Система нормирования зерна в Китае была введена Китайской Народной Республикой в 1950-е годы для контроля над производством продуктов питания и стимулирования индустриализации. Людям выдавали хлебные талоны, с помощью которых они могли купить определенное количество зерна по низкой, установленной государством цене, которая несколько варьировалась в зависимости от возраста, профессии и местонахождения. Любое количество, превышающее квоту купона, должно быть приобретено по рыночной цене. Таким образом, городские домохозяйства в Китае сталкиваются с изогнутой линией бюджетных ограничений. С помощью этой системы городские домохозяйства могли покупать зерно по более низкой цене, и в то же время сельские районы после выполнения установленных государством квот могли продавать излишки зерна по рыночной цене.
С момента рождения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году Китай претерпел несколько экономических преобразований. Постепенные реформы переместили сельскохозяйственное производство в сельских районах от частных фермерских хозяйств к коллективизации и, наконец, обратно к производству домашних хозяйств. Это проявляется в двух основных политических эпохах: централизованное планирование с 1950-х по 1978 год и децентрализация после 1978 года.
Во время централизованного планирования правительство стремилось стимулировать индустриализацию. и рост в городских районах, проводя политику обеспечения достаточного количества продовольствия в сельских районах. Государство обладало монополией и поэтому устанавливало как сельскохозяйственные, так и промышленные цены. Низкие цены на продукты питания (цены ниже рыночных) обусловили низкую заработную плату в сельской местности, что, в свою очередь, позволило государству добиться более высоких доходов в городской промышленности и реинвестировать их. Через эту систему деньги «извлекались» из сельской местности для финансирования индустриализации в городских районах.
В 1950-х годах коммуны были созданы в сельской местности, и правительство ввело «планирование закупок», которое требовало от крестьян доставлять государству определенное количество продуктов питания по установленным государством ценам. Однако спрос превысил предложение, и сельскохозяйственный сектор стал очень неэффективным. Правительство пыталось решить эту проблему, введя систему нормирования зерна, сочетая потребительское нормирование и обязательные закупки у производителей. Постепенное развитие свободного рынка положило конец карточной системе и ввело двойные цены. Именно здесь и возник феномен ножниц цен.
Цифры предполагают, что есть только два сектора (сельский и городской), производящие два товара (промышленные товары и продукты питания).) и что поставка двух товаров фиксирована. Также может быть указано количество продуктов, которые крестьянское хозяйство продаст в обмен на промышленные товары.
Чтобы решить проблему ценовых ножниц, Китай ввел производственные квоты для сельских домохозяйств, а заработная плата в городах была установлена низкой, чтобы поддерживать низкий спрос на продукты питания в городах. В 1950-е гг. Была введена система нормирования зерна, по которой городским семьям выдавались талоны на зерно. Сумма, которую городские домохозяйства могли купить, представляла собой относительную цену зерна и других товаров и определялась государством. Любое потребление, превышающее этот показатель, можно было купить, но по рыночной цене.