Антонио Вивальди написал не менее трех настроек гимна Gloria in excelsis Deo, чей слова датируются, вероятно, 4 веком и являются неотъемлемой частью ординария мессы. Два из них сохранились: RV 588 и RV 589. Третий, RV 590, упоминается только в каталоге Kreuzherren и считается утерянным. RV 589 Gloria - знакомая и популярная вещь среди священных произведений Вивальди. Вероятно, он был написан примерно в то же время, что и RV 588, возможно, в 1715 году.
Как и в случае с другими хоровыми произведениями, композитор Вивальди написал многие вводные песнопения, которые должны были быть исполнены перед самой Глорией. Для этих Glorias существует четыре интродукции: Cur Sagittas (RV 637), Jubilate, o amoeni cori (RV 639) (последняя часть которой композиционно связана с первой частью RV 588), Longe Mala, Umbrae, Terrores (RV 640) и Ostro Picta (RV 642).
Менее известный из двух уцелевших Glorias, RV 588, скорее всего, был составлен во время работы Вивальди в Pio Ospedale della Pietà, известный своим передовым хоровым ансамблем. Как объяснялось выше, первая часть переплетена с последней арией RV 639. Дата создания между этой Gloria и RV 589 до сих пор обсуждается, но оба композиционно вдохновлены друг другом.
RV 588 во многом заимствован из двойного оркестра и хора из того же текста Джованни Мария Руджери (который впредь в этой статье будет обозначаться каталожным номером RV RV. Ань. 23). Многие движения вдохновлены этой композицией, а две части («Qui Tollis» и «Cum Sancto Spiritu») заимствованы из оригинального сеттинга Ruggieri (хотя в «Qui Tollis» полностью отсутствует второй коро (припев) и «Cum Sancto Spiritu») "немного изменено). Первый механизм RV 588 также является расширенной версией RV Anh. 23, без второго коро, использованного в RV Anh. 23, среди прочих музыкальных модификаций. Вторые движения RV 588 и RV 589 ("Et in Terra Pax") демонстрируют хроматические паттерны и ключевые модуляции, аналогичные таковым во втором движении RV Anh. 23.
Это наиболее известная обстановка Глории, известная просто как «Глория» Вивальди из-за своей выдающейся популярности. Это произведение, как и его материнская композиция RV 588, было написано в то же время, когда Вивальди работал в Pieta. Как объясняется в вышеупомянутой статье, существуют две интродукции.
Как и в RV 588, существуют доказательства влияния RV Anh. 23: припев первой части имеет те же ключевые модуляции, что и первая часть RV 588, только изменен, чтобы соответствовать двойному метру вместо тройного метра RV 588. Мотивный материал, присутствующий в оркестровых частях любой пьесы, также разделяется. включая октавные скачки во вступительных мотивах произведения. Вторая часть значительно более хроматична в RV 589, но, тем не менее, текстурно похожа на сеттинг в RV Anh. 23, с использованием повторяющихся ритмических фигур под гармоническим движением. Движение «Qui Tollis» в RV 589 ритмически похоже на первые несколько тактов RV 588 (и, в конечном итоге, RV Anh. 23). Последняя часть, «Cum Sancto Spiritu», по сути, является «обновленной» версией механизма, присутствующего в обоих RV Anh. 23 и RV 588, за исключением сильно измененных гармоник, которые стали более хроматичными, чем его предшественники, что отражает зрелость творчества Вивальди и зарождающийся стиль позднего итальянского барокко.
В каталоге Kreuzherren об этой утерянной работе мало информации, кроме инструментов (пять голосов и гобоев в тромбе). Нет другого источника информации; невозможно предположить даже его возможный ключ. В каталоге Ryom-Verzeichnis он считается утерянным.
Как указывалось выше, эту Глорию для двух кори (оркестров) написал Джованни Мария Руджери. Эта композиция, вероятно, для венецианской церкви во время фестиваля, датирована 9 сентября 1708 г. NS Эта Глория послужила источником вдохновения для двух сеттингов Вивальди и других Глорий другими композиторами того времени, которые, возможно, использовали ее. в своих настройках.
Глориас оставался в относительно неизвестном статусе до возрождения RV 589 Альфредо Каселла во время «Недели Вивальди» в Сиене (1939), наряду с созданием композитором «15>Stabat Mater». (RV 621). RV 589 пользуется вполне обоснованной популярностью, исполняется на многих священных мероприятиях, в том числе Рождество. Он был записан почти на сотне компакт-дисков, иногда в сочетании с Magnificat Баха (BWV 243), настройками Magnificat самого Вивальди (RV 610-611) или. RV 588, однако, не имел особого успеха и был издан лишь в нескольких альбомах. Попытки привлечь больше внимания к RV 588 и другим священным произведениям Вивальди (в первую очередь, The King's Consort ) продолжаются.
Как и многие другие произведения эпохи барокко, RV 589 (и его менее известный спутник RV 588) были выполнены в исторически обоснованных инструментах, даже с использованием полностью женский хор для имитации хоровой обстановки в Пьете. Существует несколько разных редакций, и хорам нужно проявлять осторожность при сочетании разных вокальных и оркестровых редакций.
RV 589 также использовался в ряде фильмов. Первая часть представлена в фильме Скотта Хикса Сияние 1996 года о пианисте Дэвиде Хелфготте, а также в фильме 2011 года Охотник. Адаптация второй части была использована с большим эффектом в финальных кульминационных сценах фильма 1985 года Андрея Кончаловского Поезд-беглец.