Hamallayya или Hamallism - это Sufi arīqah (порядок, путь), происходящие из Западной Африки как результат и реакция против Тиджанийа братства. Он был основан в начале 20-го века мистиком Мухаммадом бен Амаду (ум. 1909) из Мауре и Фулани как движение за реформы практики Тиджании. Подчеркивая оппозицию иерархии и преуменьшая важность образования, движение распространилось в 1920-х годах учеником Амаду Шайхом Хамахуллой бин Мухаммадом бин Умаром (1886–1943) в том месте, которое тогда было Французский Судан, современный Мали. Сначала он пустил корни среди волоф торговцев, живших в Ниоро, но вскоре распространился на рабов мусульманских каст в Мавретании и Мали.
Хаммаллистские доктринальные изменения из ритуала Тиджания включали удаление некоторых цитируемых ссылки на Пророка, отрицание изучения Корана и вознесение молитв при групповом поклонении. Хаммаллисты, как правило, подчеркивали традиционный западноафриканский ритуал и отказ от традиционных иерархий, включая гендерные, возрастные и кастовые различия.
В отличие от того, что они считали иерархией тогдашней Доминирующий орден Тиджании, хамаллизм перерос в движение социального протеста, особенно из бедных или рабовладельческих общин, и выступал против как богатых африканцев, так и колониального правительства Французской Западной Африки. С 1920-х по 1940-е годы периодические вспышки протестов и насилия, приписываемых хамаллистам, происходили на территории нынешних Мали, Мавритании, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуара и Нигера, и подавлялись как французскими властями, так и местными лидерами Тиджании. Среди выдающихся сторонников хамаллизма были Тиерно Бокар Салиф Талл, внучатый племянник доколониального военного и политического лидера государства джихада Тиджания в Мали; и Якуба Силла в Мавритании. Среди других известных приверженцев Тиерно Бокар, учитель и духовный лидер Амаду Хампате Ба.
. В Буркина-Фасо хамаллизм был особенно распространен в общинах фульбе (каста рабов). в 1950-е годы.
Хамахулла бин Мухаммад бин Умар был сослан французскими властями из Ниоро в Мавретанию в 1933 году после столкновений между его последователями и местными лидерами, а затем в Кот-д'Ивуар и, наконец, Франция, но движение пережило его смерть в изгнании. Со временем движение было объявлено незаконным во Французской Западной Африке, но продолжалось, особенно среди сельской бедноты. Она остается политической и религиозной силой в некоторых частях восточного Мали и западного Нигера, где она пустила корни в традиционных туарегах рабских сообществах, называемых Беллах. К 1970-м годам количество последователей в Мали все еще составляло 50 000.