Фортунатиан Аквилейский, епископ Аквилеи в середине четвертый век нашей эры, согласно Иерониму (северо) африканского происхождения (De vir. больной. 97), был автором, по-видимому, старейшего из сохранившихся западных комментариев к Евангелиям, до сих пор известного из нескольких отрывков (два идентифицированных Уилмартом из рукописи Труа и еще один Бишофф из Анжера) и ссылка в переписке Джерома (таким образом, предшествовавшая Хилари на Св. Матфея), но в 2012 году обнаруженная редактором Лукасом Дорфбауэром в рукописи IX века из библиотеки Кельнского собора.
Возможно, Фортунатиан в конечном итоге склонился к анти- никейской доктрине, но в l984-6 текст ясно заявляет, что Троица состоит из одной субстанции (это его ранняя позиция, его взвешенный взгляд или интерполяция?). Он также признал значительный образный элемент в повествованиях Евангелия. (Пример: 1.499 сл. Трактовка Фортунатианом волхвов, «возвращающихся другим путем».) Интересной деталью является его отождествление двух из четырех евангелистов на основании Иезекииля и Апокалипсис в начале его текста: Марк орел, а Иоанн лев.
Фортунатиан был участником западного Собора Сердика (343 г.), который осудил учение Ария ; впоследствии он развлекал Афанасия на его обратном пути из Трева в Александрию, и был выбран Папой Либерием для защиты Афанасия на Миланском соборе (355 г.), где, однако, он, несомненно, с доброй милостью уступил давлению императора Констанций II ; после совета он призвал Папу Либерия подчиниться.