1908
ДизайнС надписью «In God We Trust»
ДизайнерОгастес Сен-Годенс
Дата разработки1908
Дизайн снят с производства1933

Орел с головой индейца представлял собой золотую монету за 10 долларов или орла, чеканившегося Монетным двором США непрерывно с 1907 по 1916 год, а затем нерегулярно. до 1933 года. Аверс и реверс были разработаны скульптором Августом Сен-Годенсом, первоначально предназначенным для использования на других номиналах. Он страдал от рака и не дожил до выпуска монет.

Начиная с 1904 года, президент Теодор Рузвельт предложил новые, более художественные рисунки на монетах США, что побудило Монетный двор нанять Сен-Годена для их создания. Рузвельт и Сен-Годенс сначала рассматривали единый дизайн для четырех номиналов монет, отчеканенных из золота, но в 1907 году Рузвельт решил использовать модель для лицевой стороны орла, которую скульптор намеревался использовать для цента. Для реверса 10-долларовой монеты президент выбрал дизайн с изображением стоящего белоголового орла, который был разработан для 20-долларовой монеты двуглавый орел Сен-Годена, а на аверсе изображен левый бюст Свобода в головном уборе из индийских перьев.

Монета, вылепленная Сен-Годеном, была слишком высока для Монетного двора, чтобы ее можно было легко нанести ударом, и потребовались месяцы, чтобы изменить дизайн, чтобы монету можно было чеканить одним ударом пресса Монетного двора. Сен-Годенс умер 3 августа 1907 года, и Рузвельт настоял на том, чтобы новый орел был закончен и поражен в этом же месяце. 31 августа Президенту были вручены новые монеты, которые отличаются от монет, отчеканенных позже в обращение.

Отсутствие на новых монетах девиза «Мы верим в Бога» вызвало возмущение общественности и побудило Конгресс принять закон, требующий его включения. Главный гравер монетного двора Чарльз Э. Барбер добавил слова и внес незначительные изменения в дизайн. Орла с индийской головой чеканили регулярно до 1916 года, а затем периодически, пока президент Франклин Рузвельт не приказал Монетному двору прекратить выпуск золотых монет в 1933 году. Его прекращение положило конец серии чеканок орлов, начатой ​​в 1795 году. В конце 1930-х годов правительство расплавило орлов; выпуск 1933 года - особая редкость, так как было распространено мало.

Содержание
  • 1 Начало
  • 2 Подготовка
  • 3 Дизайн
  • 4 Выпуск и производство
  • 5 Сбор
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Библиография
Начало

В 1904 году президент Теодор Рузвельт написал министру казначейства Лесли Мортье Шоу, жалуясь, что американские монеты лишены художественной ценности. Он предложил казначейству нанять частного художника для подготовки новых дизайнов монет, например скульптора Августа Сен-Годенса. По указанию Рузвельта Монетный двор нанял Сен-Годена для изменения дизайна цента и четырех золотых монет: двуглавого орла (20 долларов), орла (10 долларов), половинного орла (5 долларов) и четверть орла (2,50 доллара). Дизайн «Голова свободы» впервые был изобретен для орла в 1838 году; Последним дополнением к золотой серии Liberty Head стал двуглавый орел, впервые выпущенный в обращение в 1850 году. Дизайн этих фигур оставался неизменным более 25 лет, и они могли быть изменены без решения Конгресса.

В 1905 г. Монетный гравер Чарльз Э. Барбер выгравировал лицевую сторону медали инаугурации Рузвельта, а его помощник Джордж Т. Морган выгравировал ее реверс. Рузвельту не понравилась эта работа, и он привлек Сен-Годена к разработке неофициальной медали в ознаменование инаугурации. Сен-Годенс предвидел сопротивление Барбера по вопросу о новой чеканке; он написал своему брату Луи: «Барбер - SOAB [сукин сын], но у меня был разговор с президентом, который приказал секретарю Шоу в моем присутствии отрубить Барберу голову, если он не выполнит нашего приказа».

На реверсе инаугурации медали Сен-Годена 1905 года изображен стоящий орел, подобный орлу на монете за 10 долларов.

Рузвельт был впечатлен некоторыми моделями, которые Сен-Годен приготовил для цента с изображением головы Свободы. В начале 1907 года он написал Сен-Годену, предлагая добавить индейский военный капюшон к лицевой стороне цента: «Я очень твердо уверен, что по крайней мере на одной монете мы должны иметь головной убор из индийских перьев. и очень живописно. А разве нельзя было иметь такую ​​голову, как сейчас, но с головным убором из перьев? " Историк-нумизмат Уолтер Брин описывает это как «абсурдное добавление пернатого головного убора», а историк искусства Корнелиус Вермел утверждает, что индейский головной орел «упустил возможность быть большой монетой, потому что вмешался Рузвельт». своим дизайном. Тем не менее, Сен-Годенс добавил головной убор к голове Liberty в феврале 1907 года. Он не определился, какой дизайн использовать для золотых монет, которые все еще должны были иметь унифицированный вид, и он предложил использовать головной убор Liberty для двойных. орел. Рузвельт предварительно решил использовать разные рисунки орла и двуглавого орла, причем орел будет носить головной убор Свободы. Двуглавый орел изображал шагающую вперед Свободу, а на реверсе - летящий орел. Президент был готов лично встретиться с Сен-Годеном, если тот возражает, но скульптор серьезно болел раком, и встречи не было.

Модель Сен-Годенса с изображением Свободы за цент. Рузвельт настоял на добавлении мужского головного убора из индийских перьев.

Директор монетного двора Джордж Э. Робертс написал Сен-Годену 25 мая 1907 года: «Теперь все решено... дизайн орла должен быть пером Свободы со стоящим орлом ». Сен-Годенс и его помощники быстро приступили к пересмотру, и 1 июня он отправил модели новой монеты с письмом, в котором говорилось, что рельеф новых моделей должен чеканиться Монетным двором. Двуглавые орлы тогда откладывались, потому что Сен-Годенс дважды отправлял модели монетного двора со слишком высоким рельефом, который нельзя было поразить одним ударом, как это требуется для циркулирующих монет. Его письмо было отправлено на Монетный двор Филадельфии, где суперинтендант Джон Лэндис попросил главного гравера монетного двора Чарльза Э. Барбера прочитать и подписать его. 7 июня Барбер ответил Лэндису:

Я прошу сообщить, что я получил две гипсовые модели, а также копию письма мистера Сен-Годенса директору, в котором есть определенные утверждения, которые в некоторой степени вводит в заблуждение... рельеф рисунка должен соответствовать установленным условиям, и поэтому единственным рельефом, о котором я знал, был рельеф монеты; отправленные сейчас модели не являются рельефными.... Дата года указана в римской системе счисления, даже на следующий год не предусмотрено никаких положений, там не осталось места, и поскольку эти монеты должны стоять в течение двадцати пяти лет, прежде чем можно будет сделать еще одно изменение, я чувствую необходимо констатировать, что через несколько лет датировать штампы будет невозможно.

Металлическая модель двуглавого орла работы Сен-Годена; дизайн был адаптирован для орла

Робертс написал Сен-Годену 11 июня, предполагая, что могут быть проблемы с датой и рельефом; он не получил ответа и написал снова 18 июня. На этот раз скульптор ответил, написав, что он ждал возвращения своего помощника Генри Геринга, который руководил большей частью отношений с Монетным двором. Он согласился с тем, что римские цифры не подходят для орла, и 24 июня он отправил новые модели на Монетный двор. Барбер использовал эти модели для изготовления штампа вместе с бронзовой отливкой, которая производилась в частном порядке, и Монетный двор отчеканил экспериментальные образцы. 19 июля. Эти "горельефы" потребовали многократных ударов прессы, чтобы полностью раскрыть дизайн. Сен-Годенс написал Монетному двору в середине июля: «Я жду, чтобы узнать об этом, чтобы продолжить работу с другими рельефами», и ему прислали одну из новых работ вместе с орлом с головой Свободы для сравнения. 67>

19 июля Робертс отправил аналогичную пару монет министру финансов Джорджу Кортелью, отметив, что Сен-Годенс использовал гладкую отделку дизайна, а не острую штамповку, характерную для золотые монеты Liberty, и он предположил, что это может способствовать подделке. Робертс сообщил об этих опасениях Сен-Годену, который запросил отливки штампов, использованных для отливки новых изделий; слепки были отправлены в его дом в Корниш, Нью-Гэмпшир 28 июля. Сен-Годен умер там от рака 3 августа 1907 года, и Рузвельт написал своей вдове Августе: «Я считаю это одним из привилегия моей администрации - заставить его сделать две наши монеты ".

Подготовка
Директор монетного двора Джордж Э. Робертс (изображенный на его медали Монетного двора, разработанный Барбером) покинул свой пост 31 июля 1907 г.

Робертс покинул свой пост 31 июля 1907 года и стал президентом Коммерческого национального банка Чикаго. Его преемник, Монетный двор Сан-Франциско Суперинтендант Фрэнк А. Лич, не вступил в должность до 1 ноября, бывший директор Монетного двора Роберт Престон временно исполнял обязанности директора.

7 августа Рузвельт приказал госсекретарю Кортелью завершить эскизы орла и двуглавого орла и приступить к их производству к 1 сентября. Когда Лэндис был в отпуске, Кортелиу передал письмо президента исполняющему обязанности начальника Монетного двора Филадельфии доктору Альберту А. Норрис, поручив ему «немедленно рассмотреть этот вопрос и выполнить поручения президента; и нужно сделать все возможное, чтобы ускорить работу». Престон написал Робертсу с просьбой предоставить информацию о новой чеканке, и 12 августа бывший директор Монетного двора ответил, изложив переписку с Сен-Годеном и отметив, что «от президента не поступало никаких указаний в отношении орла-полукруга., но я ожидал, что на них будет изображен орел... Президент решил оставить монету в один цент без изменений, и никаких изменений в никелевой монете не обсуждалось. "

В ответ В соответствии с указаниями президента Барбер написал Норрису письмо, в котором сообщил ему, что проект орла ожидает утверждения с июля, не говоря уже о стремлении Монетного двора к более точной работе штампа. Норрис отметил в своем последующем письме исполняющему обязанности директора Престону, что у Монетного двора возникли проблемы с ошейником, который ударялся о край монеты и оставлял 46 звезд, представляющих количество штатов после Оклахома Вступление в Союз уже запланировано на конец 1907 года. Руководство Монетного двора безуспешно обращалось за советом к своим коллегам в Париже, но механическая мастерская Монетного двора смогла усовершенствовать воротник. Норрис защищал Барбера в своем письме к Престону

1907 г. "проволочный ободок" орел

Я думаю, что президент поступает несправедливо с мистером Барбером, когда говорит об "некоторой громоздкости ума и неспособности выполнять самую быструю современную работу". как показывают эти задержки, "здесь. Изготовление моделей для этих монет было поручено Сен-Годенсу, скульптору, не имевшему опыта в дизайне монет. Когда модели были получены, Бюро [Монетного двора] было уведомлено, что изготовленные из них штампы не будут работать в чеканке... модели были возвращены Сен-Годену по его просьбе, а через некоторое время был предоставлен модифицированный набор.. Бюро было проинформировано, что даже они не сделают штампов подходящими для чеканки монет, но штампы были изготовлены, и было обнаружено, что их нельзя использовать в чеканке. Как мы собираемся чеканить из них монеты для президента?

В конце августа Августа Сен-Годенс отправила исполняющему обязанности директора Престону новые модели орла. Когда Барбер исследовал их, он отметил, что «штампы, сделанные из этих моделей, будут значительным улучшением по сравнению с уже изготовленными», и заявил, что с этими моделями Монетный двор может полностью запустить орла в течение месяца. Гомер Сен-Годенс, сын скульптора, писал Престону: «Г-н Геринг наконец закончил орла с рельефом немного ниже, чем на французской [золотой] монете Чаплина, [sic, на самом деле капеллан ] что является наименьшим облегчением, которое, как знал мистер Геринг, мой отец будет соблюдать, и которое, как я понимаю, мистер Барбер может чеканить. Тем временем Кортелью приказал отчеканить 500 штук на прессе для медалей высокого давления Монетного двора из штампов, которые Монетный двор получил от более ранних усилий Сен-Годенса, таким образом, выполнив письмо президентского указа от 7 августа. Престон отправил Норрису записку, в которой предупредил, что президент, скорее всего, закажет 100 штук, и предложил, чтобы у него были монеты, «чтобы вы могли предоставить их без промедления». По словам историка-нумизматика Роджера Бёрдетта, «это был« страховой полис », введенный Кортелиу от дополнительного гнева президента». 31 августа президент ознакомился с образцами монет-орлов и выразил удовлетворение ими и желание увидеть больше чеканок.

Поскольку дизайн Сен-Годена не включал в себя обод (возвышение, которое окружает каждую сторону монеты). монета), излишки металла образовывали «плавник» или выдавливание из монеты. Плавник легко ломался, и существовала угроза, что орлы быстро потеряют в весе, что снизит их полезность в качестве торговой монеты. Барбер выгравировал обод на матрице, устранив проблему.

Из оригинальных штампов Сен-Годена было выбито около пятисот деталей; они чеканились на прессе для медалей и по большей части распространялись среди правительственных чиновников. Их называют кусочками с «проволочным ободком», обозначающими острый угол, под которым поле монеты встречается с краем без обода. Они оставались доступными для покупки на Монетном дворе по номинальной стоимости по крайней мере до 1912 года. Один был продан на аукционе в январе 2011 года за 230 000 долларов. В общей сложности 32000 орлов были отчеканены с использованием модифицированных Барбером штампов Сен-Годена, по большей части с использованием обычных прессов для чеканки монет. Они известны как детали с закругленным ободом. 9 ноября 1907 года, когда штампы, изготовленные из моделей Saint-Gaudens с низким рельефом, были в полном объеме, новый директор Монетного двора Франк Лич решил расплавить 31 950 экземпляров с закругленным ободом, сэкономив лишь пятьдесят. По словам Лича в его мемуарах, они «были переданы музеям искусства, должностным лицам и другим лицам, связанным с работой». Сохранившиеся образцы с закругленным ободом можно легко отличить от забастовок более позднего периода 1907 года, поскольку на реверсе они имеют точки перед, между и после слов «Десять долларов». Один из них, который принадлежал семье Лич в течение столетия, был продан в январе 2011 года за 2185000 долларов.

Директор монетного двора Лич описал детали в отчете Кортелью, в котором резюмируется проект редизайна:

орла несет пернатую голову Свободы, которая изначально предназначалась для монетки в один цент. Президент был настолько доволен этим рисунком, что решил поместить его на орла. Голова, по словам художника, была спроектирована в соответствии с предложениями президента. На реверсе изображен стоящий орел, а по краю монет - сорок шесть звезд, по одной для каждого штата.

Дизайн
Неиспользованная модель Сен-Годена для статуи Победы

Сен-Годенс основал свою голову Liberty на модели, которую он вылепил, но не использовал для статуи Победы в памятнике Уильяму Текумсе Шерману в Нью-Йорке, все еще полагая, что дизайн будет рассмотрен за цент. Бюст Харриет Евгении Андерсон также вдохновил Сен-Годенса на создание его модели и барельефа ΝΙΚΗ ΕΙΡΗΝΗ (греческое слово «победа и мир»). Его реверс - орел, стоящий на связке стрел, с оливковой ветвью у ног; это была его первоначальная концепция реверса двуглавого орла, которая очень похожа на реверс первой медали. Согласно одному сообщению, его главным источником вдохновения для реверса стала монета с изображением Птолемея I из Египта с изображением стоящего орла, который был проиллюстрирован в книге, которую он владел и одолжил Рузвельту.

Джефф Гаррет и Рон Гут называют детали монеты «немного фантастическими». Они указывают на маловероятность того, чтобы какая-либо женщина носила головной убор, который надевает только мужчина-воин, и они описывают слово «СВОБОДА» на головном уборе как «размещенное неуместно».

Выпуск и производство

Новые орлы поступили в обращение около 4 ноября 1907 года, хотя Лич не получил официального разрешения на выпуск фигур до 19 декабря.

Уже 7 ноября в газетах появлялись статьи, в которых отмечалось отсутствие символа девиз «Мы верим в Бога » на орле, и вскоре Монетный двор начал получать много жалоб. Рузвельт считал использование имени Бога на монетах кощунственным и подтвердил правительственным юристам, что никакой закон не требует использования девиза. Сен-Годенс хотел включить на новые монеты только минимум надписей и был рад опустить девиз. По словам его сына Гомера, поскольку Сен-Годенс считал «девиз« Мы верим в Бога »художественным вмешательством, не требуемым законом, он полностью отбросил [его] и тем самым навлек на себя молнию общественного обсуждения». Палата представителей приняла закон, предписывающий использование девиза на новом орле и двуглавом орле (в котором также отсутствовала фраза) в марте 1908 года; Сенат последовал его примеру в мае. Рузвельт, обнаружив, что общественное мнение против него, подписал закон в том же месяце. Барбер поместил девиз на реверсе слева от груди орла. На этикетке «Без девиза», отчеканенной на Денверском монетном дворе в 1908 году (внесена в каталог как 1908-D), отметка монетного двора «D» появляется над листьями возле ног орла на реверсе. ; На кусках с девизом, нанесенным как в Денвере, так и в Сан-Франциско (знак монетного двора S), начиная с 1908 года, знак монетного двора появляется слева от стрелки, на которой стоит птица. Барбер также внес в монету другие, незначительные изменения; по словам Брина, «кроме добавления девиза, ни одно из незначительных изменений Барбера не может быть оправдано в качестве улучшений, если только кто-то не настаивает на том, чтобы показать большее количество первых U UNUM. При этом поразительное качество не улучшилось».

Знаки монетного двора Денвера с 1908 по 1910 год намного больше, чем в последующие годы; Знаки монетного двора Сан-Франциско неизменно маленькие. С принятием штатов Нью-Мексико и Аризоны в 1912 году количество звездочек на краю было увеличено с 46 до 48.

Монета чеканилась каждые год с 1907 по 1916 год. Во время Первой мировой войны, когда золотые монеты имели премию выше номинала и многие золотые монеты возвращались из Европы для оплаты военных материалов, потребность в новых золотых монетах была небольшой; чеканка орлов была прекращена после 1916 г. Впоследствии орлы с индийскими головами были отчеканены только в 1920 г. (в Сан-Франциско), 1926 г. (в Филадельфии), 1930 г. (в Сан-Франциско) и последние выпуски в Филадельфии в 1932 и 1933 годах. В марте 1933 г. Президент Франклин Рузвельт приказал больше не выпускать золото в виде монет из казначейства; Монетный двор впоследствии прекратил производство золотых монет, положив конец серии орлов, начавшейся в 1795 году.

28 декабря 1933 года исполняющий обязанности министра финансов Генри Моргентау приказал американцам сдать все золотые монеты и золотые сертификаты, за некоторыми исключениями, получение бумажных денег в качестве оплаты. В последующие годы Казначейство переплавило миллионы золотых монет. Многие из золотых монет, которые можно увидеть сегодня, были экспортированы в Европу до 1933 года и возвращены на родину после снятия ограничений на хранение золота.

Коллекционирование
Считается, что Сен-Годенс вдохновился его дизайном стоящего орла из это изображение древнеегипетской монеты.

За исключением горельефов 1907 года, даты или отметки монетного двора на чеканке индийского орла до 1920 года встречаются особенно редко. Модель 1911-D, тираж которой составляет 30 100 штук, дает значительную премию в состоянии монетного двора или в нераспространенном состоянии, но лишь небольшую премию в обращающихся сортах. Несмотря на тираж 126 500 экземпляров, 1920-е годы - большая редкость. В то время их мало собирали, а поскольку Европа все еще оправлялась от войны, туда было экспортировано немного монет; соответственно, большинство из них было переплавлено после 1933 года. Лишь горстка орлов 1933 года была роздана до того, как Рузвельт закончил выплату золота, и фактически весь тираж в 312 500 экземпляров был переплавлен. Один продан в 2004 году под номером MS-66 (лучший из известных экземпляров этой даты) за 718 750 долларов. Известно, что примерно сорок орлов 1933 года выжили.

Пробные монеты чеканились с 1907 по 1915 год, все в Филадельфии. Не все количества известны, но наибольшее количество чеканок известно - 1910 г., тираж 204 (один был продан за 80 500 долларов в 2006 г.). Один из уцелевших экземпляров в основном плавленых кусков закругленного обода является доказательством; этот уникальный экземпляр находится в частных руках. Эксперт по нумизматике Майк Фульенц в своей книге о золотых монетах с индийским дизайном, отчеканенными в начале 20 века, предполагает, что эта монета была пробным экземпляром, полученным в результате испытания новых штампов. Пробные монеты известны разной отделкой. Уникальное изделие 1907 года имеет атласную пробу (выпуклые узоры выглядят как атлас), но более поздние пробные орлы были отчеканены на темной матовой поверхности. Некоторые орлы 1908–1910 годов были поражены более легкой «римской отделкой».

Ссылки
  • значок Денежный портал

Примечания

Библиография

  • Бауэрс, К. Дэвид (2004). Путеводитель золотых монет "Двойной орел". Атланта, Джорджия: Издательство Уитмана. ISBN 978-0-7948-1784-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уолтер Брин (1988). Полное собрание Уолтера Брина Энциклопедия монет США и колоний. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday. ISBN 978-0-385-14207-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бёрдетт, Роджер В. (2006). Возрождение американской чеканки, 1905–1908 гг. Грейт-Фоллс, Вирджиния: Seneca Mill Press. ISBN 978-0-9768986-1- 0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бёрдетт, Роджер В. (2007). Возрождение американской чеканки, 1909–1915 гг. Грейт-Фоллс, Вирджиния: Seneca Mill Press. ISBN 978-0-9768986-2-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Майк Фульенц (2010). Индийские золотые монеты 20-го века. Lumberton, Tex.: Subterfuge Publishing. ISBN 978-0-9819488-9-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гарретт, Джефф; Гут, Рон (2008). Энциклопедия золотых монет США, 1795–1933 (второе издание). Атланта, Джорджия: Издательство Уитмана. ISBN 978-0 -7948-2254-5. CS1 maint: ref = harv (lin k )
  • Ланге, Дэвид В. (2006). История Монетного двора США и его чеканки. Атланта, Джорджия: Издательство Уитмана. ISBN 978-0-7948-1972-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лич, Фрэнк (1917). Воспоминания газетчика. Сан-Франциско, Калифорния: С. Левинсон. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Моран, Майкл Ф. (2008). Поразительное изменение: Великое художественное сотрудничество Теодора Рузвельта и Августа Сен-Годенса. Атланта, штат Джорджия: Whitman Publishing. ISBN 978-0-7948-2356-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вермел, Корнелиус (1971). Нумизматическое искусство в Америке. Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 978-0-674-62840-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Yeoman, RS (2014). Путеводитель монет Соединенных Штатов (Официальная Красная книга) (68-е изд.). Атланта, Джорджия: Whitman Publishing. ISBN 978-0-7948-4215-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Онлайн

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:36:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте