Взгляды Фридриха Ницше на женщин вызвали споры, начиная с его жизни и продолжаясь до настоящего времени.
Ида фон Мясковски отметила в своих мемуарах, опубликованных через 7 лет после его смерти:
В восьмидесятые годы, когда появились более поздние произведения Ницше, содержащие некоторые из часто цитируемых резких слов против женщин, мой муж иногда в шутку говорил мне не рассказывать людям о моих дружеских отношениях с Ницше, поскольку это было не очень лестно для меня. Это была просто шутка. Мой муж, как и я, всегда хранил дружеские воспоминания о Ницше [...] его поведение именно по отношению к женщинам было настолько чувствительным, таким естественным и товарищеским, что даже сегодня, в преклонном возрасте, я не могу рассматривать Ницше как презирающего женщин.
«Метафоры Ницше о« женщине »- отнюдь не женоненавистнические - раскрывают позитивную, утвердительную« женщину ». Использование им этой метафоры радикально искажает традиционные концепции отношений мужское / женское, поскольку искажает «истину» метафизики. Я утверждаю, что метафора «женщина» является центральной в атаке Ницше на традиционную философию и представления об истине ».
Ницше специально писал о своих взглядах на женщин в Разделе VII книги « Человек, слишком человечен», который, кажется, высоко ценит женщин; но, учитывая некоторые другие его комментарии, его общее отношение к женщинам неоднозначно. Например, в своей книге «Человек, слишком человечна» он утверждает, что «идеальная женщина - это более высокий тип человека, чем идеальный мужчина, а также нечто гораздо более редкое», - в других работах Ницше есть ряд противоречий и тонкостей, которые нелегко примирить. Он мог одновременно восхвалять и презирать женщин. Например, в следующем отрывке: «Что внушает уважение к женщине и, зачастую, даже страх, так это ее природа, более« естественная », чем у мужчин, подлинная, хитрая гибкость хищного зверя, коготь тигра под натиском. перчатка, наивность ее эгоизма, ее необразованность и внутренняя дикость, непостижимость, масштаб и движение ее желаний и добродетелей »( Вне добра и зла, раздел 239.)
Его отношение иногда может быть совершенно пренебрежительным: «С самого начала нет ничего более чуждого, отталкивающего и враждебного женщине, чем правда - ее великое искусство - ложь, ее высшая забота - просто внешний вид и красота». Почему я пишу такие прекрасные книги » Ecce Homo, он утверждает, что« доброта »в женщинах является признаком« физиологического вырождения »и что женщины в целом умнее и злее мужчин, что, по мнению Ницше, является комплиментом.. Тем не менее, он продолжает утверждать, что эмансипация женщин и феминисток была просто негодованием одних женщин против других женщин, которые были физически лучше сложены и могли иметь детей.
Несмотря на то, что труды Ницше многими рассматриваются как женоненавистнические, другие, такие как Энтони Людовичи, настаивают на том, что он всего лишь антифеминист, а не женоненавистник. Другие сочинения включают:
«Любовь женщины включает в себя несправедливость и слепоту по отношению ко всему, что она не любит... Женщина еще не способна к дружбе: женщины все еще кошки и птицы. Или, в лучшем случае, коровы...» ( Так говорил Заратустра, «О друге»)
«Женщина! Половина человечества слаба, как правило, больна, изменчива, непостоянна... ей нужна религия слабости, которая прославляет слабость, любовь и смирение как божественное: или, лучше, она делает сильных слабыми - она правит. когда ей удается победить сильного... Женщина всегда вступала в заговор с типами декаданса, священниками, против «сильных», «сильных», мужчин »( « Воля к власти » - 864, второе немецкое издание 1906)
«Если« эмансипация женщин »означает« равенство », то есть подтверждение и рекомендацию участия женщин в« мужском мире », то, очевидно, Ницше считает, что это представляет собой не шаг вперед, а фактически регрессивный спад и потеря власти. Если женские черты можно охарактеризовать как игривость, украшение, инстинктивность, непредсказуемость, чувственность, заботливость; а мужские черты - как серьезность, рациональность, упорядоченность, снижение чувствительности, «карьера», то Ницше, похоже, говорит, что отказ от женских черт в пользу мужских - это обмен силы на слабость ».
Ученые Аристотеля сравнили взгляды Ницше на женщин и взгляды Аристотеля на женщин. Они утверждали, что Ницше, возможно, позаимствовал большую часть своей политической философии у последнего.
Некоторые философы даже предполагают, что философию Ницше нельзя понять или проанализировать отдельно от его замечаний о женщинах. Они обсуждают тот факт, что работа Ницше была полезна для развития некоторых феминистских теорий, но в конечном итоге приходят к выводу: «Пока Ницше бросает вызов традиционной иерархии между разумом и телом, разумом и иррациональностью, природой и культурой, правдой и вымыслом - иерархиями, которые использовались для деградации. и исключить женщин - его замечания о женщинах и использование женских и материнских метафор во всех своих произведениях опровергают попытки просто провозгласить Ницше поборником феминизма или женщин ».
Лу Андреас-Саломе, которая очень хорошо знала Ницше, утверждала, что он сделал ей предложение (по ее словам, она ему отказала) и что в «духовной природе» Ницше было что-то женское. По ее словам, Ницше считал гением женского гения.
Фрэнсис Несбитт Оппель интерпретирует отношение Ницше к женщинам как часть риторической стратегии.
... Очевидное женоненавистничество Ницше является частью его общей стратегии, направленной на демонстрацию того, что наше отношение к половому и гендерному признаку полностью культурно, часто разрушительно для нашего собственного потенциала как личности и как вида и может быть изменено. То, что выглядит женоненавистничеством, можно понимать как часть более широкой стратегии, согласно которой «женщина как таковая» (универсальная сущность женщины с вневременными чертами характера) оказывается продуктом мужского желания, конструкцией.
Другие демонстрируют менее терпимый подход, хотя некоторые признают, что Ницше делал эти замечания с сознательно относительной позиции, и, хотя они в целом проявляют мало терпения к его замечаниям, они признают, что каким бы одиозным ни было его личное мнение о женщинах, он не защищал его. как образец для других. Корнелия Клингер утверждает в своей книге « Континентальная философия в феминистской перспективе»: «Ницше, как и Шопенгауэр, известный ненавистник женщин, по крайней мере относит свои дикие высказывания о женщине как таковой». В поддержку этого утверждения цитируется одно из собственных заявлений Ницше:
«Всякий раз, когда на карту поставлена кардинальная проблема, говорится неизменное« это я »; например, о мужчине и женщине мыслитель не может заново учиться, а только завершает обучение - только обнаруживает, в конечном счете, как это« решается в нем ». мы находим определенные решения проблем, которые вселяют в нас сильную веру ; некоторые отныне называют их своими «убеждениями». Позже - мы рассматриваем их только как шаги к самопознанию, указатели к проблеме, которой мы являемся, а именно, к огромной глупости, которой мы являемся., к нашему духовному фатуму, к тому, чему невозможно научить очень "глубоко внутри". После этой изобильной вежливости, которую я только что продемонстрировал по отношению к себе, мне, возможно, будет позволено с большей готовностью изложить несколько истин о "женщине как таковой" - предполагая, что теперь известно с самого начала, насколько это всего лишь мои истины ». (БГЭ, 7, 231)
Другой автор использует ту же цитату, признавая, что «хотя Ницше как никогда щедро избавляет своих комментаторов от труда интерпретации, проблема возникает снова именно из-за природы того, что он продолжает называть своими истинами». Но вместо того, чтобы сосредоточиться на предполагаемом женоненавистничестве, она считает:
Следует думать, что [...] гораздо больше, чтобы повлиять на все, что Ницше пишет о женщинах. Философское выражение природы женщины Ницше, а не просто психологические раскопки и конструкции, а не простое выражение его собственной женоненавистничества, отражает и повторяет возможности утверждения или отрицания иллюзии. Это понимание истины Ницше, и до этой степени Ницше смог использовать свое женоненавистничество в стиле, прослеживая платоническую метафору как таковую.
Как отмечают Леонард Лоулор и Зейнеп Дирекк, «Ницше говорит - и повторяет с истерической настойчивостью - что женщина является источником всей глупости и неразумности, фигура сирены, которая соблазняет философа-мужчину с назначенного им пути поиска истины».