Жильбер Шуазель дю Плесси-Праслен (родился 1613; умер в Париже 31 декабря 1689 г.) был французским епископом.
Он был потомком знати семья дю Плесси. Он с ранней юности посвятил себя церковному государству, а его брат Цезарь Шуазель дю Плесси-Праслен начал военную карьеру. Оба достигли отличия. Гилберт получил звание доктора в Сорбонне в 1640 году. Он был посвящен епископом Коммингса в 1644 году и сразу же приступил к посещению своей епархии, восстановив дисциплину среди духовенства и установив школы и колледжи. Во время голода он закладывал свою собственность, чтобы помочь бедным; и во время чумы, пока не был поражен болезнью, он лично служил больным. В 1671 г. он был переведен в епархию Турне, где проявил такое же пастырское рвение.
Его влияние на церковные дела Франции в целом было менее успешным. Когда в 1651 году большинство французских епископов обратились к Папе Иннокентию X с просьбой принять решение по десяти предложениям Янсения, Шуазель был среди одиннадцати, не просивших решения по делу. Не имея возможности предотвратить формальное осуждение янсенистов, он приложил все усилия, чтобы добиться соглашения между противоборствующими сторонами.
Его позиция в отношении галликанизма была более ясной. За его защиту «галликанских свобод» он был выбран на Собрании духовенства 1682 членом комитета по резолюциям, и ему лично была поручена обязанность сформулировать на латыни предложения, по которым Ассамблея должна была голосовать. Людовик XIV в 1673 году распространил на все свое королевство королевское право régale. Два епископа только протестовали против узурпации и обратились в Рим. Это было начало упорной борьбы между Иннокентием XI и Людовиком XIV. Чтобы получить общественное одобрение и поддержку со стороны своего духовенства, а также установить пределы папской власти, король по просьбе, главным образом своего министра Кольбера, созвал французское духовенство на общее собрание. Не успел Шуазель представить свой проект, как Босуэ выступил против него. Последовала оживленная дискуссия, о которой полностью рассказал Фенелон в его "De Summi Pontificis Auctoritate". Когда Шуазель увидел, что примирительное разграничение Босуэ между непогрешимостью Святого Престола в обучении Вере и его непоколебимостью в его поддержке нашло одобрение как у духовенства, так и у Двора, он отказался от своей специальной комиссии. Босуэ занял его место и составил четыре статьи, которые вошли в историю.
Склонность Шуазеля к янсенизму привела к тому, что он одобрил французский перевод небольшой книги, изданной в Кельне, под названием «Monita salutaria Beatæ Mari cul Virginis ad cultores suos Discretos». Эта книга подверглась такой критике, что Шуазель опубликовал в пастырском послании Пресвятой Богородице оправдание самого себя.
Он опубликовал (Париж, 1681–1685 гг.) Свои «Mémoires touchant la Religion», направленные против атеистов, распутников и протестантов. Его «Псалмы и гимны Церкви», написанные на французском языке, выдержали несколько изданий. Он также аранжировал и придал литературную завершенность мемуарам своего брата.
| title =
()