Франц Овербек

редактировать

Франц Овербек
Franz und Ida Overbeck.JPG Франц Овербек с женой Идой, ок. 1875
РодилсяФранц Камиль Овербек. (1837-11-16) 16 ноября 1837. Санкт-Петербург, Россия
Умер26 июня 1905 (1905-06-26) (67 лет). Базель, Швейцария
ГражданствоНемец
Родитель (и),

Франц Камиль Овербек (16 ноября 1837 - 26 июня 1905) был немецким протестантом теологом. В англо-американском дискурсе он, вероятно, наиболее известен своей дружбой с Фридрихом Ницше ; В немецких богословских кругах Овербек по-прежнему обсуждается из-за его собственных работ.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Молодежь
    • 1.2 Богослов в Базеле
    • 1.3 Дружба с Ницше
    • 1.4 Старость и наследие
  • 2 Работы
  • 3 Примечания
  • 4 Библиография
Жизнь

Юность

Франц Овербек родился в Санкт-Петербурге как гражданин Германии в семье Франца Генриха Херманна Овербека, немецко-британского купца, и его жены., Жанна Камиль Серкле, родившаяся в Санкт-Петербурге в французской семье. Следовательно, его воспитание было европейским и гуманистическим: сначала в Санкт-Петербурге, затем в Париже с 1846 г. до Февральской революции 1848 г., снова в Санкт-Петербурге, а после 1850 г. Дрезден. Это международное образование помогло ему свободно говорить на важнейших европейских языках.

С 1856 по 1864 год Овербек изучал богословие в Лейпциге, Геттингене, Берлине и Йене.. В первую очередь благодаря лекциям Карла Шварца и в сочетании с историческим богословием Фердинанда Кристиана Баура его исследования поставили его у истоков академической критики официальной теологии. В 1859 году он получил докторскую степень, после чего работал над своей степенью на Ипполите до 1864 года. После 1864 года он преподавал как приват-доцент в Йене.

Во время учебы в Лейпциге он подружился с Генрихом фон Трейчке, а в Геттингене Овербек стал членом Burschenschaft Hannovera.

Богослов в Базеле

В 1870 году Овербек стал профессором экзегезы Нового Завета и истории старой церкви в Университете Базеля. С этого времени и до 1875 года он жил в том же доме (этажом ниже) со своим коллегой Фридрихом Ницше, профессором классической филологии того же университета. За это время у соседей по дому завязалась дружба, которая по-прежнему имела решающее значение друг для друга.

В 1873 году Овербек опубликовал свой самый важный труд «Насколько христиански наше современное богословие?» (Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie), в которой он утверждал, что «историческое» христианство, развитое отцами церкви, не имело и не могло иметь ничего общего с первоначальными идеями Христа. Он заметил, что раннее христианство противопоставляло себя любому типу истории, культуры и науки, что делало «христианское богословие» невозможным. В этой работе Овербек критиковал консервативное («апологетическое») богословие, которое догматически придерживалось доктрин, равно как и «либеральное» богословие, которое утверждало, что вера и знание могут быть согласованы. По словам Овербека, оба не смогли уловить сущность христианства, исключающего все виды научных знаний.

Основанием для этой работы послужили Давида Штрауса Старая и новая вера (Vom alten und neuen Glauben, 1872) и Поля де Лагарда «О взаимосвязи Германское государство к теологии, церкви и религии »(« Über das Verhältnis des deutschen Staates zu Theologie, Kirche und Religion », 1873). Оба автора попытались сформировать современную христианскую религию с помощью богословских исследований. Овербек считал этот проект невозможным и в корне ошибочным. В своем послесловии ко второму изданию 1903 года он возобновил эту критику богослова Адольфа фон Гарнака и его работу «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums», 1900).

Издание этой книги практически уничтожило все его шансы стать профессором немецкого университета. Он остался в Базеле и более десяти лет читал одну и ту же вводную лекцию, не высказывая своих провокационных тезисов.

В частном порядке Овербек сделал объемные заметки для «Церковного лексикона» (Kirchenlexikon), в котором он развивает личные счета, в основном теологические, но также политические, культурные, философские и литературную библиографию с комментариями. Цель этой коллекции выполнила единственную цель, которую Овербек видел для ученого теолога: светская история церкви. Овербек задокументировал именно то, что само христианство не объясняет или не может понять, более того, что оно отрицает, тем самым демонстрируя свою главную дилемму: невозможность «христианского богословия».

В 1876 году Овербек женился на Иде Ротплетц и в течение одного года был ректором Базельского университета.

Дружба с Ницше

«Насколько христианским является наше сегодняшнее богословие?» была опубликована одновременно с первой работой Ницше. Оба сочинения критиковали Давида Штрауса и разделяли схожие основные тезисы. Хотя это были единственные книги Ницше и Овербека, опубликованные вместе, тезисы, подобные тезисам Овербека, можно найти в трудах Ницше через «Антихрист».

После того, как Ницше покинул Базель в 1879 году, он и Овербек продолжили личную дружбу посредством регулярной переписки. В письме 1881 года Ницше писал Овербеку:

Мой дорогой друг, что это наша жизнь? Лодка, которая плавает в море, и все, что о ней известно наверняка, - это то, что однажды она перевернется. Вот и мы, две старые добрые лодки, которые были верными соседями, и, прежде всего, ваша рука сделала все возможное, чтобы я не «опрокинулся»! Тогда давайте продолжим наше путешествие - друг ради друга, еще долго, еще долго! Мы должны так сильно скучать друг по другу! Сносно спокойное море, хороший ветер и, прежде всего, солнце - чего я желаю себе, я желаю и вам, и мне очень жаль, что моя благодарность может выразиться только в таком желании и никак не влияет на ветер или погоду.

В начале января 1889 года Ницше разослал друзьям письма, в которых проявлялись симптомы душевного расстройства. Получив такое письмо, Овербек в тот же день отправился в Турин, чтобы забрать больного Ницше и его рукописи. Он продолжал навещать Ницше до самой смерти последнего в 1900 году.

Чтобы оставаться искренним по отношению к своему другу, Овербек критически дистанцировался от содержания произведений Ницше и осуждал зарождение героического поклонения и ревизионизма. Он отказался сотрудничать с Элизабет Фёрстер-Ницше и ее Nietzsche-Archiv и, в основном в личных заметках и письмах, обвинил ее в неверном толковании Ницше. Он отказался передать ей свою переписку с Ницше - что оказалось правильным, поскольку она подделывала письма других корреспондентов.

Старость и наследие

После долгих периодов болезни в 1897 году Овербек стал почетным профессором, а в следующем году, заметно ослабев, он отказался от этой почетной должности в Базеле. В 1903 году, после долгих колебаний, он принял почетную докторскую степень в Университете Сент-Эндрюс. В 1905 году Франц Овербек умер в Базеле.

После его смерти Элизабет Ферстер-Ницше продолжала преследовать Овербека и его репутацию. В 1907 году она возобновила кампанию против него, которая, в свою очередь, была отклонена его женой Идой и его давним другом.

Лишь через несколько десятилетий после смерти Овербека его (анти) теологические взгляды были приняты всерьез, в частности, Карлом Барт, Карлом Лёвитом и Мартин Хайдеггер. Поскольку c. В 1980 г. интерес к Овербеку вырос, по крайней мере, в немецких академических кругах, о чем свидетельствует рост числа публикаций в этой стране.

Работы

Хотя критическое издание публикаций Овербека (включая многие его заметки для его лексикона) было опубликовано в Германии, некоторые из его произведений до недавнего времени были доступны в английском переводе. Однако сейчас есть два перевода слова «Über die Christlichkeit unserer heutigen Theologie» на английский язык:

  • «On the Christianity of Theology», пер. Джона Элберта Уилсона, Pickwick Publications, 2002, ISBN 1-55635-040-6
  • «Насколько христиански наше современное богословие?», пер. Мартин Генри, TT Clark / Continuum, 2005, ISBN 0-567-08429-9
Примечания

1. http://www.thenietzschechannel.com/correspondence/eng/nlett-1881.htm#november-14-1881 Канал Ницше: Письма Ницше: 1881

Библиография
  • Мартин Генри, «Обзорная статья: Франц Овербек: обзор новейшей литературы (часть 1)», Irish Theological Quarterly, 72,4 (2007), 391–404; «(Часть 2)», там же, 73,1-2 (2008), 174–191.
  • Рудольф Брандле, Эккехард В. Стегеманн (ред.), Франц Овербек unerledigte Anfragen an das Christentum (Kaiser, Мюнхен 1988 г.) ISBN 3-459-01755-4.
  • Андреас Урс Соммер, Der Geist der Historie und das Ende des Christentums. Zur "Waffengenossenschaft" von Friedrich Nietzsche und Franz Overbeck (Akademie-Verlag, Berlin 1997) ISBN 3-05-003112-3.
  • Мартин Д. Генри, Франц Овербек: теолог ? Религия и история в мысли Франца Овербека (Lang, Bern 1995) ISBN 0-8204-2926-0.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:28:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте