Судно проекта 53-У Т-206 Верп | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс Fugas (Проект 3) |
Операторы | |
Преемник | Тральщик типа Т43 |
Построено | 1933–1946 |
В комиссии | 1936–1961 |
Завершенный | 44 год |
Потерянный | 19 |
В отставке | 25 |
Общие характеристики | |
Смещение | 490–535 тонн |
Длина | 62 метра |
Луч | 7,41 метров |
Проект | 2,5 метра |
Установленная мощность | 2x1400 л.с. (1000 кВт) |
Движение | дизельные двигатели, заворачивающие двойные винты |
Скорость | 17,5 узлов (32 км / ч) |
Диапазон | 7 200 миль (13 300 км) на скорости 12 узлов (22 км / ч) |
Дополнение | 52–61 |
Вооружение |
|
Класс Fugas (названный в честь Fougasse ) представлял собой группу тральщиков, построенных для ВМФ СССР в 1930-х и 1940-х годах. Советские обозначения: Проект 3, Проект 53, Проект 53-У и Проект 58.
Технические условия были выпущены в 1930 году, а дизайн был утвержден в 1931 году. Номера проектов (3, 53, 53-У или 58) были применены задним числом в 1939 году.
Корабли были построены со стальными корпусами с применением смешанной сварки и клепанной конструкции. Экипажная часть была дополнительно покрыта древесным ламинатом для теплоизоляции. Внутреннее пространство судна было разделено на девять водонепроницаемых отсеков. Суда должны были быть пригодными для длительных путешествий, с центральным отоплением, сауной и даже киноаппаратурой.
Тралевая техника состояла из трех буксируемых трасс. Различные попытки подогнать ведущие трассы не увенчались успехом. Кроме того, начиная с 1944 г. были установлены магнитные трассы, а вскоре и акустические трассы. Живучесть против магниточувствительных мин обеспечивалась 3-х секционными катушками размагничивания.
Результатом боевых действий стало несколько полевых модификаций, типичных для которых - увеличение зенитного вооружения, как правило, за счет количества установленных мин и артиллерийских снарядов - из-за ограниченной устойчивости корабля. Максимальный угол разворачиваемости при стандартной нагрузке составил всего 38 градусов.
Также экипажу было предоставлено стрелковое оружие (один пулемет Дегтярева и 15 винтовок) для береговой огневой поддержки. Наконец, тральщики могли нести до десяти 45-мм противотанковых орудий и до 600 пехотинцев с легким вооружением.
Конструкция была признана в целом удовлетворительной, недостатки конструкции, приведшие к снижению мореходности, живучести и недостаточной остойчивости, постепенно исправлялись в более поздних подтипах. Однако внутренние проблемы, связанные с относительно плохой маневренностью и слишком большой осадкой для тральщика (приводившей к частым разрушениям судов на минных полях), решить было невозможно.
Было выпущено несколько версий:
Всего было построено 44 корабля, хотя 2 последних корабля так и не были укомплектованы по спецификациям тральщиков. Суда с однозначными обозначениями (от Т-1 до Т-8) были отнесены к Тихоокеанскому флоту, от Т-201 до Т-221 - к Балтийскому флоту, а Т-401 до Т-415 - к Черноморскому флоту..
Имя | Подкласс | ? Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
Т-1 Стрела | Проект 53 | 05.10.1935 | 13.08.1938 | в отставке | |
Т-2 Трос | Проект 53 | 22.05.1935 | 25.09.1938 | в отставке | передан Северной Корее |
Т-3 Подсекатель | Проект 53 | 16.09.1935 | 14.11.1938 | в отставке | |
Т-4 Проводник | Проект 53 | 30.06.1935 | 12.04.1938 | в отставке | |
Т-5 Параван | Проект 58 | 15.03.1937 | 30.12.1938 | в отставке | |
Т-6 Капсюль | Проект 58 | 21.03.1937 | 30.01.1939 | в отставке | |
Т-7 Веха | Проект 53 | 30.12.1936 | 09.08.1938 | затонувший | затонул во время шторма в 1949 г. |
Т-8 ВЧК | Проект 53 | 27.12.1936 | 11.02.1938 | в отставке | передан Северной Корее в декабре 1953 г. |
Т-201 Заряд | Проект 3 | 10.12.1933 | 26.12.1936 | затонувший | Транспорт ВТ-509 подорвался на мине, затопившей Заряд |
Т-202 Буж | Проект 3 | 12.12.1933 | 08.11.1938 | затонувший | потоплен немецкой электронной лодкой |
Т-203 Патрон | Проект 3 | 28.12.1933 | 07.04.1938 | затонувший | |
Т-204 Фугас | Проект 3 | 01.05.1934 | 12.10.1936 | затонувший | мина, заложенная Фугасом, потопила немецкий преследователь подводных лодок Uj-113 Nordmark |
Т-205 Гафель | Проект 53-У | 10.11.1937 | 21.07.1939 | в отставке | серьезно поврежден во время Gauntlet в Финском заливе |
Т-206 Верп | Проект 53-У | 10.12.1937 | 17.06.1939 | затонувший | |
Т-207 Шпиль | Проект 53-У | 17.11.1937 | 23.09.1939 | в отставке | |
Т-208 Шкив | Проект 53-У | 18.11.1937 | 10.12.1939 | затонувший | потоплен немецкими катерами С-35 и С-60. |
Т-209 Кнехт | Проект 53-У | 16.06.1938 | 06.03.1940 | затонувший | |
Т-210 Гак | Проект 53-У | 08.08.1938 | 14.11.1939 | в отставке | затоплен и поднят в 1944 г. |
Т-211 Рым | Проект 53-У | 21.09.1938 | 25.06.1940 | в отставке | |
Т-212 Штаг | Проект 53-У | 06.06.1938 | 26.07.1940 | затонувший | |
Т-213 Крамбол | Проект 53-У | 26.08.1938 | 30.11.1939 | затонувший | |
Т-214 Бугель | Проект 53-У | 26.08.1938 | 29.06.1940 | затонувший | потоплен 28 августа 1941 г. на мине вместе с 34 другими судами в Gauntlet в Финском заливе. |
Т-215 | Проект 53-У | 23.04.1939 | 30.09.1940 | в отставке | переоборудован в плавучие казармы ПКЗ-33 в 1961 г. |
Т-216 | Проект 53-У | 17.09.1939 | 24.12.1940 | затонувший | потоплен 28 августа 1941 г. на мине вместе с 34 другими судами в Gauntlet в Финском заливе. |
Т-217 Контр-адмирал Юрковсю | Проект 53-У | 21.09.1939 | 08.05.1941 | в отставке | списан в 1961 г. |
Т-218 | Проект 53-У | 20.03.1939 | 23.12.1940 | в отставке | переоборудован в опытное судно ОС-9 в 1957 г. |
Т-219 Контр-адмирал Хорошин | Проект 53-У | 27.04.1941 | 25.09.1944 | в отставке | переоборудован в опытное судно в 1956 г. |
Т-220 Трал | Проект 53-У | 04.10.1941 | 16.10.1946 | в отставке | |
Т-221 | Проект 53-У | 04.10.1941 | 06.06.1946 | в отставке | по завершении переименован в "Дмитрий Лысов" |
Т-401 Трал | Проект 3 | 11.05.1933 | 23.12.1936 | затонувший | затоплен как цель в 1955 г. |
Т-402 Минреп | Проект 3 | 11.05.1933 | 28.01.1937 | затонувший | |
Т-403 Груз | Проект 3 | 20.03.1934 | 25.07.1937 | затонувший | |
Т-404 Сшит | Проект 3 | 17.01.1934 | 25.07.1937 | в отставке | на минах Сшит и Якорь потоплены 1 немецкий минный заградитель и 2 тральщика. |
Т-405 Взрыватель | Проект 53 | 08.11.1936 | 27.04.1938 | затонувший | сильно поврежден артиллерией и затонул во время шторма |
Т-406 Искатель | Проект 53 | 19.09.1936 | 29.04.1938 | в отставке | переоборудован в экспериментальное судно в 1954 г. и просуществовал до 1990 г. |
Т-407 Мина | Проект 53 | 22.12.1936 | 19.08.1938 | в отставке | переоборудовано в учебное судно в 1956 г., списано в 1992 г. |
Т-408 Якорь | Проект 58 | 28.03.1937 | 15.02.1939 | в отставке | на минах Сшит и Якорь потоплены 1 немецкий минный заградитель и 2 тральщика. |
Т-409 Гарпун | Проект 58 | 27.04.1937 | 20.02.1939 | в отставке | списан в 1960 г. |
Т-410 Взрыв | Проект 58 | 29.04.1937 | 03.09.1939 | затонувший | Потопление Взрыва немецкой U-19 было предлогом для Советского захвата румынского флота в сентябре 1944 года. |
Т-411 Зашитник | Проект 53 | 08.10.1936 | 31.07.1938 | затонувший | |
Т-412 Арсений Раскин | Проект 58 | 13.04.1939 | 03.03.1941 | в отставке | списан в 1957 г. |
Т-413 | Проект 58 | 29.04.1939 | 21.04.1941 | затонувший | поднят и списан в 1947 году |
Т-414 | уникальный | 01.03.1941 | 17.09.1945 | в отставке | был назначен запрос на восстановление / ремонт автопарка, но так и не был завершен |
Т-415 | уникальный | 20.03.1941 | 11.05.1947 | в отставке | Построен как учебное судно УТС-255 после попытки сноса в 1942 г. |