Свободный порт Владивосток является свободным портом, что означает зону порта под специальной таможенной и налоговой системы, с определенной юрисдикцией в отношении инвестиций. Этот статус предоставлялся Владивостоку с 1861 по 1909 год и с 12 октября 2015 года.
Первоначально режим свободного порта во Владивостоке применялся при Российской империи с 1861 по 1909 год. Этот особый статус внес большой вклад в экономическое развитие Владивостока, который стал одним из крупнейших портов в мире, сопоставимым с Гамбургом или Лондоном.
В 1860 году в целях развития Дальнего Востока Правительство России приняло решение присвоить статус свободного порта всем портам Приморья. В 1900 году Сергей Витте, в то время министр финансов, отменил режим свободного порта во Владивостоке, поскольку считал, что это повлияет на развитие Транссибирской магистрали, призванной объединить империю. Более того, даже если он позволял поставлять товары первой необходимости поселенцам в таком отдаленном районе, как Дальний Восток России, режим свободного порта имел существенный недостаток: превосходство иностранных товаров над национальными товарами во всей стране.
Однако, столкнувшись с жесткой коммерческой конкуренцией с Далянем, который также был свободным портом с 1899 года, Владивосток вернул себе статус свободного порта в 1904 году; это соответствует потере Порт-Артура - также свободного порта - во время русско-японской войны. Условия мира, предложенные Россией Японии в 1905 году, включали сохранение статуса свободного порта во Владивостоке.
Необходимость уменьшить влияние Японии на Дальнем Востоке была причиной, по которой газеты призывали к отмене статуса свободного порта во Владивостоке в 1909 году. Фактически, об отмене статуса говорилось еще в 1906 году.
Власти Владивостока неоднократно призывали к восстановлению статуса свободного порта, но безуспешно.
Проект был направлен на улучшение трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и интеграцию Приморского края в мировые транспортные маршруты; его целью также является привлечение инвесторов, создание сети логистических центров для транспортировки, хранения и частичного преобразования товаров, чтобы способствовать организации местных предприятий, работающих над экспортом промышленных товаров для создания добавленной стоимости.
Новый статус будет распространен на 15 муниципальных образований Приморского края. В него входят крупнейшие порты юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт Владивостока.
Зону свободного порта пересекают будущие международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Их реализация окажет существенный экономический эффект на зону, обеспечив транзит товаров с северо-востока Китая в свободные порты Дальнего Востока России.
Федеральный закон № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года, подготовленный Минвостокразвития, позволил принять особые меры по созданию свободной зоны.
В декабре 2014 года Владимир Путин предложил Федеральному собранию предоставить Владивостоку статус свободного порта.
Федеральный закон № 212-ФЗ «Свободный порт Владивосток» подписан Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 года; Закон вступил в силу с 12 октября 2015 года. В законе указано, что режим свободного порта во Владивостоке продлится 70 лет и что этот срок может быть продлен дополнительным законом.
По словам министра развития Дальнего Востока Александра Галушки, закон подготовлен с помощью представителей гражданского общества, экспертов и предпринимателей. Были организованы десятки общественных консультаций в разных местах (Москва, Дальний Восток), в том числе лекция в Общественной палате РФ. Всего на подготовку закона было мобилизовано более 700 экспертов, и при его написании было учтено много интересных предложений.
Свободный порт Владивостока управляется юридической системой, благоприятствующей деловой и инвестиционной деятельности. Резидентам свободного порта предоставляются некоторые льготы: легкое налогообложение, упрощенные таможенно-визовые процедуры, упрощенные административные процедуры.
В зоне свободного порта разрешаются следующие подстрекательства:
Благодаря созданию свободного порта была открыта зона, посвященная казино, с амбициями превратить Владивосток в игорное заведение в качестве соперника Макао и Пусана. Всего до 2022 года должно быть построено 16 отелей и казино с дополнительной инфраструктурой для отдыха (морская база, лыжные трассы и т. Д.); часть из них должна быть завершена в 2016 году. Общая сумма инвестиций составляет более 1,5 миллиарда евро.
По оценке экспертов по экономическому росту, создание свободного порта Владивосток должно привести к увеличению ВРП Приморского края, достигнув в 2025 году 2,2 раза (до 1 400 млрд руб.) И 3,4 раза. раз в 2034 г. (до 2 100 млрд руб.). Также прогнозируются новые рабочие места: до 84000 в 2021 году, 108000 в 2025 году и 468000 в 2034 году.
Когда проект свободного порта был обнародован, Китай рассматривал возможность создания платформы электронной торговли во Владивостоке. Во время форума во Владивостоке, посвященного свободному порту, Япония предложила торговать с Россией в йенах, снизив тем самым доллар.
По словам российского экономиста и социолога Владислава Иноземцева (россиянин), российский Дальний Восток недостаточно богат, чтобы стать интересной точкой входа в Россию для инвесторов; наличие базы военного флота во Владивостоке могло быть проблемой; кроме того, Владивосток расположен слишком близко от границы с Китаем, особенно от Даляня, который также является свободным портом. С другой стороны, он упрекает, что закон допускает возможность пересмотра и отмены статуса свободного порта в любое время, а это означает, что стабильность для инвесторов не предоставляется.